kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дидактических материалах представлены рифмовки в стихотворной форме.Стихотворная форма позволяет направить внимание детей на изучение грамматических и орфографических явлений языка, облегчает запоминание правил.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости у младших школьников»

МБОУ «Цнинская СОШ №1»

филиал в пос. Калинин






«Формирование орфографической зоркости у младших школьников»

(1 класс)

(Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных)








Учитель: Зверкова В.И.


Стихотворная форма позволяет направить внимание детей на изучение грамматических и орфографических явлений языка, облегчает запоминание правил.

Рифмовки – не просто игры и веселые стихи по грамматике и правописанию, а специальные дидактические упражнения, ритмичность чтения которых активизирует работу детей на уроке, а рифма оживляет содержание учебного материала.

В рифмовках обычно такое количество орфограмм, которое трудно сконцентрировать в обычном тексте учебного упражнения для первоклассников.

Первые стихотворные тексты нужно читать с доски хором (Читает учитель, а дети следят глазами, находят знакомые им буквы)

При помощи стихов легко запоминаются буквы.

«Н» надела поясок,

«И» надела поясок.

Буква «Н» - надела ровно,

Буква «И» - наискосок.

Рифмованная запоминалка для гласных звуков

Э-Ы-У, А-О-И –

Звуки гласные мои.

Их не трудно перечесть

И запомнить: звуков шесть.

Виды рифмовок.

«Рифмовки-запоминалки» служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в стихотворной форме. Запоминалки не подменяют правила учебника и читаются до знакомства с ними. Они служат средством опережающей подготовки к изучению языковых явлений. Заучивание создает фон, на котором легче усваиваются орфографические правила.


Пример:

Сочетанья ЩА и ЧА

В словах пища и свеча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой А писать

Потому что ча и ща

Пишут только с буквой А.


«Рифмовки-тренажеры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения расширяют представления о несоответствии написания и произношения слов, служат средством расширения словарного запаса, иллюстрируют правила правописания.

Пример:

Кошка Маришка,

Котёнок Тишка,

Щенок Дружок,

Цыплёнок Пушок,

Корова Бурёнка,

Коза Найдёнка,

Поросенок Хрюша,

И бычок Гаврюша –

Все их клички, до одной,

Пишут с буквы прописной!


Такие упражнения можно давать в разных вариантах. Например, данную рифмовку учитель дает с пропусками некоторых кличек:

Кошка Маришка,

Котёнок …(Тишка),

Щенок Дружок,

Цыплёнок …(Пушок),

И т.д.

Клички животных предлагается выбрать из слов для справок. Последнее слово рифмовки дети подбирают самостоятельно. Можно проводить в игровой форме: кто быстрее подберет клички названым животным.

В буквальный период предлагается рифмовка тренировочного характера на важную орфограмму – «мягкий знак – показатель мягкости согласных»

Лак, лук, лось, лень,

Так, тук, ток, тень,

Сом, соль, мел, мель,

Нос, нёс, ел, ель,

Назови в каких словах

Написали мягкий знак.

«Рифмовки-контролёры» – служат средством контроля и самоконтроля.

Все обдумай, не спеши,

А потом уже пиши:

Знаешь, как писать теперь!

Так ли думаешь, проверь:

Чайка, ёжики, чижи,

Дача щука, камыши.

Если так хотел писать,

Получай отметку «пять»!

Эта рифмовка из двух частей: первая настраивает на выбор правильной орфограммы, вторая – содержит ответ.

Многие рифмовки совмещают в себе задачи запоминания, контроля, тренировки в чтении и письме слов с орфограммами.

Для учителя важно выявление в каждой рифмовке основного дидактического смысла для наиболее эффективной работы на уроке.

Рифмовки для орфографических минуток даются по завершении букварного периода с заданием найти как можно больше орфограмм.



Пример:

Жимолость, ландыши,

Щука, часы,

Чудо, машина,

Огонь, камыши,

Девочка Ира и

Мальчик Илья –

Сколько здесь правил

Нашли вы, друзья?


Рифмовки можно использовать не только на уроке, но и в семейном обучении, в индивидуальной работе с учениками.

Рифмовки, помогающие запомнить буквы (Весёлая азбука. М. Чернышёв. Москва. 2005).

Пример:

Понятно всем, что неспроста

Приметил Аист в алфавите А:

На эту букву Аист, как на крышу

Присел, чтоб свить гнездо повыше.



Пример:

Как придумано хитро,

Буква М перед метро.

Чтоб на букву посмотреть, -

До Москвы дошел Медведь


Рифмовки, помогающие усвоить написание прописной буквы в именах собственных, после предложения.

Пример:

С заглавной буквы,

Без сомненья,

Начинаем предложение.


Пример:

Имена, фамилии,

Клички, города –

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда




Пример:

Почему же мы с тобой

Пишем с буквы прописной:

Котик Васька и Пушок;

Пёсик Шарик и Дружок;

Дети – Поля и Антон;

Дядя Коля и Семен;

Города – Рязань, Ковров;

Александров и Ростов;

Реки Волга и Ока?

Скажешь мне наверняка!


Рифмовки, помогающие усвоить написание ЖИ, ШИ:

Пример:

Жили в хижине чижи,

Мыши, ёжики, стрижи.

В гости едут к ним моржи,

И жирафы, и ужи.

Все сочетанья ЖИ и ШИ

Только с буквой И пиши!


Рифмовки, помогающие усвоить написание ЧА, ЩА:

Пример:

ЧА- и ЩА-, ЧА- и ЩА-,

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЩА и ЧА.



Пример:

Сочетанья ЩА и ЧА

В словах пища и свеча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой А писать





Пример:

Чашка, чайка, и свеча,

Роща, чаща, каланча,

Пища, чайник, чай –

Как напишешь? Отвечай!



Рифмовки, помогающие усвоить написание ЧУ и ЩУ.

Пример:

Я в сочетанья ЧУ и ЩУ

Всегда вставляю букву У



Пример:

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чудак и щука и ворчун,

Ищу, пишу, верчу, тащу

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!



Рифмовки, помогающие усвоить написание ЧН и ЧК

Пример:

Козочка, горочка,

33 пригорочка.

Дочка, кочка, точка, ночка,

Золотая звездочка!

Точный, срочный,

Личный, вечный, -

Никогда в таких словах

Не пишите мягкий знак!


Пример:

Знаешь ты наверняка,

Где ЧН, а где ЧК

Речка, ночка, строчка, точка,

Срочный, встречный и речной.

Никогда в таких словах

Не пишите мягкий знак!



Написание разделительного Ь.

Пример:

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою друзья.

Здесь моя семья, жильё –

Перед я, ю, е, и, ё.



Написание разделительного Ъ.

Пример:

Было «сели»,

Стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен?

Твердый знак!


Пример:

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможешь:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.


Перенос слов

Пример:

Перенос веди толково,

Чтобы дело шло на лад.

Раздели на слоги слово,

Как на дольки шо-ко-лад.


Пример:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

А теперь попробуй сам,

Раздели слова: лиса,

Петушок, трава, коса.

По слогам слова скажи

И в тетрадку запиши.




Двойные согласные

Пример:

Элла, Нонна, ванна, класс,

Ссора, теннис, и рассказ.

Мы слова такие слышим

И с двойной согласной пишем.



Безударные гласные в корне

Пример:

Безударный гласный!

Стоп!

Писать опасно!

Чтоб развеять все сомненья,

Ставьте звук под ударенье.

Гора – горы, дела – дело,

А теперь пишите смело.



Проверка написания безударных гласных в корне в 1 классе производится преимущественно изменением формы слова.

Парные звонкие и глухие согласные

Пример:

Парные согласные

Самые опасные:

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово быстро изменяй,

Уж – ужи, труд – труды,

Ёж – ежи, мост – мосты.





Пример:

Парные согласные

Самые опасные –

Парный в слове проверяй

Рядом гласный подставляй!

Стог – стога, гриб – грибок.

Вот и кончился стишок.


Первоначально проверочные слова подбираются с помощью учителя.

Материал для орфографических минуток.

Примеры

***

Кошечка Пушинка,

Девочка Маринка,

Курочка Пеструшка,

Поросёнок Чушка –

Жили, не тужили,

Чай из чашки пили…

Ну а вы, друзья мои

Сколько правил здесь нашли?

***

Почка, бочка, шишка, друг,

Пёсик Булька и утюг,

Класс, аллея, телеграмма –

Кто нашёл все орфограммы?

***

Жили у бабуси

Два чудесных жирных гуся:

Гусь Шипучка, гусь Илья –

Сколько правил здесь, друзья?




***

Горка, горочка, гора,

Под горою есть нора.

В той норе живет лиса,

Среди всех лесов – краса!

О лисе той не тужите…

Сколько правил здесь, скажите?

***

Жили-были дед и внучка,

Кот Пушок, собака Жучка,

Свинка Чуня и козлята –

Сколько правил здесь, ребята?

***

Шуба, шапка и мороз,

Мальчик Коля, кот Матрос.

Анна, ванна, класс, весна,

Шина, машина, тишина.

Много разных орфограмм

Отыскать придётся вам.

Упражнения с элементами какографии

Примеры

***

Разве можно без улыбки

Видеть Петины ошибки?

Пишет Петя, наш дружок:

Сел варенье код Пушок,

Он конфету сел, а булкой

Поделился с другом Булькой.

Быстро Пете помогайте,

Где ошибки исправляйте.


***

Разве можно без улыбки

Видеть Васины ошибки?

Он в тетради написал:

Корондаш, портфел, пинал,

Ручьки, и тетратки у меня в порядке.

Быстро Васе помогайте,

Все ошибки исправляйте.

***

Разве можно без улыбки

Видеть Лёнины ошибки:

Налетел я на сугроп

И расшиб сегодня лоп,

Очень болно и обидно,

Глаз под шишкою не видно.

Быстро Лёне помогайте,

Все ошибки исправляйте.

***

Я пишу: собака Фомка,

А собака лает громко.

Я пишу: бельчонок Тишка,

А бельчонок целит шишкой

Прямо в лоб мне и кричит:

- лучше правила учи!

Рифмовки с элементами какографии лучше использовать в конце года. Дети воспринимают их как занимательные упражнения.

Работа над этими упражнениями заключается в коллективном исправлении всех допущенных ошибок и объяснении правил правописания. После исправления ещё раз прочитывается текст рифмовки и орфографически проговариваются трудные для написания слова.

В конце года детям предлагаются рифмованные тексты поэтов-классиков. Отыскать орфограммы в таких текстах труднее, чем в специально составленных рифмовках.

Примеры

***

Говорит мышонок Мурке:

- Ну, тогда сыграем в жмурки.

Завяжи глаза платком

И лови меня потом.

(С. Маршак)

***

Она с утра лежит не лая,

Она собака пожилая.

Ей надоело лаять, злиться…

Она лежит, не шевелится

И смотрит молча, не ворча,

На прилетевшего грача.

(А. Барто)

***

Имена, фамилии,

Клички, города

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда.

Начинает буква

Важные слова:

Родина, Россия,

Шуя и Москва.

(по А. Угрюмову)




***

С чёлкой – Таня Королёва,

С рыжим хвостиком – Петрова,

А с косичками – она,

Наша Таня Кузьмина.

(З. Александрова)

***

- Да, нелёгкая диктовка, -

Почесал затылок Вовка.

И в тетради Королёва

Появилась вдруг корова.

(Я. Пишумов)

Ритмические тексты помогают детям раньше перейти от слогового чтения к чтению целыми словами.

Коллективная декламация рифмовок, ориентация на ударные слоги при чтении стихов вырабатывает определенный темп коллективного чтения, который закрепляется у большинства как индивидуальное умение.

Работа над рифмой упражнений связана с главной задачей: развитием фонематического слуха. У детей возникает желание не только слушать, но и создавать свои, пусть и несовершенные рифмы.

Пример:

Как у свинки – хрюшки

Маленькие… (ушки),

Нежный розовый бочок,

Круглый, гладкий… (пятачок).

Ты придумай кличку ей

И скажи её … (скорей).

Учитель переключает детей на орфографическую задачу: придумать хрюшке кличку, объяснить правописание.

С начала учебного года после хорового чтения и проговаривания трудных для написания слов систематическим приёмом на уроках письма может быть «печатание» на специальных листочках, что требует от первоклассников меньшего напряжения, чем письмо рукописными буквами.

Печатая слова из рифмовок, дети одновременно со звуко-буквенным анализом усваивают написание орфограмм.

В послебукварный период приёмы работы с рифмовками более разнообразны:

- полное или частичное списывание с карточки, доски с различными заданиями;

- письмо по памяти с опорой на слова, схемы;

- различные виды диктантов обучающего характера;

- комментированное письмо;

- составление словосочетаний и предложений с одним из орфографически трудных слов рифмовки.

Развитию орфографической зоркости помогает выделение орфограмм зеленой пастой.



Литература

  1. М. Чернышёв. Весёлая азбука. Москва. 2000.

  2. С. Маршак. Азбука в стихах. Москва. 1995.

  3. Занимательная грамматика. Тамбов. 1994.

  4. Н. Бетенькова. Орфография, грамматика в рифмовках занимательных. Москва. 1995.

  5. С. Маршак. Плывёт, плывёт кораблик. Ленинград. 1990


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Автор: Зверкова Валентина Ивановна

Дата: 18.04.2017

Номер свидетельства: 410163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему «Резервы повышения орфографической зоркости младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(88) "doklad-na-tiemu-rieziervy-povyshieniia-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422807234"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Приемы работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(79) "priemy_raboty_po_formirovaniiu_orfograficheskoi_zorkosti_u_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "622637"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673288708"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Пропедевтика орфографических умений и навыков младших школьников в период обучения грамоте"
    ["seo_title"] => string(80) "propiedievtika_orfoghrafichieskikh_umienii_i_navykov_mladshikh_shkol_nikov_v_pie"
    ["file_id"] => string(6) "370169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481823205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства