kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование произвольного внимания младших школьников в процессе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа включает в себя теоретические аспекты произвольного внимания младших школьников, а так же разработанную и апробированную программу формирования произвольного внимания младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование произвольного внимания младших школьников в процессе обучения»

Формирования произвольного внимания младших школьников в процессе обучения (1 класс)


Для каждого урока нами были подобраны эффективные упражнения, приемы, направленные на формирование произвольного внимания учащихся 1 класса, которые включают в себя:

  1. Приемы целеполагания;

  2. Приемы контроля и оценивания результатов собственной деятельности младших школьников, выполняемые на основе заранее установленных критериев и способов их применения;

  3. Дидактические игры, упражнения и приемы, направленные на развитие различных свойств произвольного внимания.

Цель программы: создать условия организации обучения, которые способствуют формированию произвольного внимания младших школьников.

Задачи программы:

  1. развитие основных свойств произвольного внимания учащихся (объёма, устойчивости, концентрации, переключения, распределения);

  2. формирование умений учебной деятельности (целеполагания, контроля и оценки результатов работы, навыков рефлексии и анализа);

В основу данной программы положены следующие теоретические основания:

  • ребёнок в процессе своего развития овладевает исторически сложившимися способами организации внимания;

  • формирование произвольного внимания осуществляется в деятельности;

  • формирование произвольного внимания предполагает формирование действий: целеполагания, контроля и оценивания результатов собственной деятельности;

  • формирование произвольного внимания обуславливается развитием его основных свойств: устойчивости, объёма, распределения, концентрации, переключения;

  • важным условием коррекционной работы является создание благоприятной обстановки и ситуации успеха, опора на актуальный уровень сформированности внимания обучающегося.

Программы реализовывалась в рамках учебных предметов:

  • Математика.

  • Окружающий мир.

  • Русский язык.

При проведении уроков, вводя приемы формирования произвольного внимания, мы старались придерживаться следующих правил:

  • ежедневное использование приемов, направленных на формирование произвольного внимания;

    • каждая новая игра, упражнение должна быть направлена на разные свойства внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение);

  • постепенное усложнение используемых приемов;

Игры и упражнения на формирование внимания мы чаще всего использовали как динамическую паузу или физкультурную минутку во время уроков. Так, например, нами использовалась игра «Найди такой же». Все играющие становятся в шеренгу. Учитель показывает предметы, точно такие же, которые нужно найти в классе.

Игра, на первый взгляд, является достаточно лёгкой, однако дети сначала не справлялись с заданием. Мы часто использовали данную игру, но с усложнением. Например, стали отбивать ритм, под который дети должны были найти предмет, за то время пока отбивают ритм.

На наш взгляд, такие упражнения способствуют не только развитию внимания, но и дают возможность произвести двигательную разрядку.


Для формирования внимания мы так же использовали приемы целеполагания, контроля и оценивания результатов собственной деятельности младших школьников.

На первом этапе мы подготавливали детей к рефлексивной деятельности.

На одном из уроков по математике дали следующую установку: «Ребята, на уроках мы будем с вами учиться оценивать нашу с вами деятельность».

На данном этапе сначала мы учили детей в конце каждого урока в тетради на полях обозначать свое настроение, реакцию на урок в виде понятных детям символов. Мы выбрали «смайлики».

Говорили: Ребята, наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради на полях.

  • Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся личико;

  • Если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то рисуем удивленное личико;

  • Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное личико. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!

Таким образом, каждый урок ребята задумывались, что у них получалось, а что нет. Так дети были психологически готовыми к следующему шагу.

В обязательном порядке создавали ситуации успеха.

Дети достаточно сильно эмоционально реагировали на словесные приемы. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…». «У тебя обязательно все получится…» и т.д. Кроме того, в начале урока высказывались добрые пожелания детям, предлагалось пожелать друг другу удачи;

Мы заметили, что после использования таких приемов, дети стали более раскованы, увереннее в своих силах. Стали лучше отвечать, не зажиматься.

Кроме того перед выполнением задания мы предлагали оценить возможный уровень сложности выполнения задания с помощью вопросов: трудно или легко выполнить задание. Почему? Как ты работал на уроке (быстро, правильно, аккуратно, красиво, прекрасно, точно, верно и т. д.)? Тем самым обогащали словарный запас школьников оценочными суждениями.

