kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра как метод воспитания толерантной личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество характеризуется не только ростом прогресса, экономики, но и возрастанием агрессивности, экстремизма, конфликтов. Макро и микроконфликты, столкновения на почве национальной и религиозной вражды, потоки беженцев – сегодняшняя реальность. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. Толерантность признается актуальной проблемой и важнейшей ценностью сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе, и при этом именно система образования становится основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для этого образовательное учреждение должно системно и целенаправленно выстраивать работу в этом направлении, тем более, что существуют реальные возможности для развития конфликтной компетентности у обучающихся, для практического применения этих знаний и умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра как метод воспитания толерантной личности »

Узбякова С.А.

г. Саратов

ИГРА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Современное общество характеризуется не только ростом прогресса, экономики, но и возрастанием агрессивности, экстремизма, конфликтов. Макро и микроконфликты, столкновения на почве национальной и религиозной вражды, потоки беженцев – сегодняшняя реальность. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми.

Принятие и подписание «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5. 61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, – важный шаг в этом направлении. В нашей стране в рамках решения этого вопроса действуют Федеральные Целевые программы, одна из них, Федеральная Целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе».

Толерантность признается актуальной проблемой и важнейшей ценностью сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе, и при этом именно система образования становится основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для этого образовательное учреждение должно системно и целенаправленно выстраивать работу в этом направлении, тем более, что существуют реальные возможности для развития конфликтной компетентности у обучающихся, для практического применения этих знаний и умений.

Цель воспитания толерантности: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе, в том числе в образовательной среде:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе жизненно необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества и формированию уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Развитие у детей толерантности может осуществляться в рамках разработанных программ по внеурочной деятельности с учащимися разного возраста с использованием различных игровых приемов и методов. Проводить эти занятия могут классные руководители, педагоги-психологи и др. Главное, чтобы на этих занятиях создавались условия доброжелательности, неринужденности, эмпатии, такта.

В практике нашего образовательного учреждения хорошо зарекомендовали себя следующие игры-упражнения:

1.«Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого - либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)». Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

2. «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

3. «Лукошко»

Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер - сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой - то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую - нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

4. «Аплодисменты»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др. Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

После проведения игр обязательно проводится рефлексия.

Итак, важным источником формирования толерантности у школьников является школа. Воспитание в духе толерантности является главной её задачей. Педагогами проводится большая работа в этом направлении, в том числе и во внеурочной деятельности, используются различные формы, методы. Вместе с тем следует отметить, что хороший результат дают игровые методы, которые позволяют в непринужденной, дружественной обстановке проигрывать различные ситуации, незаметно, но эффективно воспитывать у ребенка черты толерантной личности.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Игра как метод воспитания толерантной личности

Автор: Узбякова Светлана Анатольевна

Дата: 25.08.2015

Номер свидетельства: 226933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Научный проект «Воспитание толерантной личности»"
    ["seo_title"] => string(51) "nauchnyi_proiekt_vospitaniie_tolierantnoi_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "420822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496818856"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ" "
    ["seo_title"] => string(72) "vzaimodieistviie-shkoly-i-siem-i-v-vospitanii-etnotolierantnoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "126430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176757"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "формирование толерантной и поликультурной личности в условиях предшкольного образования."
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-tolierantnoi-i-polikul-turnoi-lichnosti-v-usloviiakh-priedshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "296730"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456071664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства