kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологической культуры младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

История человечества неразрывно связана с историей природы. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры младших школьников»


Серенькова Наталья Витальевна.


Формирование экологической культуры младших школьников


История человечества неразрывно связана с историей природы. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Выбор темы был для меня закономерен: считаю, что у детей начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к природной среде, положено начало экологического сознания. Моя задача состоит в том, чтобы углубить и систематизировать знания по охране окружающей среды, формировать нормы поведения, навыки активных действий, положительные мотивы, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, воспитывать доброту, чувство прекрасного, убеждённость в необходимости сохранения природы. Начальной ступенью формирования экологической культуры личности является экологическая грамотность. Я веду работу с детьми по следующим направлениям:

– «учиться знать» – познавать природу (формирование экологических знаний и умений);

– «учиться делать» – создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов;

– «учиться жить» – сохранение среды обитания;

– «учиться быть» – выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности.

В своей воспитательной работе я использую такие формы как: учебные занятия с использованием инновационных образовательных технологий, классные часы, олимпиады, конкурсы, выставки, акции, исследовательская работа, проекты, круглые столы, экскурсии, беседы; коллективные походы библиотеку, предметные недели, утренники, устные журналы, игровые программы, познавательные программы, викторины, соревнования. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка является активное восприятие созданий живой и неживой природы, экосистем, процессов. Формирование представлений об экологических взаимосвязях, противоречиях. Это экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами.

Экскурсии связаны с изучением программного материала, носят краеведческий характер, просто посвящены знакомству с природой. Каждую экскурсию я тщательно продумываю: определяю тему, цель, задачи. Выбираю место проведения экскурсии, разрабатываю маршрут. Уточняю содержание воспитательного и познавательного материала, подбираю игровой материал, стихи, загадки, викторины. Продумываю методику проведения экскурсионного занятия, планирую выполнение общественно полезных дел, продумываю, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

Этапы формирования экологической культуры.

Когда ребенок приходит в 1 класс, то у него уже есть базовый уровень в развитии экологической культуры, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень

развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:

-наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо);

-выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;

-эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках и т.д.;

-наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Во 2 классе ребенок поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры. Я учу переходить от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо), соотносить свои действия и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу. Вовлекаю в созидательную деятельность взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

-интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;

-участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества (субботники, сбор природного материала, и др.);

-общением с представителями животного и растительного мира;

-выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьем этапе личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: участие в общественных делах по охране природы, стремление к познанию законов природы, бережное отношение к представителям животного мира, забота о них.

О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

-представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

-умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой;

-расширение опыта ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Четвертый этап. Это анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Показатели сформированности экологической культуры на четвертом этапе:

-соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

-выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

-ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Формирование экологической культуры на уроке.

Учитель в начальной школе является и классным руководителем этого же класса, поэтому процесс обучения и воспитания является единым целым. Нравственно-экологическое образование и воспитание учащихся я осуществляю в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная – несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, я использую различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока. Формировать экологическую культуру можно на всех уроках. На уроках математики я предлагаю задачи на экологическую тему. На уроках чтения использую литературу для познания экологии. Знакомлю учащихся с книгами о природе писателей – натуралистов М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки и др. Особенно дети любят книгу М. Зверева «Окно в природу». На уроках русского языка – сочинения по результатам экскурсий или по воображению. На уроках рисования учу видеть прекрасное и предавать чувства в своих работах. Но приоритет в формировании экологической культуры принадлежит всё же урокам окружающего мира . Я работаю по программе «Перспектива » и в учебнике академика А.А.Плешакова много внимания уделяется экологическому воспитанию. В центре внимания курса- взаимодействие человека и природы. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом, а в 3 и 4 классах становится объектом целенаправленного рассмотрения. Также провожу экологические праздники (День птиц, День леса и др.), экологические тропы.

Я считаю, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и природоохранительную работу, поэтому я ввожу в программу изучение экологической обстановки края. Совместно с учениками мы собираем материал об истории родной Сызрани

Решающее значение во всех этапах процесса экологического образования имеют приёмы вовлечения школьников в практическую деятельность по защите, уходу, улучшению окружающей среды и пропаганде экологических знаний. В процессе такой деятельности происходит становление ответственности как черты личности.

В воспитании экологической культуры наиболее трудным считаю привитие детям здорового образа жизни, а это требует кардинальных изменений в состоянии ближайшего социоприродного окружения, поэтому стремлюсь проводить соответствующую работу с родителями детей. Приглашаю родителей на экскурсии, в походы, на внеклассные мероприятиях провожу беседы о здоровом об с родителями детей.Приглашаю родителей а жизни, а это пребует координальных иразе жизни.


В заключении стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста, обязательно даст положительные результаты. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование экологической культуры младших школьников

Автор: Серенькова Наталья Витальевна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273220

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Формирование экологической культуры младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "160893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422126153"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Формирование экологической культуры младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie_ekologhichieskoi_kul_tury_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "342634"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1473228089"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) ""Формирование экологических представлений  младших школьников во внеурочной деятельности"  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  на степень БАКАЛАВРА "
    ["seo_title"] => string(160) "formirovaniie-ekologhichieskikh-priedstavlienii-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vypusknaia-kvalifikatsionnaia-rabota-na-stiepien-bakalavra"
    ["file_id"] => string(6) "160181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422011918"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеклассной работе"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_ekologhichieskoi_kul_tury_mladshikh_shkol_nikov_na_urokakh_i_vo_vn"
    ["file_id"] => string(6) "379840"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484541991"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Комплекс экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности младшего школьника "
    ["seo_title"] => string(110) "komplieks-ekskursii-v-prirodu-kak-sriedstvo-formirovaniia-ekologhichieskoi-ghramotnosti-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "219739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434355968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства