1 | Организационный (установление связи, объявление темы, постановка цели и задач, мотивация). | 1. Приветствие педагога. 2. Проверка готовности к занятию. 3. Краткий инструктаж по технике безопасности. 4. Знакомство с темой и целью занятия. 5. Конструирование проекта решения задач. | 1. Приветствие обучающихся. 2. Проверка готовности к занятию. 3. Повторение краткого инструктажа по технике безопасности. | 1.Образовательный ресурс: «Фоксфорд» 2.Информационный ресурс: АИС СГО «Сетевой город. Образование» 3.Коммуникативный ресурс: Вайбер, Zoom, |
2 | Основной ход занятия. | 1.Актуализация и систематизация изученного материала: - по теме: «Стили речи»; - по теме: «Лексика». 2.Объяснение нового материала. 1. Информационная справка. История возникновения раздела «Фразеология». Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица. Фразеологизмы изучаются в лексикологии. Степень спаянности слов и зависимости значения всего фразеологизма от значений составляющих его компонентов может быть различной. В связи с этим с точки зрения значения фразеологизмы можно разделить на следующие группы: 1) неразложимые по смыслу словосочетания, значение которых не выводимо из значений их компонентов: съесть собаку - иметь богатый опыт; 2) сочетания, значения которых можно понять переносно из значений их составляющих: делать из мухи слона (делать из чего-то маленького что-то большое, то есть преувеличивать); 3) сочетания, каждое слово в которых имеет самостоятельное значение, но: а) одно из слов употребляется только в данном сочетании: закадычный друг (не может быть закадычный враг); б) одно из слов употребляется в этом значении только в данном сочетании, в свободных же словосочетаниях оно имеет другое значение: надтреснутый голос (надтреснутый – здесь «скрипучий»). Данная классификация фразеологизмов принадлежит академику В. В. Виноградову. Как и слова, фразеологизмы могут вступать между собой в синонимические и антонимические отношения. Например, ни зги не видать и хоть глаз выколи (очень темно) – синонимы; кот наплакал (мало) и непочатый край (много) – антонимы. По происхождению фразеологизмы могут быть исконно русскими (ни рыба не мясо, ни зги не видать) и заимствованными (притча во языцех – старославянское; синий чулок – из английского, пословный перевод – калька; терра инкогнита – из латинского). Большинство фразеологизмов принадлежит к разговорным (кусать локти, тертый калач, первый блин комом) и просторечным (отбросить копыта, с жиру беситься, кишка тонка), однако есть и фразеологизмы высокого стиля (ничтоже сумняшеся, отдать Богу душу, кануть в Лету). Фразеологизмы отражаются в специальных словарях, которые толкуют их значение и указывают сферу употребления. Наибольшее число фразеологизмов отражено в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля. 2.Просмотр и комментарий текстового материала презентации «Классификация фразеологизмов по происхождению, их толкование». 3.Конструирование алгоритма решения проблемы. Использование фразеологизмов в текстах публицистического стиля Цель использования: воздействие на читателя, утверждение нравственных и духовных ценностей общества. Сфера использования: газеты, общественно-политические и агитационные выступления (статья, очерк, репортаж, фельетон, выступление на радио, телевидении). Основные черты: яркость средств языка, сочетание экспрессии и стандарта, собирательность. | 1. Самостоятельное выполнение пробной задачи для фиксации проблемы. Ответы на вопросы педагога по темам: - Стили русского языка. - Книжные стили. - Особенности публицистического стиля. - Лексика – раздел языкознания. Деление лексики на группы. - Лексика активного и пассивного употребления. 2.Выделение точечных проблемных моментов в ходе выполнения заданий. Самостоятельно найти ответы на вопросы в интернете: - Фразеологизмы в античной мифологии. - Фразеологизмы в библейских преданиях. - Фразеологизмы в произведениях русской классической литературы. 3.Обсуждение действий, в ходе которых при консультативной поддержке педагога обучающиеся определяют приоритетные формы работы над вопросом: «Жанровые особенности текстов публицистического стиля. Фразеологизм - изобразительно-выразительное средство». Работа по основным направлениям: - цель использования публицистического стиля; - сфера использования; - основные черты; - классификация фразеологизмов. |