kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на различных уроках и даже иностранном языке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 32 имени Сергея Ткачева»


«Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения

в начальной школе»




Долганина Евгения Михайловна,

учитель начальных классов


Стратегия развития образования определяет перечень задач системы общего образования, среди которых на первом месте стоят обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения, создание условий для формирования педагогических компетентностей. В связи с переходом на ФГОС педагоги зачастую ограничиваются использованием УМК нового поколения, не обращая должного внимания на образовательные технологии. Однако без освоения и использования технологий деятельностного типа, одной из которых является технология продуктивного чтения, получить новый образовательный результат невозможно. Педагогу необходимо осознать, что новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Важно научиться проектировать урок в логике учебной деятельности, чтобы он учил решать проблемы, способствовал формированию оценочной самостоятельности учащихся, развивал информационно-коммуникативные умения школьников.

Технология продуктивного чтения направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста: выделять основные единицы информации, устанавливать взаимосвязи в том числе для построения алгоритма действий, представлять информацию в виде вспомогательной модели (рисунок, схематический рисунок, краткая запись и т.д.)

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  1. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

  2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  3.  Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.  


  Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

I этап. Работа с тестом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с тестом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  2. Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  3. Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).


В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) как основа умения учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщённое действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.


Материалы для диагностики сформированности

универсальных учебных действий.


Вид универсальных учебных действий

Диагностический инструментарий

1. Личностные универсальные учебные действия

Самопознание и самоопределение.

Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин).

Смыслообразование.

Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Нравственно-эстетическое оценивание.

Личностные действия направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.

Опросник мотивации, 1-4 классы – направлен на выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности (оценивается действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для обучающегося) – проводит педагог-психолог.


Шкала выраженности учебно-познавательного интереса 1-4 классы – проводит учитель начальных классов.


Методика «Кто Я?», 3-4 классы или Рефлексивная самооценка учебной деятельности, 4 классы - личностное действие самоопределения в отношении социальной роли «ученик» - проводит учитель начальных классов.





Анкета «Оцени поступок», 1-4 классы (по Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)- проводит педагог психолог.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала

Методика «Кто Я?» или Рефлексивная самооценка учебной деятельности – регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности – проводит учитель начальных классов

Методика изучения эмоционального и поведенческого компонента коммуникативной компетентности О.Е. Смирновой, Е.В. Калягиной, 1-4 классы – изучение нормы взаимопомощи, умения договариваться, осуществление всех этапов планирования деятельности – проводят совместно педагог-психолог и учитель начальных классов.

Проба на внимание, 1-4 классы, (подбор методики по возрасту) – выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля (регулятивное действие контроля) – проводит педагог-психолог.

3. Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия

Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения.

Универсальные логические действия

Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство.

Постановка и решение проблем

Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

«Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова), 1 класс, проводит учитель начальных классов.


Методика изучения когнитивного компонента коммуникативной компетентности О.Е. Смирновой, Е.В. Калягиной, 1-4 классы – соотношения развития уровня социального и общего интеллекта – проводит педагог-психолог.


Диагностика универсального действия общего приема решения задач по А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой, 1-4 классы – определение умения выделять тип задач и способ решения (моделирование, познавательные, логические и знако-символические действия) – проводит учитель начальных классов.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникация как взаимодействие

Учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точки зрения, умение обосновать и доказывать собственное мнение.

Коммуникация как кооперация

Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать с учителем, так и со сверстниками:

Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться.


Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.), 2-4 классы, проводит педагог-психолог.







Методика изучения уровня коммуникативной компетентности О.Е. Смирновой, Е.В. Калягиной, 1-4 классы – выявление способностей к сотрудничеству, разрешению конфликтов, регулирование поведения для достижения общей цели – проводят совместно педагог-психолог и учитель начальных классов.



Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников и тетрадей по литературному чтению и другим предметам.

На занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия стандарта, точками зелёного цвета выделены задания, предусматривающие групповую форму работы.

Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.


Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.

Можно заключить, что формирование типа правильной читательской деятельности является сложным процессом, тем более у младших школьников, в котором находят свое выражение знания ребенка, планирование своей деятельности учителем, целеполагание.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на различных уроках и даже иностранном языке.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения в начальной школе

Автор: Долганина Евгения Михайловна

Дата: 29.06.2016

Номер свидетельства: 336599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-1"
    ["file_id"] => string(6) "236816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444155203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "УМК "Перспектива" .Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативных УУД" "
    ["seo_title"] => string(114) "umk-pierspiektiva-stat-ia-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445945911"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "«Технология продуктивного чтения  как средство формирования УУД» "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud"
    ["file_id"] => string(6) "109741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404980950"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства