Инновационные технологии в воспитательной работе учителя начальных классов
Инновационные технологии в воспитательной работе учителя начальных классов
Развитие школы осуществляется посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Леонардо да Винчи
Развитие школы осуществляется посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы:
- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
- различные варианты школы полного дня;
- создание детско-родительских объединений внутри школы (Совет лидеров, Совет старшеклассников);
- информационно – коммуникативные (работа с сайтом школы, банк идей и т.п.);
- нестандартные технологии (предметные недели, неделя психологического здоровья, интеллектуальный марафон);
- социальное проектирование;
- организационно-деятельностные игры (ОДИ);
- технология исследовательской деятельности;
- технология социально-педагогического диагностирования;
- технология программирования;
- технология реализации плана;
- технология разноуровневой дифференциации;
- модульная педагогическая технология;
- технология дидактической игры;
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология;
- деятельностный подход;
- технология проектов и т.д.
Во внедрении инновационных методов и технологий учителю начальных классов необходимо руководствоваться основными заповедями: любить, верить, знать, уважать и стараться понять ребенка. Любовь – основа культуры педагога. Вера – фундамент методов и приемов обучения и воспитания. Без знания ребенка нет обучения, воспитания, нет настоящего учителя. Без уважения и понимания невозможно проникнуть в духовный мир личности.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству. Цель личностно-ориентированного подхода в воспитании детей предусматривает создание условий для формирования личности каждого ученика, выявления и раскрытия его способностей. В центре внимания – ребенок - уникальная целостная личность.
Перед учителем стоит задача выбора заданий, требующих творческой переработки, обобщения, систематизации, умений и навыков сравнивать и анализировать; которые стимулируют проявление самостоятельности детей, их творческих возможностей. Технология ориентирована на личность, т.е. процесс воспитания максимально дифференцирован и индивидуализирован. Учитель должен найти методы и средства, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка, взять на вооружение методы психодиагностики, изменить организацию деятельности детей. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творческого роста личности. Процесс воспитания строится на формировании творческой личности, стремящейся к самовоспитанию, самореализации.
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию современной личности. Она должна быть не только знающей, но мыслящей, инициативной и самостоятельной. Инновационные технологии меняют роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы дети использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
В основе деятельностного подхода лежит личностное включение ребенка в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Этого можно достичь и используя компьютерные технологии. Компьютерные средства обучения называют еще интерактивными, т.к. они обладают способностью вступать в диалог ученика и учителя. Компьютер можно использовать на всех этапах воспитательного процесса, при этом для ребенка он способен быть и другом, и соперником, и игровой средой. Основной целью компьютерных технологий воспитания является подготовка детей к полноценной жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Одним из очевидных достоинств занятий с использованием информационно-компьютерных технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы. Ценность эффективного применения информационных технологий состоит и в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает воспитательный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Так, например, при проведении мероприятий «Ученик года», «Самый интеллектуальный класс» и т.д. можно воспользоваться помощью учеников, которые с удовольствием создадут презентацию на заданную тему, подберут музыкальный ряд, снимут и организуют просмотр видеозарисовок и т.п.
Как же включить учащихся в образовательный процесс? Для начальной школы основной формой деятельности остается игровая. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Чудо в том и состоит, что, являясь развлечением, игра может перерасти в обучение, в творчество. Любая игра требует определенной подготовки, соблюдения правил, подведения итогов. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации.
Развитие гармоничной благополучной личности невозможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья. Так, например, «Разноцветная неделя» - неделя психологического здоровья в школе, раскрашена в яркие цвета радуги воздушными шарами, элементами одежды и эмблемами соответствующих цветов.
Понедельник – день жизни, радости, здоровья, красоты. Его основной цвет - красный. Дети участвуют в акции «Комплимент», отправляют письма и открытки по почте добрых пожеланий, оформляют на дверях кабинетов плакаты «Дерево радости», а в одежде обязательно присутствуют элементы красных оттенков.
Вторник – день солнечной дружбы. Цвет дня – желтый или оранжевый. Ребята приносят шарики этого цвета и дарят их друг другу, фотографируются с друзьями, становятся волонтерами акции «Протяни руку помощи», собирая предметы личной гигиены для передачи в Дом малютки, находящийся в соседнем микрорайоне.
В среду – зеленый день и несколько мероприятий: акция-конкурс по изготовлению кормушек для птиц, акция «Живая планета» (сбор кормов для центра помощи животным), карнавал «В мире животных», фотовыставка «Мой домашний питомец».
Четверг становится днем счастья и мечты. Допускаются элементы одежды синего, голубого и джинсового цветов, на больших переменках для ребят организуются зажигательные танцевальные флешмобы, а старшеклассники готовят и проводят разноцветные уроки изобразительного искусства.
В пятницу дети приходят в одежде своего любимого цвета, участвуют в веселой акции «Волшебное средство», угощая друзей сладостями за выполнение веселых заданий, все вместе подводят итоги разноцветной недели, выделяя звездочек – самых активных участников. Каждый день, таким образом, помогает открыть что-то новое, взглянуть на школьную жизнь другими глазами.
Целью любых здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у школьников необходимых знаний и навыков по здоровому образу жизни, умению использовать их в повседневной жизни.
В воспитательной работе это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе занятий по профилактике употребления психоактивных веществ на классных часах, изучению курса «Полезные привычки». Энергично включаются дети и в участие во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». Этому способствует и агитация в средствах массовой информации, и работа учителей физической культуры, и проведение комплекса мероприятий на базе школы (классные часы «Что такое ГТО?», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Быстрее, выше, сильнее» и т.п.).
В соответствии с требованиями ФГОС ОО в современной школе внедряются проектная и исследовательская деятельность учащихся. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формирование способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений.
В ходе решения происходит качественное самоизменение ребёнка или группы детей. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Как показывает практика, наиболее интересными становятся для ребят проекты, связанные с повседневной жизнью (выращивание овощей, комнатных растений), с выбором будущей профессии, с участием в объединениях дополнительного образования («Танцы – прошлое, настоящее, будущее», «Баян – жизнь моя» и т.п.).
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный и воспитательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
Учитель, формирующий личность, сам должен быть талантлив, многогранен, мобилен. Только тогда новые идеи, принципы и приемы помогут ему создавать новые педагогические технологии, внедрять различные инновации в воспитательный процесс. И только тогда система воспитания и обучения станет эффективной и плодотворной.