kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра как метод воспитания толерантной личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество характеризуется не только ростом прогресса, экономики, но и возрастанием агрессивности, экстремизма, конфликтов. Макро и микроконфликты, столкновения на почве национальной и религиозной вражды, потоки беженцев – сегодняшняя реальность. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. Толерантность признается актуальной проблемой и важнейшей ценностью сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе, и при этом именно система образования становится основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для этого образовательное учреждение должно системно и целенаправленно выстраивать работу в этом направлении, тем более, что существуют реальные возможности для развития конфликтной компетентности у обучающихся, для практического применения этих знаний и умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра как метод воспитания толерантной личности »

Узбякова С.А.

г. Саратов

ИГРА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Современное общество характеризуется не только ростом прогресса, экономики, но и возрастанием агрессивности, экстремизма, конфликтов. Макро и микроконфликты, столкновения на почве национальной и религиозной вражды, потоки беженцев – сегодняшняя реальность. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми.

Принятие и подписание «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5. 61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, – важный шаг в этом направлении. В нашей стране в рамках решения этого вопроса действуют Федеральные Целевые программы, одна из них, Федеральная Целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе».

Толерантность признается актуальной проблемой и важнейшей ценностью сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе, и при этом именно система образования становится основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для этого образовательное учреждение должно системно и целенаправленно выстраивать работу в этом направлении, тем более, что существуют реальные возможности для развития конфликтной компетентности у обучающихся, для практического применения этих знаний и умений.

Цель воспитания толерантности: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе, в том числе в образовательной среде:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе жизненно необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества и формированию уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Развитие у детей толерантности может осуществляться в рамках разработанных программ по внеурочной деятельности с учащимися разного возраста с использованием различных игровых приемов и методов. Проводить эти занятия могут классные руководители, педагоги-психологи и др. Главное, чтобы на этих занятиях создавались условия доброжелательности, неринужденности, эмпатии, такта.

В практике нашего образовательного учреждения хорошо зарекомендовали себя следующие игры-упражнения:

1.«Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого - либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)». Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

2. «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

3. «Лукошко»

Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер - сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой - то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую - нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

4. «Аплодисменты»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др. Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

После проведения игр обязательно проводится рефлексия.

Итак, важным источником формирования толерантности у школьников является школа. Воспитание в духе толерантности является главной её задачей. Педагогами проводится большая работа в этом направлении, в том числе и во внеурочной деятельности, используются различные формы, методы. Вместе с тем следует отметить, что хороший результат дают игровые методы, которые позволяют в непринужденной, дружественной обстановке проигрывать различные ситуации, незаметно, но эффективно воспитывать у ребенка черты толерантной личности.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Игра как метод воспитания толерантной личности

Автор: Узбякова Светлана Анатольевна

Дата: 25.08.2015

Номер свидетельства: 226933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Научный проект «Воспитание толерантной личности»"
    ["seo_title"] => string(51) "nauchnyi_proiekt_vospitaniie_tolierantnoi_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "420822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496818856"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ" "
    ["seo_title"] => string(72) "vzaimodieistviie-shkoly-i-siem-i-v-vospitanii-etnotolierantnoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "126430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176757"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "формирование толерантной и поликультурной личности в условиях предшкольного образования."
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-tolierantnoi-i-polikul-turnoi-lichnosti-v-usloviiakh-priedshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "296730"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456071664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства