Формирование произвольного внимания младших школьников в процессе обучения
Формирование произвольного внимания младших школьников в процессе обучения
Работа включает в себя теоретические аспекты произвольного внимания младших школьников, а так же разработанную и апробированную программу формирования произвольного внимания младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование произвольного внимания младших школьников в процессе обучения»
Формирования произвольного внимания младших школьников в процессе обучения (1 класс)
Для каждого урока нами были подобраны эффективные упражнения, приемы, направленные на формирование произвольного внимания учащихся 1 класса, которые включают в себя:
Приемы целеполагания;
Приемы контроля и оценивания результатов собственной деятельности младших школьников, выполняемые на основе заранее установленных критериев и способов их применения;
Дидактические игры, упражнения и приемы, направленные на развитие различных свойств произвольного внимания.
Цель программы: создать условия организации обучения, которые способствуют формированию произвольного внимания младших школьников.
Задачи программы:
развитие основных свойств произвольного внимания учащихся (объёма, устойчивости, концентрации, переключения, распределения);
формирование умений учебной деятельности (целеполагания, контроля и оценки результатов работы, навыков рефлексии и анализа);
В основу данной программы положены следующие теоретические основания:
ребёнок в процессе своего развития овладевает исторически сложившимися способами организации внимания;
формирование произвольного внимания осуществляется в деятельности;
формирование произвольного внимания предполагает формирование действий: целеполагания, контроля и оценивания результатов собственной деятельности;
формирование произвольного внимания обуславливается развитием его основных свойств: устойчивости, объёма, распределения, концентрации, переключения;
важным условием коррекционной работы является создание благоприятной обстановки и ситуации успеха, опора на актуальный уровень сформированности внимания обучающегося.
Программы реализовывалась в рамках учебных предметов:
Математика.
Окружающий мир.
Русский язык.
При проведении уроков, вводя приемы формирования произвольного внимания, мы старались придерживаться следующих правил:
ежедневное использование приемов, направленных на формирование произвольного внимания;
каждая новая игра, упражнение должна быть направлена на разные свойства внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение);
постепенное усложнение используемых приемов;
Игры и упражнения на формирование внимания мы чаще всего использовали как динамическую паузу или физкультурную минутку во время уроков. Так, например, нами использовалась игра «Найди такой же». Все играющие становятся в шеренгу. Учитель показывает предметы, точно такие же, которые нужно найти в классе.
Игра, на первый взгляд, является достаточно лёгкой, однако дети сначала не справлялись с заданием. Мы часто использовали данную игру, но с усложнением. Например, стали отбивать ритм, под который дети должны были найти предмет, за то время пока отбивают ритм.
На наш взгляд, такие упражнения способствуют не только развитию внимания, но и дают возможность произвести двигательную разрядку.
Для формирования внимания мы так же использовали приемы целеполагания, контроля и оценивания результатов собственной деятельности младших школьников.
На первом этапе мы подготавливали детей к рефлексивной деятельности.
На одном из уроков по математике дали следующую установку: «Ребята, на уроках мы будем с вами учиться оценивать нашу с вами деятельность».
На данном этапе сначала мы учили детей в конце каждого урока в тетради на полях обозначать свое настроение, реакцию на урок в виде понятных детям символов. Мы выбрали «смайлики».
Говорили: Ребята, наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради на полях.
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся личико;
Если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то рисуем удивленное личико;
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное личико. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!
Таким образом, каждый урок ребята задумывались, что у них получалось, а что нет. Так дети были психологически готовыми к следующему шагу.
В обязательном порядке создавали ситуации успеха.
Дети достаточно сильно эмоционально реагировали на словесные приемы. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…». «У тебя обязательно все получится…» и т.д. Кроме того, в начале урока высказывались добрые пожелания детям, предлагалось пожелать друг другу удачи;
Мы заметили, что после использования таких приемов, дети стали более раскованы, увереннее в своих силах. Стали лучше отвечать, не зажиматься.
Кроме того перед выполнением задания мы предлагали оценить возможный уровень сложности выполнения задания с помощью вопросов: трудно или легко выполнить задание. Почему? Как ты работал на уроке (быстро, правильно, аккуратно, красиво, прекрасно, точно, верно и т. д.)? Тем самым обогащали словарный запас школьников оценочными суждениями.
Позже мы начали активно использовать методы обучения рефлексивным умениям и способам контроля. На каждом уроке использовались сигнальные карточки, а детям задавались следующие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать в начале урока?
