Развитие действий контроля и самоконтроля младших школьников средствами алгоритмизации на уроках математики
Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. На данном этапе чрезвычайно значимой для школы становится задача вооружения учащихся не только определенной суммой знаний, но и таким инструментом, который способствовал пополнению знаний на протяжении всей жизни. Другими стали объем, характер и условия обучения. Другими стали и дети, которые поступают в первый класс. Они уже приходят, с определенным багажом знаний, умений и навыков. Ребята уже готовы под руководством учителя применять эти знания, но определился ряд общих проблем, среди которых есть проблема отсутствия систематичности в реализации целостного развития личности, подготовка ее к жизни, труду и образованию в современном обществе. Специфика и сущность учебной деятельности усматривается не только в самоизменении индивидом самого себя как субъекта, но и в способности фиксировать изменения. Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, - цель развивающего обучения. Для реализации этой цели в начальной школе апробируется технология "формирования учебной деятельности". Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Именно сейчас старое дидактическое правило "Учить детей учиться" как никогда приобретает актуальность, так как школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль. Большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют этого делать, хотя в ходе освоения младшими школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог должен быть компетентен в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы. Какие способы формирования самоконтроля младших школьников будут оптимальными в организации учебного процесса? Согласно новым стандартам образования важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учится, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у школьников навыка самоконтроля. В связи с этим учащиеся не всегда умеют предупреждать и находить уже допущенные ошибки в своей работе, а так же в слабой материальной базе, так как задания полностью направленные на усвоение сущности приёмов самоконтроля, учителю большей частью приходится составлять самому. Число заданий с установкой на самоконтроль составляет (по данным некоторых исследований) 2% от общего числа заданий, имеющихся в учебниках по математике. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Самоконтроль- это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил? Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома. Включенные в содержание самоконтроля контрольно - оценочная и регулировочная функции относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к ее планированию. Структурными элементами самоконтроля являются: внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам; наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых приемов и т.д; мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека; точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения.
Учебная деятельность - ведущая деятельность младшего школьного возраста. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Именно в построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы - прежде всего ребенка нужно научить учиться. Учебная деятельность имеет свою структуру. В ней можно выделить несколько взаимосвязанных компонентов:
1) Учебная задача - это то, что ученик должен был освоить.
2) Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
3) Действие контроля - это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
4) Действие оценки - определение того достиг ли ученик результата или нет.
Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных, больших и малых погрешностей в их выполнении, а так же внесении необходимых корректив в них. Наряду с формированием действий оценки и действий контроля имеет смысл говорить о развитии самоконтроля. Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке своих работ. Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Каждый ученик решает свою задачу. Затем они проверяют решение друг у друга, и решают еще одну общую задачу, после чего сверяют ответ с ответом учителя. Это позволяет детям убедиться в правильности решения задачи.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Алгоритмизация – это процесс построения алгоритма решения задачи, результатом которого является выделение этапов процесса обработки данных, формальная запись содержания этих этапов и определение порядка их выполнения.
Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату.
Свойства алгоритма:
- Дискретность - алгоритм должен быть разбит на шаги (отдельные законченные действия);
- Определенность - у исполнителя не должно возникать двусмысленностей в понимании шагов алгоритма (исполнитель не должен принимать самостоятельные решения);
- Результативность (конечность) - алгоритм должен приводить к конечному результату за конечное число шагов;
- Понятность - алгоритм должен быть понятен для исполнителя;
- Эффективность - из возможных алгоритмов выбирается тот алгоритм, который содержит меньше шагов или на его выполнение требуется меньше времени.
Задача современного учителя: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль. Наибольшего эффекта можно добиться, включая в урок математики средства алгоритмизации.
Необходимо правильно выбрать технологию обучения, в которой алгоритм выступает средством обучения контролю. Основу технологии развития логического мышления составляет алгоритм работы над логическим упражнением с применением коммуникативных и исследовательских технологий.
Алгоритм работы над логическим упражнением определяет последовательность действий при выполнении заданий. Обучение приёмам работы по алгоритму строю следующим образом: обучение умению отличать логическое упражнение от других видов заданий; изучение математического материала, на котором строятся логические задания; изучение видов логических упражнений, понимание и усвоение математических терминов: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, задача; отработка на логических упражнениях разных видов умений выдвигать и проверять гипотезы, составлять алгоритм действий выполнения задания, а так же строить логические цепи рассуждения; систематические замеры развития логического мышления; отслеживание динамики результатов этих замеров.
При этом использовались разные средства обучения: таблицы, карточки с индивидуальными заданиями; различные методические приёмы и формы организации учебной деятельности - коллективная форма, работа в парах, в группах; дидактические игры, взаимоконтроль, самостоятельная тренировочная работа, математические диктанты и т.д. Вывод: алгоритмы помогают научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, осуществляя контроль.