Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию с детьми с ТМНР по «Наши руки не знают скуки!» (развитие мелкой моторики и крупной моторики)
Цель: развивать мелкую и крупную моторику учащейся, способствовать появлению попыток ребёнка удерживать и захватывать предмет.
Ход урока:
- Орг.момент.
Негромко звенит звонок.
- Упражнение «Прикосновение»
Ребенок лежит в удобной позе, педагог накладывает свою теплую ладонь или обе ладони на части тела ребенка, удерживая свои руки несколько секунд.
- Приветствие.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый золотой
На урок возьмем с собой
Будет он нас согревать
Будет Рае помогать.
- Здравствуй, Раечка, я очень рада тебя видеть.
- Упражнение «Тянемся-потянемся» (3 раза)
Вот проснулись Потянулись,
С боку на бок Повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
- Упражнение «Зеркало»
- Рая, посмотри на свое отражение в зеркале, где твои большие глаза? Где твои длинные ресницы? - Где нос? Где щеки? - Где уши?
- Давай дотронемся до них пальчиком и поздороваемся с ними. (- Здравствуйте глаза, … и тд.)
- Общее расслабление
- К нам на занятие пришел колючий ежик (массажный мячик), он тоже хочет поиграть с тобой.
- Обведение контура тела массажным мячиком.
Игра «Катится колючий ежик» (Железнова)
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
Мне по пальчикам (по ножкам, по спинке) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда. Мне щекотно - да, да, да!
Уходи колючий еж, в темный лес, где ты живешь!
+ Поглажевание частей тела
- Развитие слухового восприятия и остаточного слуха
Игра «Погремушка»
Цель: развитие слухового внимания; обучение умению реагировать на неречевой звук.
Оборудование: игрушка - Погремушка.
Ход игры: – к тебе в гости пришла весёлая Погремушка. Посмотри на нее. Какая она яркая, красивая. Послушай, как она гремит. Тебе нравится?
- А теперь попробуй сама, возьми ее в руку и погреми.
Дали Маше погремушку,
И гремит она над ушком
Маша не пугается, Маша улыбается.
- Развитие общей моторики
Упражнение на восприятие собственного тела с поглаживаем частей тела
Цель: выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка.
Рая весело бежит к речке по дорожке,
А для этого нужны нашей Маше ножки.
Рая ягодки берет по две, по три штучки,
А для этого нужны нашей Маше ручки.
Рая слушает в лесу как поет кукушка,
А для этого нужны нашей Маше ушки.
Рая ядрышки грызет, падают скорлупки,
А для этого нужны нашей Маше зубки.
Рая смотрит на кота, на картинке в сказке
А для этого нужны нашей Маше глазки.
- Развитие мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика «Зима»
- Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
- -Наши пальчики готовы к работе, мы сумеем выполнить все задания.
- Отработка упражнения: «Орехи собирай- не зевай!».
Цель: совместные действия, выполнение их по подражанию.
Белка зайчику сказала,
У меня орешков мало,
Ну-ка, зайка, помогай
Собирать мне урожай.
- Давай с тобой соберем орешки с спрячем белочке в дупло. (куб с отверстиями и фигурки к нему).
6. Работа над темой урока.
- Упражнение «Подержи»
Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью.
- Протянуть ребенку свой палец. Погладить внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помочь ему сжать руку. Тянуть слегка, потому что рука сжата. Взять правую и левую – обе руки ребенка. Вращать слегка своим пальцем в кулачке ребенка.
- Игра: «Захвати игрушку» (Ю. А. Разенкова)
Цель: - Способствовать появлению попыток ребёнка наталкиваться руками на низко подвешенные игрушки и захватывать их.
Игрушка подвешена над ребенком (кольцо от пирамидки на ленте)
Покатилось, покатилось
Раино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка,
ПокатилосьКолесом,
ПритаилосьЗа кустом.
- Поймали кольцо!
- Покачать игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладить ручки ребенка и подтолкнуть их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается захватить, поднять руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка, прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскрыть кулачки ребенка, погладьте их и помочь захватить игрушку. Повторите все игровые приемы.
- Разминка для пальчиков
Шишки в руки дружно взяли
И ладошках покатали
Покрутили, повертели
Вновь работать захотели.
- Игра: «Собери шишки»
- Методом «Рука в руке» собираем шишки и складываем в корзинку.
Белка шишки собирала
Собирала и считала
Забиралась на сосну
Прибавляла к трем одну
Было шишек три сначала.
А теперь четыре стало.
- Релаксационная пауза (См. по состоянию ребенка, можно провести раньше)
- Упражнение «Лобно-затылочный обхват» (элементы кинезиологии)
Звучит спокойная музыка для релаксации
Учитель накладывает свои руки на лоб и затылок ребенка, ладони располагаются горизонтально. Во время фиксации рук учитель произносит:
- Молодец, Маша, стараешься, я уверена, у тебя все получится!
8. Закрепление нового материала (ЗУНа)
- Игра: «Удержи ложку»
- Перед тобой деревянные ложки, попробуй удержать их рукой
За обедом суп едят, к вечеру "заговорят"
Деревянные девчонки, музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко на красивых ярких ложках.
- «Игра на ложках» методом «рука в руке» (под мелодию «Мы давно блинов не ели…»)
9. Итог урока. Рефлексия ребёнка, оценка работы
- Маша, ты сегодня училась брать, захватывать и удерживать предмет.
- Машенька, молодец! Ты хорошо работала, старалась. У тебя все получится.
10. Окончание занятия
- Занятие окончено, увидимся с тобой на следующем занятии.