Формы, семья, школа, взаимодействие, родительское собрание, урок, советы.
Формы, семья, школа, взаимодействие, родительское собрание, урок, советы.
Аннотация статьи
В статье рассказывается о семье, формах взаимодействия классного руководителя и родителей в школе. Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы, семья, школа, взаимодействие, родительское собрание, урок, советы. »
Мнатобишвили Л.Д.,
учитель начальных классов,
КГУ «Средняя школа №14 имени ДМ. Карбышева»
г. Рудный
Казахстан
Формы, семья, школа, взаимодействие, родительское собрание, урок, советы.
Аннотация статьи
В статьерассказывается о семье, формах взаимодействия классного руководителя и родителей в школе. Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Формы взаимодействия семьи и школы
На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже, более чем, наполовину сформировался.
Как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу? С самого начала необходимо выстраивать взаимоотношения учителей с родителями учащихся. Именно первый контакт располагает их к педагогу, поэтому не стоит планировать на первое родительское собрание никакой официальной информации. Это может испугать и оттолкнуть. Лучше, если это будет разговор по душам. Следует помнить, что общие интересы – залог успешных взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве. Родители смогут укрепить авторитет педагога, принять посильное участие в работе классного и школьного родительского комитета, помочь в проведении внеклассных мероприятий. В работе можно использовать разные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся.
Урок-наблюдение. Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются его взаимоотношения с детьми, как дети общаются со сверстниками, какие при этом возникают затруднения. Многие родители после урока-наблюдения пересматривают свое отношение к ребенку, учителю, школе. Информированность о школьной жизни, образовательном процессе оказывает огромное влияние на формирование авторитета школы в глазах родителей.
Урок - практическое участие. Урок – практическое участие знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задействованными в образовательном процессе и как бы возвращаются в детство, заново вспоминая, как трудно бывает учиться. Предлагая родителям первоклассников взять авторучку в левую руку и сделать любую запись, учитель тем самым напоминает им, как нелегко детям овладеть навыком письма.
Урок-соревнование. Урок-соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, которую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить свой авторитет в глазах собственного ребенка. Но урок-соревнование создает ситуации успеха учащихся в учебной деятельности, стимулирует познавательный интерес, поэтому его использование оправдано.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. Родительский актив — это опора педагога, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.
Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае можно применять следующие формы:
Родительский лекторий
Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.
Родительское собрание
Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания.
Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями
Советы для родителей
1. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество. 2. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны. 3. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом. 4. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей. 5. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки. 6. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе. 7. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними. 8. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни. 9. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы. 10. Учитесь быть своему ребенку другом. 11. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими. 12. Критикуйте, не унижая, а поддерживая. 13. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное. 14. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.
Советы для детей
1. Доверяйте своим родителям — они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет. 2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях. 3. Делитесь своими радостями. 4. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей. 5. Старайтесь их понимать, помогайте им. 6. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну. 7. Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них. 8. Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства. 9. Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки. 10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогут стать настоящими родителями.
Литература:
1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М., 2005.-с.39-42
2. Разработка Н.И.Дереклеевой «Неразлучные друзья – родители и дети» из Интернета по адресу http://www.rambler.ru –http://psu.1september.ru
3.Педагогика. Под редакцией П. И. Пидкасистого.- М., 1998.-640с.
4. Статья: Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста. Лавриненко Н.С. – преподаватель колледжа Каз. НПУ имени Абая из интернета http://www.rusnauka.com/