Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения в начальной школе
Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения в начальной школе
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на различных уроках и даже иностранном языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 32 имени Сергея Ткачева»
«Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения
в начальной школе»
Долганина Евгения Михайловна,
учитель начальных классов
Стратегия развития образования определяет перечень задач системы общего образования, среди которых на первом месте стоят обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения, создание условий для формирования педагогических компетентностей. В связи с переходом на ФГОС педагоги зачастую ограничиваются использованием УМК нового поколения, не обращая должного внимания на образовательные технологии. Однако без освоения и использования технологий деятельностного типа, одной из которых является технология продуктивного чтения, получить новый образовательный результат невозможно. Педагогу необходимо осознать, что новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Важно научиться проектировать урок в логике учебной деятельности, чтобы он учил решать проблемы, способствовал формированию оценочной самостоятельности учащихся, развивал информационно-коммуникативные умения школьников.
Технология продуктивного чтения направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста: выделять основные единицы информации, устанавливать взаимосвязи в том числе для построения алгоритма действий, представлять информацию в виде вспомогательной модели (рисунок, схематический рисунок, краткая запись и т.д.)
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанночитать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
I этап. Работа с тестом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с тестом во время чтения
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) как основа умения учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщённое действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.
Материалы для диагностики сформированности
универсальных учебных действий.
Вид универсальных учебных действий
Диагностический инструментарий
1. Личностные универсальные учебные действия
Самопознание и самоопределение.
Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин).
Смыслообразование.
Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Нравственно-эстетическое оценивание.
Личностные действия направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.
Опросник мотивации, 1-4 классы – направлен на выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности (оценивается действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для обучающегося) – проводит педагог-психолог.
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса 1-4 классы– проводит учитель начальных классов.
Методика «Кто Я?», 3-4 классыили Рефлексивная самооценка учебной деятельности, 4 классы - личностное действие самоопределения в отношении социальной роли «ученик» - проводит учитель начальных классов.
Анкета «Оцени поступок», 1-4 классы (по Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)- проводит педагог психолог.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала
Методика «Кто Я?»или Рефлексивная самооценка учебной деятельности – регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности – проводит учитель начальных классов
Методика изучения эмоционального и поведенческого компонента коммуникативной компетентности О.Е. Смирновой, Е.В. Калягиной, 1-4 классы– изучение нормы взаимопомощи, умения договариваться, осуществление всех этапов планирования деятельности – проводят совместно педагог-психолог и учитель начальных классов.
Проба на внимание, 1-4 классы, (подбор методики по возрасту) – выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля (регулятивное действие контроля) – проводит педагог-психолог.
3. Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные действия
Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения.
Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
«Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова), 1 класс, проводит учитель начальных классов.
Методика изучения когнитивного компонента коммуникативной компетентности О.Е. Смирновой,Е.В. Калягиной, 1-4 классы– соотношения развития уровня социального и общего интеллекта – проводит педагог-психолог.
Диагностика универсального действия общего приема решения задач по А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой, 1-4 классы– определение умения выделять тип задач и способ решения (моделирование, познавательные, логические и знако-символические действия) – проводит учитель начальных классов.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как взаимодействие
Учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точки зрения, умение обосновать и доказывать собственное мнение.
Коммуникация как кооперация
Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать с учителем, так и со сверстниками:
Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться.
Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.), 2-4 классы, проводит педагог-психолог.
Методика изучения уровня коммуникативной компетентности О.Е. Смирновой, Е.В. Калягиной, 1-4 классы – выявление способностей к сотрудничеству, разрешению конфликтов, регулирование поведения для достижения общей цели – проводят совместно педагог-психолог и учитель начальных классов.
Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников и тетрадей по литературному чтению и другим предметам.
На занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия стандарта, точками зелёного цвета выделены задания, предусматривающие групповую форму работы.
Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.
Можно заключить, что формирование типа правильной читательской деятельности является сложным процессом, тем более у младших школьников, в котором находят свое выражение знания ребенка, планирование своей деятельности учителем, целеполагание.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на различных уроках и даже иностранном языке.
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}