kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексика и фразеология 

Лексикология – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.
Лексика (от греч.— словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка.


Фразеология — совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку. Фразеологией также называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Слово как единица лексики. Значение слова 

Слово – это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств).


Под значением слова понимают отображение в слове реалий действительности (предметов, признаков, отношений, процессов и т. д.). 
Значения слов фиксируются в толковых словарях.


Словарь – книга, содержащая перечень слов или других языковых единиц (морфем, словосочетаний, фразеологизмов), размещенных в определенном порядке, чаще всего алфавитном. Словари бывают энциклопедические и лингвистические.


Энциклопедические словари описывают сам объект внеязыковой действительности и стараются представить максимальное количество признаков этого объекта.
Лингвистические словари описывают языковые единицы. Лингвистические словари можно разделить на две группы: толковые, описывающие лексическое значение слов (попутно также отражающие его написание, ударение, часть речи, отдельные грамматические формы), и аспектные, описывающие слова с точки зрения их написания (орфографические), произношения (орфоэпические), морфемного состава (морфемные), словообразовательной производности (словообразовательные), грамматических форм (грамматические), происхождения (этимологические, иностранных слов), а также с точки зрения их взаимоотношений с другими словами (словари синонимов, антонимов, сочетаемости и др.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» »

Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»

Вариант I

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.


  1. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. (макс. кол-во баллов: 7)


1. прямое значение слова

А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова

Б) ветер воет

В) быстрый олень

Г) горит костёр

Д) горит закат

Е) золотые руки

Ж) высокие горы


  1. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный… (макс. кол-во баллов: 1)


А) безжизненный, мёртвый

В) бесцеремонный, прямолинейный

Б) безалаберный, безответственный

Г) беспощадный, жестокий


  1. В каком ряду слова являются диалектизмами? (макс. кол-во баллов: 1)

А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст

Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин


  1. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
    (макс. кол-во баллов: 5)

    • Встали очень рано (1) и отправились в путь.

    • Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).

    • «Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

    • Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)

    • Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

_____________________________________________________________________________

От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.


  1. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)


А) сбросить концы в воду

В) хоть глаз вырви

Б) обвести вокруг носа

Г) не в своей кастрюле



Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»

Вариант II

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.


  1. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква. (макс. кол-во баллов: 7)

1) аккуратный

А) безобразный

2) трудиться

Б) неволя

3) жизнерадостный

В) ослабить

4) говорун

Г) небрежный

5) свобода

Д) молчун

6) усилить

Е) бездельничать

7) красивый

Ж) угрюмый


  1. В каком ряду слова являются профессионализмами? (макс. кол-во баллов: 1)


А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска

Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин


  1. Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.
    (макс. кол-во баллов: 3)

А) старичок

Г) хамство

Б) сыночек

Д) обожать

В) пустомеля

Е) физиономия


  1. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
    (макс. кол-во баллов: 5)

    • Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.

    • Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.

    • У каждого человека есть слабое место (3).

    • Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.

    • Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).

_____________________________________________________________________________

Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.

  1. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)


А) душа в ноги ушла

В) вставлять спицы в колёса

Б) мурашки по спине прыгают

Г) опустить нос


Ключ к тесту по разделам «Лексика» и «Фразеология»

(для учащихся 6 класса)

Вариант I


1

2

3

4

5

6

Б

1) А, В, Г, Ж; 2) Б, Д, Е

Г

В

1) ни свет ни заря;

2) от корки до корки;

3) зарубить себе на носу;

4) закрывать глаза на что-то;

5) руки не доходят.

А) спрятать концы в воду;

Б) обвести вокруг пальца;

В) хоть глаз коли;

Г) не в своей тарелке.


Вариант II


1

2

3

4

5

6

Г

1) Г; 2) Е;
3) Ж; 4) Д;
5) Б; 6) А

А

В, Г, Е

1) бросить камешек в чей-либо огород;

2) подать рукой;

3) ахиллесова пята;

4) со всех ног;

5) водой не разлить.

А) душа в пятки ушла;

Б) мурашки по спине бегают;

В) вставлять палки в колёса;

Г) повесить нос.


Критерии оценки

Вариант I

Максимальное количество баллов: 19+доп. баллы


Количество баллов

Оценка

17-19

«5»

14-16

«4»

10-13

«3»

0-9

«2»


Критерии оценки

Вариант II

Максимальное количество баллов: 21+доп. баллы


Количество баллов

Оценка

19-21

«5»

16-18

«4»

12-15

«3»

0-10

«2»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»

Автор: Деревянко Галина Александровна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 195009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Тест по теме «Лексикология. Фразеология» 6 класс."
    ["seo_title"] => string(47) "test_po_teme_leksikologiia_frazeologiia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "479904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1538936403"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Контрольный тест по теме "Лексикология и фразеология" для 10 класса"
    ["seo_title"] => string(67) "kontrolnyi_test_po_teme_leksikologiia_i_frazeologiia_dlia_10_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "558282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1600872849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства