Просмотр содержимого документа
«Формы работы с одаренными детьми»
Формы работы с одарёнными детьми
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Формы работы с одаренными детьми».
Все мы знаем, что каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.
На экране представлен портрет одарённого ребенка:
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не конформен, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Однако не все способности у детей развиваются. Они могут постепенно угасать вследствие невостребованности.
Вот почему нужно создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка.
Задача учителя начальных классов: увидеть способности у каждого учащегося и умело их развивать и применять на практике.
Уже на первом этапе обучения можно заметить у учеников определённые способности.
Так кто же такие одарённые дети?
1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.
2. С высоким уровнем творческих способностей.
3. Достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.
4. Хорошо обучающиеся в школе.
5. Которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих аспектов отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления.
Для категории одарённых детей предпочтительны методы и формы работы, которые представлены на экране:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проектный.
Формы работы, применяемые в работе с одарёнными детьми:
классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
дифференцированные разноуровневые задания,
творческие задания;
игры.
Для развития одаренности именно младших школьников важны следующие формы работы:
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры и забавы;
проекты по различной тематике;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся на уроках можно использовать занимательные опыты, материалы и задачи.
Алгоритм работы с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одарённых детей;
развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектные работы);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Итак, начиная с 1 класса, со всеми детьми проводится тестирование, определяется уровень развития каждого ребёнка. Учитель наблюдает и изучает каждого ученика.
На уроках окружающего мира дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать. В системе развивающего обучения неотъемлемой частью являются исследовательские работы.
Например, учащиеся участвуют в научно-исследовательских конференциях муниципального и регионального уровней. Состоялись выступления с такими темами как «Целебные свойства снега», «Секрет шипучих пузырьков», «Моя семья», «Витамины – наши друзья», «Мои домашние кролики», «Моё любимое лакомство – мороженое», «Сказку делаем мы сами, чудеса творим руками» и «Мой двухколёсный велосипед».
Начиная с 1 класса проводится кружок «Эрудит». Он позволяет выявлять увлечённых детей в той или иной области и помогает развивать их способности. Дети пробуют создавать предметные газеты, кроссворды, придумывают загадки и ребусы.
Неотъемлемой частью работы являются предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности.
Наиболее активные дети участвуют в интеллектуальных конкурсах, таких как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа».
Подводя итог, при обучении одарённых детей следует стремиться к следующим результатам:
качественные показатели реализации одарённых детей;
обобщение результатов работы с одарёнными учащимися в школе.
И в заключение отметим, что обучение детей по развивающим программам и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме того, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию; повышают навыки самоконтроля; развивают у детей уверенность в своих силах и способностях.
Работа с одарёнными детьми – это возможность перехода на другой, более качественный уровень образования для ученика и учителя. А для ученика как опыт, посредством которого он осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития; как опыт, помогающий ученику оценить свои силы, чтобы по окончании школы принять самое главное в жизни решение – кем быть. Спасибо за внимание!