Просмотр содержимого документа
«Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся вторых классов на уроках математики»
Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся вторых классов на уроках математики
Щелокова Н.В.
Образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самопрезентации. Логические универсальные учебные действия, которые входят в состав познавательных УУД имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Формирование логических действий теснейшим образом связано с формированием логических приемов мышления, составляющих основу того или другого логического действия. В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения и т.д.).
Основным средством формирования логических УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, то есть осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Формирование логических УУД на уроках математики, может осуществляться не только при работе с текстовыми задачами, но и в период проведения устного счета, деятельности с геометрическим материалом, при решении нестандартных (логических) задач. Логические УУД будут развиваться на уроках математики в ходе решения каждой предметной задачи, если педагог вместе с учениками будет обсуждать с помощью цепочки вопросов сам способ, то есть последовательность действий, которые привели к результату, то эта последовательность со временем станет присвоенным универсальным учебным действием. На основе приведенных заданий можно по аналогии разработать новые задания, используя при этом не только математический материал, и предлагать их учащимся на уроках по другим предметам. Далее представлена подборка заданий для формирования логических умений: осуществление анализа с выделением существенных и несущественных признаков, осуществления сравнения, синтеза и классификации, а также установление аналогий для учащихся вторых классов. Подборка заданий состоит из авторских заданий, заданий из учебника «Математика» и др.
Задания на выделение существенных и несущественных признаков
Школа находится в самой середине деревни, на площади. Маша шла в школу и встретила 4 мальчиков. Каждый из них был с портфелем. Сколько детей направлялось в школу? Ответ: только Маша.
Коля нарисовал 2 ёлки, под каждой из них – 3 грибочка. Алёша нарисовал 2 сосны. Сколько всего лиственных деревьев нарисовали мальчики? Ответ: ни одного.
Игра «Назови признаки предмета» учитель называет какой-либо предмет, например: книга, кирпич, коробка. Назовите как можно больше признаков этого предмета.
Задания на применение анализа
Логические задачи на нахождение соответствия по признакам:
В соревнованиях по бегу Сережа, Гриша и Коля заняли три первых места. Какое место занял каждый, известно, что Гриша занял не второе и не третье место, а Сережа не третье?
2) Найдите значения произведений, заменив их суммами:
1∙3 1∙5 1∙8
Рифмованные задачи:
а) Сколько ушей у пяти мышей?
б) По траве бежал котенок, а за ним бежал щенок. Кто ребята сосчитает, сколько там бежало ног?
в) Шла овчарка по дорожке. У нее четыре – ножки. Ей навстречу–черный дог. Сколько всех собачьих ног?
Задания на применение синтеза
1) Запишите несколько равенств и неравенств, используя только числа 9, 6, 13, 3, 15, знаки действий и знаки сравнения.
2) Соедини правильно правило: «Если все слагаемые в сумме (одинаковые, разные), то действие (сложения, вычитания) можно заменить действием (умножения, деления)».
3) Игра «Собери пословицы». На карточках написаны пословицы математического содержания. Каждая разделена на две части. Нужно собрать их в единое целое.
Семеро………..
….а имей сто друзей
Старый друг…..
… в поле не воин
Не имей сто рублей….
…лучше новых двух
Один……..
…одного не ждут
Задачи с лишними или недостающими данными: У бабушки было 2 черных 5 белых кролика и 7 куриц. Сколько кроликов было у бабушки. Поставьте вопрос к задаче так, чтобы при решении можно было использовать все условие задачи.
Люба записала 10 мелодий на свой мобильный телефон, а Вера на 6 мелодий ______? Сколько мелодий записала Вера? Дополни условие задачи так, чтобы задача решалась: а) сложением; б) вычитанием.
Запишите число: в котором четыре десятка и пять единиц.
Задания на применение сравнения
1) Мастер сделал три сказочных стола: один стол площадью 1м², другой – площадью 1 дм², а третий – 1 см². За каким столом удобнее сидеть сказочным героям: а) Дюймовочка; б) Мальчик-с-пальчик; в) Дядя Федор.
2) Определите какое из деревьев, растущих на улицах нашего города, является, лучшим «пылесосом»:
А) Береза – 28;
Б) Сосна – 17;
В) Тополь – 23. Чтобы ответить на вопрос, реши выражение: 17–(14:2)+13.
3) Задачи на сравнение: Света веселее Оли, а Оля веселее Веры. Какая из девочек самая веселая?
Волосы у Вовы светлее, чем у Пети, а волосы у Пети светлее, чем у Коли. У кого из мальчиков самые темные волосы.