Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях фгос
Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях фгос
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях фгос»
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Зарицкая Е. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла»
ЯНАО, г. Ноябрьск
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
* помогает снять чувство усталости;
* раскрывает способности детей, их индивидуальность;
* усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс.
Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она-часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.
«Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени. Что может быть интересней для ребёнка, чем игра?! Педагог, как волшебник, используя игровые технологии, способен превратить самый обыденный учебный процесс в незабываемое действие. Важную роль играет разумно подобранный материал, который соответствует возрастным особенностям ребенка.
Одной из основных задач проведения аттестации педагогических работников является
повышение эффективности и качества педагогической деятельности, т.е. развитие
профессионального мастерства педагогов. В условиях внедрения ФГОС второго поколения
к каждому учителю, а в особенности к учителю начальных классов, предъявляются новые
требования по организации образовательного процесса.
Современный педагог - это человек, способный создавать условия для развития
творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию
знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя
в процессе изучения материала, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их
индивидуальные способности.
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе
каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний.
Для осуществления этих задач учителю необходимо знать и применять на уроках
современные педагогические технологии.
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного
процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М.
Монахов).
Современные образовательные технологии способствуют повышению качества
образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность
образовательного процесса, академическую мобильность обучающихся, независимо от
возраста и уровня образования.
В современной школе в учебном процессе применяются разнообразные
образовательные педагогические технологии. В условиях реализации требований ФГОС
ООО наиболее актуальными следующие технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология.
2. Проектная технология.
3. Технология развивающего обучения.
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Игровые технологии.
6. Модульная технология.
7. Технология мастерских.
8. Кейс-технология.
9. Технология интегрированного обучения.
10. Педагогика сотрудничества.
11. Технологии уровневой дифференциации.
12. Групповые технологии.
13. Традиционные технологии (классно-урочная система).
Остановлюсь подробно на игровой технологии. «Игра практически с древних времён
выступает как форма обучения» (Ян Коменский).
Для включения первоклассников в учебный процесс, для лучшей их адаптации
учитель использует игровые технологии на каждом уроке. Например, это может быть урок-путешествие в «Сказочную страну», «В Космос» и другие. На протяжении всего обучения в
начальной школе учитель использует различные виды игр и игровые ситуации на уроках по
всем учебным предметам.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.
Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.
- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)
- Постройте пирамидку. (алфавит)
Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.
- «Кто больше?»Ребятам предлагается из данного слова составить слова.
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. Они позволяют
сделать интересными и увлекательными работу учащихся на каждодневных уроках.
Занимательные игры и игровые ситуации окрашивают урок эмоционально, помогают снять
чувство усталости, усиливают непроизвольное запоминание, раскрывают способности
детей, их индивидуальность.
Другой положительной стороной игры является то, что она способствует
использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал проходит
через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством
игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и
естественно его взять.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания,
передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути
своего развития. В современной школе игровая деятельность используется в следующих
случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
как элементы более обширной технологии;
в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля);
как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по
таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют
переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре,
возрастным возможностям их использования, специфике содержания.
По характеру педагогического процесса игры бывают: