Просмотр содержимого документа
«Гражданское воспитание в начальной школе»
Попроцкая Е.Н., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г.Бирска
Гражданское воспитание в начальной школе
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти».
Плутарх
Воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:
воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин», «Я - бирянин»;
развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов.
Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. В своей работе использую следующие формы работы:
классные часы
экскурсии в музеи
анкетирования
внеклассные мероприятия
конкурсы
Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.
Устраиваю открытые родительские дни, совместные праздники и развлечения. Организую выставки родителей и детей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Использую наглядно- информационные формы работы: выставки детских работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья».
Целевая программа "Нравственность», направлена на формирование гражданско-патриотического сознания, формирование нравственной позиции ребенка. На школьном уровне проводятся посещения исторического музея, неделя: «Уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей». В классе беседуем о бирянах – Героях Советского Союза. Проводятся классные часы «День конституции РФ», « Международный день мира». В классе провожу мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни» «Я маленький гражданин России», «Любить свой город – значит быть ему полезным».
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.
Литература:
Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год
Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год
«Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год