Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки младших школьников. Статья»
Формирование самооценки младшего школьника
Зуйкова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
НОУ «Православная гимназия г. Коврова»
1 квалификационная категория
Введение новых образовательных стандартов кардинальным образом изменило цели, содержание и условия реализации образовательных процессов. Для успешного освоения школьной программы в среднем и старшем звене, у обучающихся начальной школы необходимо сформировать готовность и способность к саморазвитию, поисковую активность, умение планировать последовательность действий, конечная цель которых – достижение поставленной цели. Таким образом, младший школьный возраст определяется в качестве фундамента личностного развития, связывающего определённые качества и свойства характера будущего взрослого человека. Приобщаясь к социокультурному окружению, учащийся начальной школы наращивает и расширяет свой собственный жизненный опыт. Чтобы на его основе создать положительный потенциал важно научить ребёнка правильно оценивать собственные качества, достоинства и недостатки, особенности деятельности, то есть сформировать адекватную самооценку.
Отношение к себе как к личности у младших школьников проявляется, прежде всего, в учении. Желание познавать становится основой для возникновения определённого плана действий, выработанного в соответствии с собственным мироощущением, детерминированным к себе отношением. Перед учителем начальных классов новые образовательные стандарты ставят множество задач, каждая из которых сама по себе является не менее важной по сравнению с другими. Одна из них – формирование самооценки младших школьников. Её своевременное решение способствует становлению личностных качеств человека.
Процесс самооценки неотделим от процесса самопознания личности, в котором важную роль играет рефлексия. Данный термин следует понимать как способ и форму функционирования самопознания. Внутреннее изучение своего «Я» наполняется новым материалом, структурирует его, помогает ребёнку соразмерно реагировать на внешние окружающие условия. Л.С. Выгодский отмечает, что именно рефлексия даёт возможность младшему школьнику адекватно оценивать себя с помощью собственных чувств.
Не менее важным условием для формирования самооценки обучающегося является окружающий социум. Когда поведение ребёнка подвергается резкой критике, он испытывает дискомфорт высшей степени. Такое состояние не может продолжаться бесконечно долго. Ребёнок начинает искать выход из сложившейся ситуации. Учитель должен помочь его самооценке найти адекватную опору, причём желательно – в собственном классе. Для этого учителю необходимо найти или создать искусственно группу, в которой окружающие характеризуют личность адекватно её собственной самооценке или даже превышают её. В такой группе (классе), где ребёнка ценят и он это постоянно ощущает, удовлетворяется его потребность в уважении, а следовательно, возникает состояние комфорта от принадлежности к группе (классу).
Представленная ниже схема «Структуры самооценки» выполнена на основе научных диссертаций Захаровой Аиды Васильевны и Худобиной Екатерины Юрьевны.
Безусловно, задачей учителя младших классов является формирование АДЕКВАТНОЙ самооценки младших школьников. Ибо любой другой уровень наносит личности ребёнка непоправимый вред. Одним из способов решения данной задачи является вовлечение обучающегося в проектную деятельность класса или группы. Кроме приобретённых в результате умений и навыков, ребёнок получает оценку своего труда сверстниками, учителями, родителями. Оценка учителя имеет немаловажное значение, но особенно важно проявление личностных качеств ученика в процессе взаимодействия с одноклассниками. Полученные позитивные эмоции от совместной работы являются оценкой более весомой, нежели обычная отметка по предмету. Младший школьник получает ощущение собственной ценности, которое впоследствии проносится через разные жизненные ситуации в неизменном виде. Завершая проект, ребёнок замечает очевидные факты, позволяющие правильно оценить его собственный вклад в общую работу и сделать первые шаги к формированию адекватной самооценки.
Использованная литература:
1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: Учебное пособие / Ред.-сост. Г.В. Берменская. 2-е изд. М., 2005.
2. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 12. С. 89-98
3. Худобина Е.Ю. Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки у младших школьников : диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07. - Москва, 1988. С.156.