Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СОЗВЕЗДИЕ" Г. БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ".
Игровые технологии как средство экологического воспитания младшихшкольников
Сауткина О.С.
Педагог дополнительного образования
Балашов 2024 г.
Экологическое воспитание младших школьников является неотъемлемым компонентом полноценного развития личности, берущий свое начало со знакомства ребенка с удивительным миром природы. Система экологического образования в начальной школе направлена на постепенное формирование экологической культуры и осознанного отношения к окружающей среде. Главная цель — пробуждение интереса к природе, ее сохранению и защите, а также воспитание уважения ко всему живому .На начальной ступени образования детей младшего школьного возраста у них развивается особая способность проявления эмпатии к окружающему миру. Ученики видят учителя как авторитетного источника информации, стимулирующего их стремления и побуждения к активным действиям и достижениям в повседневной жизни. Для успешного и благополучного достижения поставленной цели, формирования экологического воспитания младших школьников, рекомендуется применение игровых технологий, которые делают образовательный процесс и воспитательный аспект обучения увлекательным, интересным, запоминающимся и позволяют детям активно участвовать, развивая креативность, критическое мышление, тем самым постепенно вырабатывая ответственное и бережное отношение к окружающей среде. Мир игры дает возможность создания наиболее эффективного процесса освоения новой информации на уроке, наполняя обыденные и уже привычные ученикам занятия эмоциями, в результате которых игровые задания будут способствовать развитию психических процессов учащихся начальной школы .
При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:
специфических характеристик;
тематического распределения содержания;
формы организации и меры регламентации;
направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:
Творческие игры:
сюжетно-ролевые;
театрализованные;
строительные.
Игры с правилами:
дидактические;
подвижные.
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:
игры на тему «Живая природа»;
игры на тему «Неживая природа».
По форме организации и мере регламентации выделяют:
самостоятельную игровую деятельность ребенка;
совместную с педагогом игровую деятельность.
По направленности действий:
сенсорно-моторные;
предметные;
игры с перевоплощением;
социальные;
соревновательные.
По тематике:
«Где живая и неживая природа?»
«Соседи по планете.» (Живая природа.)
«Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»
«Кому где нравится?», «Кто где живет?»
«Что где растет?»
«Кому что нужно?»
«Что такое?», «Кто такой?»
«Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы.)
«Почему мы такие разные?»
«Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе.)
«Мы все нужны друг другу.»
Примеры игр.
«Что было бы, если из леса исчезли …?»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых, - что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на магнитной доске прикрепляются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды груши). Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Узнай и назови»
Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения, я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете; назовите место, где растёт (болото, луг, овраг); и наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом; подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета; крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей).
«Да – нет»
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
«Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».
Заяц, ёж, лиса, шмель;
Трясогузка, паук, скворец, сорока;
Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
Пчела, стрекоза, енот, пчела;
Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
Таракан, муха, пчела, майский жук;
Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
Лягушка, комар, жук, бабочка;
Стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
«Игра в слова»
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.).
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (Звучит музыка, напоминающая дождь). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составят ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Игра «Знаю ли я природу?» Форма: Игра (Что? Где? Когда?).
Цели: Развитие логического мышления, памяти. Воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения своих товарищей. Уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать свое внимание на данном вопросе. Закрепить природоведческие знания учащихся. Умение зрителей создавать тишину, чтобы не мешать знатокам обсуждать вопрос. Развитие познавательной активности.
Оформление: Пословицы на бумажных листах:
«Умный товарищ — половины дороги».
«Умные речи приятно и слушать».
«Думай дважды, говори раз».
«Думай думу без шуму».
Оборудование:
Сова (чучело),
Волчок со стрелой,
Табло,
Скрипичные ключи,
Песочные часы,
Гонг,
Большие конверты с заданиями,
Проигрыватель, пластинки,
Два стола: один — для игры, другой — под проигрыватель; стулья.
Содержание игры.
1. Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на ЦТ.
2. Из числа зрителей выбрать 5 знатоков. Задание для выбора:
Назвать лекарственные растения с нотой «До» (Подорожник).
Назвать птицу, которая высиживает птенцов зимой? (Клест).
Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, живет выше всех? (Созвездие Большая Медведица).
Как можно угол превратить в топливо, шест в число, полку в танец? (Прибавить «ь»).
Объясните значение слов «флора» и «фауна».
3. Знатоки садятся за стол. Выбирается капитан команды, представление игроков зрителям.
4. Игра. На столе, на круге лежат конверты с вопросами:
Кто прилетал к кормушке? Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесил небольшой кусочек сала и стал ждать. Сначала прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшено. За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шпагате, на котором висели кусочки сала.
Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней прилетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и головы у них были черно-синими, а на крыльях — белые полоски. После их посещения ягод на ветке не осталось.
А после всех к кормушке прилетели две крупные, почти черные птицы, которые своими круглыми, любопытными глазами оглядели все вокруг, увидели в снегу рассыпанные крошки, подобрали их с криками и улетели на крышу соседнего дома. (Воробьи, синицы, снегири, вороны).
Весенний плач. Видели, как весной плачут деревья? Как стекают по стволам прозрачные «слезы», а иногда бегут ручейки, если чья - то жестокая рука ранит ствол... О каком дереве идет речь? Какие деревья обижают люди и почему? Почему они плачут? (Сокодвижение у берез).
Подумайте, какое это растение? Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветочки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветает и ветер унесет легкие семена с летучками из волосиков, начинают развиваться крупные листья (Мать-и-мачеха).
О каком насекомом говорится в тексте? У этого насекомого желтые подкрылья с черными полосками. От врагов оно защищено едкой жидкостью с противным, раздражающим запахом. Взрослое насекомое хорошо летает и даже в воде не тонет. Повреждает томаты, картофель, баклажаны. Личинки красного цвета и тоже очень прожорливые. Кто это? (Колорадскийжук).
Кто этот зверь?
1. Охотится зверь в основном за мышами. Часто из-за своего прекрасного меха становится добычей охотников. Хорошо знаком Вам по сказкам. Кто это? (Лиса).
2. И еще один зверь, который тоже охотится за зайцами и иногда за мышами, хорошо лазает по деревьям? (Рысь).
3. Отгадай загадку:
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
Что это? О каких частях растений говорится в загадке? (О стручках и семенах гороха и фасоли).
4. С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние лапы, короткий хвост. Тело покрыто шерстью, своих детенышей вскармливают молоком. Но условия жизни у этих зверьков разные. Питаются травой, молодыми веточками. О каких зверьках идет речь? К каким группам животных их можно отнести? (Заяц, кролик).
5. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Отпадают те иголки.
(Лиственница)
К каким деревьям относится лиственница, к хвойным или лиственным? Почему?
Что это за птица? Небольшая, на головке у нее черная шапочка и такого же цвета галстук. Спинка серенькая, крылышки и хвостик коричневые, а брюшко белое. Длинный темный хвост все время покачивается, кажется, что она испугалась чего-то. Кто она? (Трясогузка).
Заводят волчок. Знатоки отвечают на вопросы.
Игра «Экологический брейн-ринг» Цели игры. Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии в рамках изучения предметов биологии и географии; показать роль антропогенного фактора в природе и зависимость здоровья человека от его образа жизни и изменений окружающей среды; способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии, развитию сообразительности и находчивости.
Подготовка к игре.
Игра рассчитана на 5 команд по 5-6 человек в каждой. Команды сборные, формируются из учеников 6-11 классов. Команда имеет название, эмблемы, девиз и выбирает командира. Игра идёт за двумя игровыми столами, на столах две одинаковые настольные лампы.
Ход игры:
Вступление. На сцену выходят ведущие: учитель географии, учитель биологии и ученица в костюме — «Земля».
Географ: — Сегодня мы проводим игру брейн-ринг в рамках изучения предметов географии и ...
Биолог: — и биологии. Наша точка соприкосновения — планета «Земля». Биология изучает её живые организмы, а ...
Географ: — а география — её среду обитания. А наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.
Биолог: — Поэтому наш брейн-ринг мы назвали экологическим.
Земля: — (держит на ладони яблоко.) Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко — это Земля. Делим его на 4 части, 3 из них — вода, а 1/4 — земля. 1/ 4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/16 часть яблока делим на 3 части, 2 из них — это поля, города, дороги и только 1 маленькая часть — это земля, занятая естественными природными сообществами.
I Тур
Учитель приглашает первые 2 команды занять места за игровыми столиками. Игра идет до 3 очков.
Какие строительные материалы могут быть опасны для здоровья? (Асбестовые наполнители, железобетонные блоки, свинцовые красители, ДСП и др.)
Какое самое загрязнённое место в отечественной квартире? (Кухня с газовой плитой. Продукты неполного сгорания превышают ПДК в 7-10 раз.)
Чем опасно «пассивное курение»? (Человек получает до 80% веществ выделяемых при курении).
Можно ли считать воду из водопроводного крана чистой? (Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).
Музыкальная пауза.
(Звучат частушки или песня в исполнении ребят на экологическую тему).
II Тур
Приглашаются победитель и 3-я команда.
Какова возможная продолжительность жизни человека? (По мнению учёных, 180-280 и даже 1000 лет).
По какой причине чаще всего заболевает человек? (Функционирование организма зависит от состояния психики человека).
Как можно сохранить жизнь взрослого 50-80 летнего дерева? (Собрать 60 кг макулатуры).
Почему в лесу нельзя поднимать шум? (Птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, теряет родителей, гибнет).
Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма? (5 г бензина затягивает плёнкой 50 м2 водной поверхности).
Рубрика "А знаете ли Вы, что … ?"
Американские селекционеры работают над выведением оранжевого сорта огурцов. В новых огурцах будет много витамина А и каротина.
По оценкам ВОЗ, ежегодно происходит около 500 тысяч случаев отравления пестицидами, из них 5 тысяч со смертельным исходом.
Ежегодно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных и еженедельно - 1 вид растений. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь около 25 птиц, и это соотношение с каждым годом уменьшится.
Каждый год смывается дождём, выдувается ветрами 26 миллиардов тонн плодородного слоя Земли, площадь пустынь увеличивается ежегодно на 6 миллионов гектаров.
III Тур
Победитель и 4-ая команда.
Почему необходимо соблюдать определённый уровень громкости, почему вредно слушать громкую музыку? (Вызывает поражение нервной системы, снижает слух, вызывает язвенную и гипертоническую болезнь, уменьшает продолжительность жизни.)
Какой вред приносит оставленный в лесу мусор? (Оставленный в лесу мусор будет загрязнять окружающую среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет, стекло практически вечно).
Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой? (Пресной воды на планете около 2%).
Какова роль муравейников в лесу? (Один большой муравейник охраняет один гектар леса от насекомых, большинство из которых — вредители).
Театральная пауза.
(Детьми разыгрывается небольшая сценка экологического содержания.)
IY ТУР
Как предохранять себя от отравления ядами бактерий? (Мыть руки перед едой, накрывать пищу, хранить продукты в холодильнике и т.д.).
По каким признакам в городском парке можно судить о чистом воздухе? (Лишайники, хвоя, сосна).
Почему акклиматизация (переселение животных и растений в районы, где они раньше не обитали) сейчас рассматривается как мероприятие в значительной мере опасное? (Они могут вытеснить местные виды из-за отсутствия врагов, большей способностью к выживанию и распространению).
На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы? (Нет, это заменяет воздействие копытных, в противном случае, идет вытеснение степной растительности и степь быстро зарастает лесом!)
Какова основная причина самого страшного бедствия для природы — пожара? (97% пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения правил поведения в лесу!).
Какие болезни называют «болезнями урбанизации»? (Стрессы, гипертония, ранний атеросклероз, инфаркт, неврозы, онкологические заболевания, нарушения обмена веществ).
Какой подвиг совершила кактусовая моль в Австралии? (Уничтожила непомерно разросшиеся кактусы, справиться с которыми другими способами не удавалось).
Заключение.
Биолог:
Нам кажется, что мы умней природы,
Самообман, не более того.
Но мозг, при всем величии его,
Не бог, не царь, а вещество природы.
Географ:
Теории Эйнштейна и Ньютона
Ракеты, теплоходы и заводы,
Наука вся, искусство всех времен
Есть лишь частица вещества природы! (Н. Доризо)
Мы желаем Вам жить в гармонии с природой!
Земля: Спасибо всем за игру. У меня появилась надежда на будущее. И я хочу наградить победителей игры. (Награждает команду-победителя и лучшего игрока).