Позже мы начали активно использовать методы обучения рефлексивным умениям и способам контроля. На каждом уроке использовались сигнальные карточки, а детям задавались следующие вопросы:

– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать в начале урока?

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны ли вы с тем, что получилось хорошо выполнить задание?

Обязательно в процессе урока на одном из этапов детям индивидуально задавали вопросы: «Что ты делаешь?», «Зачем ты это делаешь? », «Каким образом ты это делаешь?» и т.д.

В конце каждого задания обязательно задавали любой из вопросов, на который каждый должен ответить по цепочке, желательно не повторяясь:

  • Чему ты научился?

  • Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе на уроке?

  • Кто тебе помогал?

  • Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

  • У тебя все получалось хорошо?

  • О чем ты думал во время урока (выполнения задания)?

  • Что тебе понравилось на уроке больше всего?

Для формирования умения отбирать критерии для оценивания мы предложили детям ответить на вопросы:

«Ребята, как вы думаете для того чтобы положить тот или иной смайл, что мы должны сделать? Да правильно, мы должны оценить работу. Как мы его будем с вами оценивать? (выслушиваем ответы детей). Что мы будем оценивать? Зачем нужна оценка? Что она дает?»

Таким образом, с помощью вопросов мы подводили детей к критериям оценки.

Затем по заданному алгоритму просили оценить выполнение заданий своих товарищей, но уже с помощью критериев.

В качестве опоры, для формирования навыков рефлексии, контроля мы предлагали вопросы на данном тапе:

  • Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?

  • Как я выполнял задания, какими способами? Что я чувствовал при этом?

  • Каковы были основные трудности и как я их преодолевал?

Старались, чтобы вопросы для оценки своей деятельности не повторялись. Варьировали их.

Варьировали и формы проведения анализа:

  • детям показывали задание и предлагали оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал школьник;

  • одному из детей давали поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

  • школьнику предлагали проанализировать выполнение задания, сравнивая его с образцом;

  • вместе с детьми рассматривали одну работу за другой и давали им оценку на основе заданных и выделенных критериев, а так же алгоритма.

Таким образом, в соответствии с темами уроков, нами были подобраны различные приемы целеполагания, контроля и оценки, а так же игры и упражнения, направленные на развитие свойств внимания, которые указаны в таблице.


Программа формирования произвольного внимания младших школьников в процессе обучения (1 класс)

Тема

Цель

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие различных свойств произвольного внимания

Приемы целеполагания

Приемы контроля и оценивания результатов собственной деятельности младших школьников

Русский язык

Слова, отвечающие на вопросы: кто? Что?

В рамках урока создать условия для развития произвольного внимания детей. С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания с помощью специальных упражнений.

Игра «Кто летает?» (ползает, растет и т.д.)

Цель: развивать концентрацию, переключение, распределение, объем внимания.


- Постановка целей урока с включением сюжета сказки, в которой сказочный герой сталкивается с проблемой и нуждается в ее решении

- Подводящий диалог

- обсуждение плана урока

-Проверка с помощью сигнальных карточек

- Сравнение результат своей деятельности с образцом

-Обсуждение причин затруднения

- Рефлексия с помощью незаконченных предложений и оценочных суждений.

Слова, отвечающие на вопросы:

Какой? Какая? Какие?





С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания с помощью специальных упражнений.

Игра «Различи в шуме»

Цель: развивать концентрацию, объем внимания.

- Привлечение сказочного персонажа

- Создание проблемной ситуации


-Проверка с помощью сигнальных карточек


- Работа по плану


-Взаимопроверка

-Сверка полученного результата с образцом


- Рефлексия: Как ты работал на уроке? (быстро, правильно, аккуратно, красиво, прекрасно, точно, верно и т. д.). Подбор синономичного ряда слов для оценки.

Слова, отвечающие на вопросы:

Что делать?

В рамках урока создать условия для развития произвольного внимания детей. С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания с помощью специальных упражнений.

«Повтори быстро» (диалог – «перестрелка»)

Цель: развивать концентрацию, переключение, распределение, объем внимания.

«Кто быстрее найдет и зачеркнет»

Цель: развивать концентрацию, переключение внимания.


- Создание ситуации успеха

- Домысливание при помощи слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, проверим)

-Проверка с помощью сигнальных карточек


-Комментирование выполнения учебного задания


- Проверка товарища у доски с помощью критериев


- Рефлексия:

Вам понравился сегодняшний урок? Чем именно? Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Что тебе понравилось на занятии больше всего? Оценка результатов деятельности с помощью светофора

Математика

Вычитание числа 1

С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания с помощью специальных упражнений.

Упражнение «Пожалуйста

Цель: развивать концентрацию, переключение внимания.

Игра «Около стола»

Цель: развивать концентрацию, переключение, распределение, объем внимания.

- Ситуация яркого пятна


-Игра упражнение «Соберите цель»

Детям предлагается составить цель из предложенных слов

- Составление плана работы

- Коллективная проверка выполненного задания по карточкам

Хорошо ли вы выполнили свою работу? Почему


-Проверка с помощью сигнальных карточек

- Сравнение результат своей деятельности с образцом

- Взаимопроверка: Правильно ли ваш товарищ сделал это задание?

Уменьшаемое и вычитаемое

В рамках урока создать условия для развития произвольного внимания детей. С помощью определенных приемов целеполагания и контроля способствовать формированию произвольного внимая, с мощью речи удерживать внимание детей на учебной задаче. Развивать определенные свойства внимания.

Игра «Кто меня слышит?» Цель: развивать концентрацию, устойчивость внимания

Игра «Найди ошибку»

Цель: развивать концентрацию, устойчивость, переключение внимания.


- Подводящий диалог

- Формирование цели при помощи опорных глаголов (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, доказать, сравнить, разобраться).


-Проверка с помощью сигнальных карточек

- Самопроверка по образцу


Анализ деятельности с помощью вопросов:

Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать? Выполнили вы задание?

- Осуществление проверки по плану

- Рефлексия с помощью незаконченных предложений.

Перестановка слагаемых

В рамках урока создать условия для развития произвольного внимания детей.

Игра «Обезъянки»

Цель: развивать распределение, объем, концентрацию внимания.

-Привлечение в урок персонажей

- Работа над понятием

- Обсуждения плана урока

-Проверка с помощью сигнальных карточек

- Самопроверка по образцу


Десяток и единицы

В рамках урока создать условия для развития произвольного внимания детей.

Упражнение «Путаница»

Цель: развивать переключение внимания.


- Постановка проблемной ситуации

- Обсуждение плана урока

-Проверка с помощью сигнальных карточек

- Сверка полученного результата с образцом

-Работа по плану

Окружающий мир

Как зимой помочь птицам?



Игра «Сделай как я»

Цель: развивать распределение, объем, концентрацию внимания.

- Подводящий диалог

- Формирование цели при помощи опорных глаголов

-Работа по плану

- Работа в парах

- Оценка собственной деятельности по критериям

Как зимуют травы, кустарники и деревья.



Игра «Группировка»

Цель: развивать концентрацию, переключение внимания.


- Подводящий диалог

- Формирование цели при помощи опорных глаголов (изучить, уметь, выяснить, обобщить, разобраться).


- Оценка собственной деятельности по критериям

Рефлексия: незаконченные предложения.

Есть ли жизнь в воде подо льдом?


Игра-имитация: «Послушай и угадай».

Цель: развивать концентрацию, переключение внимания.


- Постановка проблемной ситуации

- Обсуждение плана урока

- Коллективная проверка выполненного задания по карточкам

Хорошо ли вы выполнили свою работу? Почему?

- Рефлексия с помощью оценочных суждений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование произвольного внимания младших школьников в процессе обучения

Автор: Сиротина Юлия Артуровна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Коррекционное занятие «Развитие познавательных процессов младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(79) "korriektsionnoiezaniatiierazvitiiepoznavatielnykhprotsiessovmladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "281072"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453464598"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательных способностей у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "122199"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414166719"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "игровые ситуаций  для  коммуникативно-речевой активности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ighrovyie-situatsii-dlia-kommunikativno-riechievoi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "117813"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412924233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства