Просмотр содержимого документа
«Формы работы учителя с родителями»
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
А.Н.Макаренко
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей»
В. А. Сухомлинский.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. Кассиль
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, по нашей школе мы можем наблюдать увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.
Начальная школа-это особый мир. Учитель начальных классов - это одна из самых благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. Воистину счастлив тот, кто попадает в мудрые, добрые руки первого учителя и наставника.
Работа в школе подвела меня к выводу, что главное в работе учителя-это искренняя любовь к выбранной профессии, душевная чуткость, забота о детском радости, дружная творческая атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.
С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надёжной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям». Одна из целей деятельности учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника, а это не всегда простое дело. Одним из путей её достижения является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с обучающимися.
Установление тесного контакта с родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ученика, выявить тенденции его развития, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.
На первом родительском собрании учитель не только уделяет особое внимание теме семейного воспитания, а также призывает родителей к согласованной работе, даёт некоторые рекомендации. В свою очередь, они пишут, какую помощь могут оказать классу, школе, высказывают пожелания по организации школьной жизни детей.
В начале каждого учебного года родители разбиваются на четыре группы: («Творчество», «Школа - наш второй дом», «Жизнь замечательных людей», «Собеседник»), состав которых меняется ежегодно.
Представители группы «Творчество» помогают разработать план воспитательной работы, сценарии праздников, организуют культурную программу в выходные дни и каникулы.
Группа «Школа - наш второй дом» занимается решением бытовых проблем класса и школы, приобретает подарки к праздникам, создаёт комфортные условия в кабинете.
Группа «Жизнь замечательных людей» осуществляет фото и видеосъёмку, делает презентации и фильмы о классе, ведёт летопись класса.
Группа «Собеседник» готовит родительские собрания, квесты, конференции, тренинги и т.д.
Сделать родителей соучастниками педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе. Понимая и чувствуя важность помощи родителей, классный руководитель должен уделять много внимания внеклассной воспитательной работе, где активизируются не только обучающиеся, но и родители. Совместные походы и экскурсии являются доброй школьной традицией. Если в мероприятии участвуют не только дети, но и родители, то действительно получается настоящий праздник.
Работа с родителями в нашем классе ведётся по двум направлениям: углубление их психолого-педагогических знаний и вовлечение в учебно-воспитательный процесс.
В рамках первого направления удачно проходят родительские собрания в виде деловой игры. Собрания проходят за чашкой чая в непринужденной обстановке, где обсуждается:
познавательная сфера жизни;
поддержка физического здоровья обучающихся;
развитие творческого потенциала;
поддержка одаренных детей.
В рамках второго направления родители участвуют во внеклассных мероприятиях, совместных творческих делах (День Матери, День именинника, Новый год, ярмарки, поездки в театр, в цирк, изготавливают костюмы и маски, украшают класс и др).
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классному руководителю. Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется в ходе проведения через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей, круглые столы, организация встреч родителей с психологом. Посещая уроки родители убеждаются в том, как трудно обучать и воспитывать детей, у них формируется правдивое представление об учебном процессе.
В течение всей своей практической деятельности я пытаюсь сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогу доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.
Обучающиеся моего класса являются активными участниками международных, всероссийских, региональных, муниципальных конкурсов и конференций получая замечательные результаты, становятся лауреатами и призёрами. Результаты своих достижений школьники помещают в портфолио.
Какие трудности встретились при работе с родителями?
отсутствие инициативы со стороны некоторых родителей;
отсутствие интереса к делам ребёнка, боязнь высказать своё мнение, пожелание, рекомендации;
неправильная оценка своего ребёнка. Часто родители переоценивают своего ребенка, реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя;
материальные трудности родителей, которые отображаются, как на образовании ребёнка, так и на общении родителей с учителем.
Для себя в работе с детьми и их родителями я выработала несколько принципов, которым я следую и хочу с вами поделиться.
Быть классным руководителем, это значит:
-взять на себя большую ответственность;
-уметь слушать и понимать;
-заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии;
-помогать во всём (в учении, в общении, в общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии);
-руководить и поддерживать дисциплину;
-заменить (на время) маму и папу, подругу или друга;
-быть всегда на стороне справедливости.
В общении с детьми и их родителями:
1.Не будь назойливым. Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей.
2.Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше.
3.Сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас.
4.Доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!
5.Избегай обвинений.
6.Покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего-то не знаешь.
7.Развивай в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!
Учителю всегда надо помнить, что главной целью его общения с родителями является ученик. От успешной работы учителя с родителями в первом классе зависит вся последующая работа с родителями: обучение, воспитание и формирование личности ребёнка, а следовательно, и всего будущего поколения.