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны ли вы с тем, что получилось хорошо выполнить задание?
Обязательно в процессе урока на одном из этапов детям индивидуально задавали вопросы: «Что ты делаешь?», «Зачем ты это делаешь? », «Каким образом ты это делаешь?» и т.д.
В конце каждого задания обязательно задавали любой из вопросов, на который каждый должен ответить по цепочке, желательно не повторяясь:
Чему ты научился?
Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе на уроке?
Кто тебе помогал?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
У тебя все получалось хорошо?
О чем ты думал во время урока (выполнения задания)?
Что тебе понравилось на уроке больше всего?
Для формирования умения отбирать критерии для оценивания мы предложили детям ответить на вопросы:
«Ребята, как вы думаете для того чтобы положить тот или иной смайл, что мы должны сделать? Да правильно, мы должны оценить работу. Как мы его будем с вами оценивать? (выслушиваем ответы детей). Что мы будем оценивать? Зачем нужна оценка? Что она дает?»
Таким образом, с помощью вопросов мы подводили детей к критериям оценки.
Затем по заданному алгоритму просили оценить выполнение заданий своих товарищей, но уже с помощью критериев.
В качестве опоры, для формирования навыков рефлексии, контроля мы предлагали вопросы на данном тапе:
Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
Как я выполнял задания, какими способами? Что я чувствовал при этом?
Каковы были основные трудности и как я их преодолевал?
Старались, чтобы вопросы для оценки своей деятельности не повторялись. Варьировали их.
Варьировали и формы проведения анализа:
детям показывали задание и предлагали оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал школьник;
одному из детей давали поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
школьнику предлагали проанализировать выполнение задания, сравнивая его с образцом;
вместе с детьми рассматривали одну работу за другой и давали им оценку на основе заданных и выделенных критериев, а так же алгоритма.
Таким образом, в соответствии с темами уроков, нами были подобраны различные приемы целеполагания, контроля и оценки, а так же игры и упражнения, направленные на развитие свойств внимания, которые указаны в таблице.
Программа формирования произвольного внимания младших школьников в процессе обучения (1 класс)
Тема
Цель
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие различных свойств произвольного внимания
Приемы целеполагания
Приемы контроля и оценивания результатов собственной деятельности младших школьников
Русский язык
Слова, отвечающие на вопросы: кто? Что?
В рамках урока создать условия для развития произвольного внимания детей. С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания с помощью специальных упражнений.
- Постановка целей урока с включением сюжета сказки, в которой сказочный герой сталкивается с проблемой и нуждается в ее решении
- Подводящий диалог
- обсуждение плана урока
-Проверка с помощью сигнальных карточек
- Сравнение результат своей деятельности с образцом
-Обсуждение причин затруднения
- Рефлексия с помощью незаконченных предложений и оценочных суждений.
Слова, отвечающие на вопросы:
Какой? Какая? Какие?
С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания с помощью специальных упражнений.
Игра «Различи в шуме»
Цель: развивать концентрацию, объем внимания.
- Привлечение сказочного персонажа
- Создание проблемной ситуации
-Проверка с помощью сигнальных карточек
- Работа по плану
-Взаимопроверка
-Сверка полученного результата с образцом
- Рефлексия: Как ты работал на уроке? (быстро, правильно, аккуратно, красиво, прекрасно, точно, верно и т. д.). Подбор синономичного ряда слов для оценки.
Слова, отвечающие на вопросы:
Что делать?
В рамках урока создать условия для развития произвольного внимания детей. С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания с помощью специальных упражнений.
- Домысливание при помощи слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, проверим)
-Проверка с помощью сигнальных карточек
-Комментирование выполнения учебного задания
- Проверка товарища у доски с помощью критериев
- Рефлексия:
Вам понравился сегодняшний урок? Чем именно? Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Что тебе понравилось на занятии больше всего? Оценка результатов деятельности с помощью светофора
Математика
Вычитание числа 1
С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания с помощью специальных упражнений.
Детям предлагается составить цель из предложенных слов
- Составление плана работы
- Коллективная проверка выполненного задания по карточкам
Хорошо ли вы выполнили свою работу? Почему
-Проверка с помощью сигнальных карточек
- Сравнение результат своей деятельности с образцом
- Взаимопроверка: Правильно ли ваш товарищ сделал это задание?
Уменьшаемое и вычитаемое
В рамках урока создать условия для развития произвольного внимания детей. С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания.
Игра «Кто меня слышит?» Цель: развивать концентрацию, устойчивость внимания