kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инклюзивное обучение в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение опыта рвботы с детьми  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное обучение в школе»

Слайд 1 . «Инклюзивное обучение в школе»

Подготовила учитель начальных классов КГУ «ШЛ № 4» Дорожка М.В.

Слайд 2. Термин «особые образовательные потребности» (ООП) не так давно появился в современном обществе. Особые образовательные потребности – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушение развития» «отклонения в развитии».

В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Большинство исследователей признают, что в работе с «особым» ребёнком именно отношения являются ключом к развитию и успешной социализации.


Слайд 3. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; детей с нарушением интеллектуального развития; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. Государственные образовательные стандарты для детей с ООП и ОВЗ рассматриваются как неотъемлимая часть государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РК, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ООП и ОВЗ.

Слайд 4. В настоящее время применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Слайд 5. Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе,

--включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.



Слайд 6. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ООП и ОВЗ в развитии являются:

  • игровые ситуации;

  • дидактические игры;

  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.



Слайд 7. Нам, педагогам при работе с такими детьми необходимо:

  • следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;

  • поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.



Для детей с ООП важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Слайд 8. Могу привести пример из личного опыта работы. В моем классе обучается два «особенных» ребенка, один ребенок имеет диагноз ДЦП гемипаретическая форма слева средней тяжести, РОП ЦНС, другой ребенок имеет заболевание Двухсторонняя нейросенсорная тугоухость 4 ст. ОНР – 2 уровня.

Педагогам при работе с такими детьми необходимо знать, что обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне Слайд 9. лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях:

  • посильная медицинская коррекция двигательного дефекта;

  • терапия нервно-психических отклонений;

  • купирование соматических заболеваний.

Развитию движений руки нужно уделять особое внимание. Усложнение заданий, увеличение амплитуды действий и длительности занятий происходит постепенно. Движения могут выполняться ребенком не только в положении сидя за столом, но и лежа, стоя.

Слайд 10. Формировать целенаправленные движения руками можно начинать с простейших игр «Ладушки», «Сорока-белобока», «Колечки», «Щелчки» с выполнением общепринятых жестов: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой («до свидания»), погладить рукой по голове себя, ребенка, куклу («хороший», «хорошая»), постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами, постучать по столу одним пальцем (привлечь внимание к себе), по очереди несколькими пальцами («игра на пианино», «дождь идет» и т. д.).

Можно использовать имитационные движения («петушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком»). Особенно важно развить у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение. Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание или не может вообще его выполнить, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, нужно, лишь повторить еще несколько раз данное движение.

Наиболее трудно бывает развить координацию одновременно выполняемых движений, что необходимо в предметной деятельности и особенно при письме. При работе с детьми младшего школьного возраста для выработки этих движений можно использовать Слайд 11. упражнения со спортивным инвентарем (мячами, гантелями, гимнастическими палками, булавами, ракетками) и с игрушками (пирамидками, кубиками, кольцами). Детям можно предлагать перекладывание предметов с одного места на другое, с руки на руку, прокатывать, подбрасывать и ловить.

Слайд 12. Полезно включать в занятия, для выполнения дома, с детьми следующие виды упражнений:
- разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот;
– постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
– повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать то же левой рукой;
– руки полусогнуты, опора на локти;
— встряхивание по очереди кистями («звонок»);
Слайд 13.
– руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу — к столу);
– фиксировать левой рукой правое запястье
— поглаживать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т. п.

Одновременно проводится работа и по развитию движений пальцев рук, особенно правой:

  • соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»);

  • соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести («корзиночка»).

Не менее значимыми для развития движений и интересными могут быть задания с использованием бумаги. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую газетную бумагу. Объяснить, что бумагу можно резать, склеивать, делать аппликации и различные поделки. Для развития движений рук целесообразно учить перематывать из клубка в клубок веревочку, шнур, нитки.

Слайд 14. Как на занятиях, так и дома детям рисовать и писать рекомендуется только с помощью взрослого в следующей последовательности:

  • Проверить, правильно ли стоит стул, удобно ли сидеть ребенку.

  • Положить правую (пишущую) руку в позу для письма и сохранять ее некоторое время, изменяя положение головы, туловища (взрослый корректирует позу и помогает ребенку ее удерживать).

  • Вложить левой рукой в правую руку какой-либо цветной карандаш; при выполнении этого задания важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза, не сдвигал и не сгибал правую руку, не снимал ее со стола.

  • Выполнить несколько движений правой рукой, принимая правильную позу для письма.

  • Положить карандаш на стол, расслабить правую руку.

Предлагаю рассмотреть, как можно построить свою работу с детьми с нарушением слуха.

При работе с детьми, необходимо знать, что обучение должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы.

Слайд 15. Для того, чтобы ребенок научился хорошо говорить, он должен хорошо слышать. В этом ему помогает слуховой аппарат (СА). Но очень важно научить ребенка эффективно использовать его возможность слышать в СА. Для этого надо:

  • Чтобы ребенок носил СА постоянно в течение всего дня.

  • Вызывать у ребенка интерес к звукам.

  • Развить желание прислушиваться к разным звукам, голосу.

  • Развить желание пользоваться голосом и речью для общения.

  • Помочь научиться понимать слова и говорить.

Слайд 16. Существуют рекомендации по работе с детьми.

  • Чтобы научиться слышать, понимать речь и говорить ребенок должен носить слуховой аппарат каждый день и в течение всего дня.

  • Учите ребёнка правильно пользоваться и ухаживать за СА.

  • Узнайте у родителей, как ребёнок слышит в СА. Большинство детей в слуховых аппаратах слышат все звуки, речи (буквы) на расстоянии более 2-4 м.

  • Для восприятия звуков необходимо обеспечить хорошие условия, поскольку детям даже в хороших СА трудно учиться слушать в шумных помещениях.

  • Не закрывайте лицо, когда вы разговариваете с ребёнком, при обычном общении. Говорите естественно, внятно не быстро (но не по слогам и не по словам) не кричите. Говоря что-то, привлекайте внимание ребёнка, повторите предложение, если он не понял, делайте паузы между своими репликами. Если ребёнок умеет читать, и он не узнал слово или фразу на слух, можно написать это слово или фразу и дать прочитать ребёнку, а потом снова повторить. Используйте естественные жесты, когда говорите, если надо объяснить ребёнку значение нового слова. Только потом повторите это слово без жестов.

  • Необходимо дать возможность ребёнку слушать разные неречевые и речевые звуки, сравнивать их, запоминать.

  • Привлекайте внимание ребёнка к разным окружающим звукам, проявляете живой интерес к ним, объясняйте что звучало (звенело, гремело, стучало, шуршало и т.д.), как звучало и как называется. Научите ребёнка искать звуки. Если есть возможность, повторите этот звук, дайте ребёнку повторить, пусть ребёнок назовет что это и как звучит.

  • Помогайте ребёнку составлять фразы, задавайте наводящие вопросы.

  • Создавайте ситуации, когда от ребёнка требуется что-то сказать.

В процесс развития и воспитания необходимо, что бы были привлечены все, кто заботится о ребенке, — братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники.

Слайд 17. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Слайд 18. Спасибо за внимание!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инклюзивное обучение в школе

Автор: Дорожка Маргарита Владимировна

Дата: 08.08.2024

Номер свидетельства: 654765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении."
    ["seo_title"] => string(59) "inkliuzivnoe_obuchenie_v_obshcheobrazovatelnom_uchrezhdenii"
    ["file_id"] => string(6) "608481"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653999319"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Внедрение  инклюзивного обучения в школах"
    ["seo_title"] => string(50) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obuchieniia-v-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "306401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458124312"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) ""Инклюзивное обучение" "
    ["seo_title"] => string(25) "inkliuzivnoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "216710"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433126084"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "План коучинг-занятия "Как инклюзивное обучение влияет на гуманизацию учебного процесса?""
    ["seo_title"] => string(94) "plankouchinghzaniatiiakakinkliuzivnoieobuchieniievliiaietnaghumanizatsiiuuchiebnoghoprotsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "282129"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453648945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства