kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы воспитания нравственных ценностей у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описываются формы и методы, способствующие воспитанию нравственных ценностей у младших школьников (из опыта).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы воспитания нравственных ценностей у младших школьников»

Формы и методы воспитания нравственных ценностей у младших школьников

Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества.

Психологи отмечают, что младшие школьники способны как губка впитывать всё новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Нам, учителям, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести своё место в социуме.

Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе: доброта и милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.

Влияние личности педагога является одним из условий для нравственного воспитания детей школьного возраста. Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.

К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы.

Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании воспитанников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: трудовую, общественно - полезную, художественно - творческую, учебно - познавательную, спортивно - оздоровительную, выставочную.


Во внеурочной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности.

Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеурочной деятельности. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят. Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. 


Большую помощь в воспитании нравственных ценностей у школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников, которая проходит в течение всего года:

- « День матери»

- « Наши папы»

- « Ты наш друг, родной язык»

- « Фестиваль народов мира» (представляли Болгарию: родители шили костюмы, готовили национальные блюда, дети рассказывали стихотворения на болгарском языке)


Немаловажную роль в воспитании духовно- нравственных качеств обучающихся играют традиционные русские праздники В результате дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа:

- « Масленица»


Положительный опыт семьи в воспитании ребенка бесценен. И очень хорошо, если родители готовы поделиться своим опытом, открыты к сотрудничеству. Тесная взаимосвязь с родителями является важным условием нравственного воспитания детей.


Недостаточно на словах рассказывать детям о духовно-нравственных ценностях, даже

виртуальные путешествия не имеют такого эффекта как личный пример родителей и педагогов, а также непосредственное участие детей в добрых делах. Так, например, уже становится доброй традицией участие школьников в акции, посвященной празднованию дня пожилых людей:

- « Бабушка с дедушкой рядышком»

- Поздравления ветеранов


Изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям) и др. Школьники пропускают через разум, сердце, руки представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.


Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.


Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные , с учётом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.

Хочется остановиться на классном часе «Вредные привычки». Вместе с детьми подсчитали на какую сумму папа за год выкуривает сигарет в среднем (сумма поездки ребёнка на море или в оздоровительный лагерь)


Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей формируется и развивается нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Беседа – широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение. . Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Таким образом он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность.


Очень важно в начальных классах проводить с детьми беседы о морали – этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: « Друга ищи, а нашёл – береги», «Говорить легко – делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.



В процессе общения и взаимодействия, дети учатся видеть и слышать собеседника, считаться с его мнением, договариваться, уступать, работать вместе дружно, делиться чем-либо. То есть, они получают опыт совместных действий. Совместная деятельность направлена на сплочение коллектива.


К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Дети с удовольствием участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места:

- Районный конкурс рисунков «Моя мама дома»

- Конкурс поделок «Творцы красоты – 2014»

- Городской конкурс «Рождественская открытка»

- Районный конкурс «Толерантность – жизнь в мире с собой и другими» (рисунки и литературное творчество)

- Районный этап Всероссийской акции «Спорт альтернатива пагубным привычкам» (конкурс рисунков)

- Областной конкурс поделок «Родные просторы»

- Областной конкурс «Сталинградская Сирень»


Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Народно-прикладное искусство является живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.


В нашем лицее проводятся выставки совместного творчества детей и родителей

— это вышивки, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

- Поделки «Семейные традиции»

- Рисунки и поделки на тему « Рождественская сказка»

- Рисунки по сказкам А.С. Пушкина

- Выставка цветов (ежегодно)

Форма внеклассной работы, позволяющая расширить круг читательских интересов учащихся, выявить учеников, любящих поэзию, научить ребенка выступать перед аудиторией -это конкурсное чтение стихотворений учащимися.

- Конкурс чтецов «Мой Пушкин»

- Стихотворения о маме

- Сочинение стихотворений на тему «Кириллица»

- Конкурс чтецов «Живое русское слово»


Презентация - эффективная форма внеклассной работы, помогающая ученику самостоятельно работать с Интернет - источником и находить то, что интересует учащегося.

- Презентация на тему «Несокрушимый Сталинград»


Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении.


Главным помощником учителя в проведении внеурочной работы является библиотека. Она координирует работу учителя и ученика, выполняет все главные функции образовательного процесса: обеспечивает учащихся произведениями художественной литературы, воспитывает любовь и уважение к культурно-историческому наследию России, заботится о духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. Добиться положительных результатов можно только сообща: ученик – учитель – библиотекарь – родители.

Библиотека выполняет эстетические аспект воспитания, учит видеть прекрасное, чувствовать вкус, гармонию. Я давно сотрудничаю с районной библиотекой № 6 по проведению совместных мероприятий.

- День знаний (совместно с родителями)

- Сталинградская битва (встречи с детьми Сталинграда)

- Неделя книги

- Беседы по творчеству писателей и поэтов

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, определённых организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь ).

- «Старая Сарепта»

- «Краеведческий Музей»

- Поездки в Казань, Элисту, Иловлю

- Поездка в «Сказку»


Посещение театров, выставок, музеев обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.


Мои ученики принимают участие в различных акциях:

- Всероссийская акция «Спорт- альтернатива пагубным привычкам»

- Акция «В добрый путь водитель» (напутствие водителям)

- Акция в защиту белых медведей

- «Сталинградские окна»


Соревнования – специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться – значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды.

В нашем лицее стало традицией проводить спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья.

Все эти разнообразные формы внеурочной деятельности способствуют воспитанию нравственных ценностей учащихся. Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, участия школьников в общественной жизни и поведения. Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы и методы воспитания нравственных ценностей у младших школьников

Автор: Корочкова Светлана Валерьевна

Дата: 03.04.2018

Номер свидетельства: 464905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_dukhovno_nravstviennoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov_sriedst"
    ["file_id"] => string(6) "351065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477053164"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Родительское собрание      «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей» "
    ["seo_title"] => string(76) "roditiel-skoie-sobraniie-rol-siem-i-v-vospitanii-nravstviennykh-tsiennostiei"
    ["file_id"] => string(6) "228825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441523037"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Воспитание нравственности во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(52) "vospitaniie-nravstviennosti-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "226614"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440396476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства