Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное обучение в школе»
Слайд 1 . «Инклюзивное обучение в школе»
Подготовила учитель начальных классов КГУ «ШЛ № 4» Дорожка М.В.
Слайд 2. Термин «особые образовательные потребности» (ООП) не так давно появился в современном обществе. Особые образовательные потребности – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушение развития» «отклонения в развитии».
В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Большинство исследователей признают, что в работе с «особым» ребёнком именно отношения являются ключом к развитию и успешной социализации.
Слайд 3. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; детей с нарушением интеллектуального развития; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. Государственные образовательные стандарты для детей с ООП и ОВЗ рассматриваются как неотъемлимая часть государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РК, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ООП и ОВЗ.
Слайд 4. В настоящее время применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Слайд 5. Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе,
--включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Слайд 6. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ООП и ОВЗ в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Слайд 7.Нам, педагогам при работе с такими детьми необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.
Для детей с ООП важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Слайд 8. Могу привести пример из личного опыта работы. В моем классе обучается два «особенных» ребенка, один ребенок имеет диагноз ДЦП гемипаретическая форма слева средней тяжести, РОП ЦНС, другой ребенок имеет заболевание Двухсторонняя нейросенсорная тугоухость 4 ст. ОНР – 2 уровня.
Педагогам при работе с такими детьми необходимо знать, что обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне Слайд 9. лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях:
Развитию движений руки нужно уделять особое внимание. Усложнение заданий, увеличение амплитуды действий и длительности занятий происходит постепенно. Движения могут выполняться ребенком не только в положении сидя за столом, но и лежа, стоя.
Слайд 10. Формировать целенаправленные движения руками можно начинать с простейших игр «Ладушки», «Сорока-белобока», «Колечки», «Щелчки» с выполнением общепринятых жестов: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой («до свидания»), погладить рукой по голове себя, ребенка, куклу («хороший», «хорошая»), постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами, постучать по столу одним пальцем (привлечь внимание к себе), по очереди несколькими пальцами («игра на пианино», «дождь идет» и т. д.).
Можно использовать имитационные движения («петушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком»). Особенно важно развить у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение. Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание или не может вообще его выполнить, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, нужно, лишь повторить еще несколько раз данное движение.
Наиболее трудно бывает развить координацию одновременно выполняемых движений, что необходимо в предметной деятельности и особенно при письме. При работе с детьми младшего школьного возраста для выработки этих движений можно использовать Слайд 11. упражнения со спортивным инвентарем (мячами, гантелями, гимнастическими палками, булавами, ракетками) и с игрушками (пирамидками, кубиками, кольцами). Детям можно предлагать перекладывание предметов с одного места на другое, с руки на руку, прокатывать, подбрасывать и ловить.
Слайд 12. Полезно включать в занятия, для выполнения дома, с детьми следующие виды упражнений: - разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот; – постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки; – повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать то же левой рукой; – руки полусогнуты, опора на локти; — встряхивание по очереди кистями («звонок»); Слайд 13. – руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу — к столу); – фиксировать левой рукой правое запястье — поглаживать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т. п.
Одновременно проводится работа и по развитию движений пальцев рук, особенно правой:
соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»);
Не менее значимыми для развития движений и интересными могут быть задания с использованием бумаги. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую газетную бумагу. Объяснить, что бумагу можно резать, склеивать, делать аппликации и различные поделки. Для развития движений рук целесообразно учить перематывать из клубка в клубок веревочку, шнур, нитки.
Слайд 14. Как на занятиях, так и дома детям рисовать и писать рекомендуется только с помощью взрослого в следующей последовательности:
Проверить, правильно ли стоит стул, удобно ли сидеть ребенку.
Положить правую (пишущую) руку в позу для письма и сохранять ее некоторое время, изменяя положение головы, туловища (взрослый корректирует позу и помогает ребенку ее удерживать).
Вложить левой рукой в правую руку какой-либо цветной карандаш; при выполнении этого задания важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза, не сдвигал и не сгибал правую руку, не снимал ее со стола.
Выполнить несколько движений правой рукой, принимая правильную позу для письма.
Положить карандаш на стол, расслабить правую руку.
Предлагаю рассмотреть, как можно построить свою работу с детьми с нарушением слуха.
При работе с детьми, необходимо знать, что обучение должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы.
Слайд 15. Для того, чтобы ребенок научился хорошо говорить, он должен хорошо слышать. В этом ему помогает слуховой аппарат (СА). Но очень важно научить ребенкаэффективно использовать его возможность слышать в СА. Для этого надо:
Чтобы ребенок носил СА постоянно в течение всего дня.
Вызывать у ребенка интерес к звукам.
Развить желание прислушиваться к разным звукам, голосу.
Развить желание пользоваться голосом и речью для общения.
Помочь научиться понимать слова и говорить.
Слайд 16. Существуют рекомендации по работе с детьми.
Чтобы научиться слышать, понимать речь и говорить ребенок должен носить слуховой аппарат каждый день и в течение всего дня.
Учите ребёнка правильно пользоваться и ухаживать за СА.
Узнайте у родителей, как ребёнок слышит в СА. Большинство детей в слуховых аппаратах слышат все звуки, речи (буквы) на расстоянии более 2-4 м.
Для восприятия звуков необходимо обеспечить хорошие условия, поскольку детям даже в хороших СА трудно учиться слушать в шумных помещениях.
Не закрывайте лицо, когда вы разговариваете с ребёнком, при обычном общении. Говорите естественно, внятно не быстро (но не по слогам и не по словам) не кричите. Говоря что-то, привлекайте внимание ребёнка, повторите предложение, если он не понял, делайте паузы между своими репликами. Если ребёнок умеет читать, и он не узнал слово или фразу на слух, можно написать это слово или фразу и дать прочитать ребёнку, а потом снова повторить. Используйте естественные жесты, когда говорите, если надо объяснить ребёнку значение нового слова. Только потом повторите это слово без жестов.
Необходимо дать возможность ребёнку слушать разные неречевые и речевые звуки, сравнивать их, запоминать.
Привлекайте внимание ребёнка к разным окружающим звукам, проявляете живой интерес к ним, объясняйте что звучало (звенело, гремело, стучало, шуршало и т.д.), как звучало и как называется. Научите ребёнка искать звуки. Если есть возможность, повторите этот звук, дайте ребёнку повторить, пусть ребёнок назовет что это и как звучит.
Создавайте ситуации, когда от ребёнка требуется что-то сказать.
В процесс развития и воспитания необходимо, что бы были привлечены все, кто заботится о ребенке, — братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники.
Слайд 17. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.