Просмотр содержимого документа
«Игры с массажным мячиком на развитие мелкой моторики рук»
Игры для развития мелкой моторки рук с использованием массажных шариков
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский.
Представление , что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.
Н.А. Бернштейн.
Основная цель представленных игр – развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка) при речи связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нестандартного оборудования:
массажных мячиков;
платочков;
ковриков;
крупных бигуди;
прищепок;
счётных палочек;
зубных щёток;
бус;
резинок для волос;
шестигранных карандашей.
Все игры сопровождаются стихотворениями - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами - заменителями, придумывать для них новое применение.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержащие стихотворения изображаются с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище).
Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоционнальное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Основной целью таких игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Работу проводить нужно регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять - в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.
Игры с массажными мячиками.
Массажный мячик - эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. При выполнении упражнений с массажным мячиком задействуются глубокие мышечные структуры. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически - активные зоны кожи головы, туловища и конечностей.
Разминка №1.
Ручки, ручки, просыпайтесь.
( Дети катают мячик в руках , делая движения вперед – назад, вправо- влево между ладонями).
Пальчики, пальчики, просыпайтесь.
( Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук).
Головка, головка, просыпайся .
( Катают мячик круговыми движениями по голове).
Животик, животик, просыпайся.
( Катают мячик круговыми движениями по животу)
Ножки, ножки, просыпайтесь.
( Катают мячик по правой , а затем по левой ноге).
О. Крупенчук.
Разминка № 2.
Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.
( Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладоши)
«Здравствуй , мой любимый мячик!»-
Скажет утром каждый пальчик.
Раз, два, три, четыре , пять.
( Касаются мячиком каждого пальца правой и левой руки).
Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.
( Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони)
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет
(Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку.
Разминка № 3.
(Движения выполняются по тексту)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошки,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк!
Мяч катаю между рук!
Игра с ёжиком.
Мы возьмем в ладошки «Ежик»
(берем массажный мячик)
И потрем его слегка,
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки,
(меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.
(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу,
(пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках –
(прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.
(прижимаем ладошки к себе).
Веселый счет.
«Ежик» в руки нужно взять,
(берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.
(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять.
(перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
Испечем мы каравай.
Месим, месим тесто,
(Сжимаем мяч, мяч в правой руке)
Есть в печи место.
(перекидываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай,
(несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекидывай , валяй!
( катаем мяч между ладошками)
Научились !
Научились мячик мы
Между пальцами катать
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать !
(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед – назад, вправо – влево между ладонями).
Польза.
Тренируйте пальчики:
Станет рука сильной, головушка умной,
А речь красивой!
(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед – назад , вправо – влево между ладонями).