Пропедевтика орфографических умений и навыков младших школьников в период обучения грамоте
Пропедевтика орфографических умений и навыков младших школьников в период обучения грамоте
Среди многочисленных аспектов методики обучения русскому языку проблема формирования орфографической зоркости младших школьников всегда привлекала внимание, как теоретиков, так и практиков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пропедевтика орфографических умений и навыков младших школьников в период обучения грамоте»
Пропедевтика орфографических умений и навыков младших школьников в период обучения грамоте
Среди многочисленных аспектов методики обучения русскому языку проблема формирования орфографической зоркости младших школьников всегда привлекала внимание, как теоретиков, так и практиков.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. В начальных классах закладываются основы грамотного письма.
Уже в период обучения грамоте дети должны научиться соотносить фонетический и графический образы слова, обозначать звуки слова соответствующими буквами без пропусков, замен, вставок, перестановок букв.
Система пропедевтических упражнений находится в соответствии со ступенчатым построением современной программы по правописанию: у детей постепенно, в результате практических работ, накапливается и определенный речевой опыт, и «чувство» языка, и наблюдения над явлениями языка.
В программу по русскому языку включено большое количество речевых и языковых умений и навыков, большое место среди них занимают орфографические умения и навыки. Так как орфографическая грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в школе. Под орфографической грамотностью понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
В период обучения грамоте школьники учатся: соотносить букву и звук – сначала в позициях, где написания не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных); раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как язык единицы, носители значений; переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (не переносить и не оставлять на строке одну букву); употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах собственных.
В этот период орфографическая работа строится главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). С морфологическим принципом русского правописания дети знакомятся лишь с практической стороны, на основе сопоставлений подготавливаются к выделению морфем в таких простейших случаях, как сад-сады, дом-дома, и учатся проверять на этой основе правописание гласных и согласных.
В связи с тем, что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим смысловым факторам, учитель должен отбирать соответствующие им методические приемы: звуко-буквенный анализ и синтез; составление слогов на наборном полотне; отчетливое проговаривание слов; смысловой анализ слов и предложений; списывание; письмо под диктовку.
Метод языкового анализа и синтеза относится не только к орфографии, но и ко всем разделам методики русского языка. В данном случае он обеспечивает сознательную языковую основу орфографии, он же выполняет и свою первичную функцию – исследовательскую. Использовать анализ и синтез уже необходимо в период обучения грамоте.
Современный метод обучения грамоте устанавливает правильное соотношение звуков и букв на основе данных науки фонетики.
При применении приемов звукового анализа ставится задача – помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах, что необходимо для грамотного письма. Для этого используют: выделение из речи отдельных звуков, анализ последовательности звуков в словах, анализ звуков сходных по звучанию (Подбираются для сопоставления слова, отличающиеся только одним звуком (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные). Например, сопоставляются слова: мел-мель, мыл-мил, козы-косы, шар-жар, корка-горка, дом-том, зима-Сима и т.п.)
Языковой синтезтесно связан с анализом. В период обучения грамоте используется синтез на уровне слогов и букв, т.е. составление слогов из фонетических и графических единиц, звукослияние в слоге и слове, составление слов и их сочетаний из букв разрезной азбуки на наборном полотне, запись слов на доске и в тетрадях.
Используя достоинства приема какографии (неверных написаний), можно формировать орфографическую зоркость первоклассников. На уроках закрепления гласных букв учащимся можно предложить выполнить задание: правильно напечатать в тетради представленный на доске ряд букв, например: А, R, N, Y. Прежде чем дети приступали к выполнению задания в тетради, проводился коллективный зрительный анализ пространственного расположения элементов букв и вносились необходимые исправления (мелом другого цвета неверная буква зачеркивалась и сверху печаталась правильно).
В дальнейшем задания такого типа можно использовать для работы в парах, когда участие каждого ученика становилось более весомым. Функциональная значимость такого упражнения заключается в том, что с его помощью совершенствуются умения учащихся в зрительном анализе буквенных знаков.
После выполнения таких упражнений ребятам можно предложить прочитать предложение, включающее в себя слова с искаженными буквами. Это даст школьникам возможность понять, что ошибки затрудняют понимание читаемого и что неправильная запись – проявление неуважительного отношения пишущего к адресату. Учащихся делают вывод о том, что нужно проверять написанное.
Теперь на материале слов и предложений первоклассников можно переводить на самостоятельное решение задач по нахождению и исправлению неправильных образов букв. Так, упражнения, связанные с исправлениями искаженных букв в словах, позволяют сделать первый шаг на пути развития восприимчивости первоклассников к ошибкам и осознания ими важности проверки написанного.
Следует отметить, что прием какографии актуален и для мотивации изучения орфографических правил. Так, например, использование омофонов: Шарик – шарик, Соня – соня, Лев – лев – при изучении правила правописания заглавной буквы в именах, фамилиях, кличках и т.д. – вызывает большой интерес у учащихся, а сами правила приобретают практический смысл. Благодаря яркой речевой ситуации, включающей «отрицательный» материал, когда в результате неправильного написания меняется смысл высказывания, дети четко улавливают зависимость между лексическим значением слова и орфографическим образом.
Большое место в пропедевтической работе занимает списывание. Списывание без заданий бывает двух видов: списывание-копирование (побуквенное списывание, когда все внимание учащихся сосредоточивается на срисовывании букв) и простое списывание (осмысленное списывание целыми словами, позднее словосочетаниями и предложениями). В период обучения грамоте, когда дети учатся писать буквы, обойтись без списывания-копирования невозможно.
Простое списывание находит довольно широкое применение на первой ступени обучения (первое полугодие 1 класса). Цель упражнений в простом списывании на данном этапе заключается в том, чтобы научить детей списывать без ошибок с предлагаемого текста. Обучение первоклассников простому осмысленному списыванию начинается по «Прописи», когда учащиеся пишут слово ау.
Прежде чем предложить учащимся записать слово АУ, учитель должен провести соответствующую работу над смыслом этого слова, для чего он спрашивает, когда и где дети слышали это слово, и дает задание – придумать с маленьким словом АУ предложение. Первоклассники по указанию и под руководством учителя производят слоговой и звуко-буквенный анализ слова, затем учитель записывает слово АУ на доске по-письменному. Во время записи слова на доске он обращает внимание учащихся на написание элементов букв и соединение буквы А с буквой У. После двух-трехкратного прочтения слово закрывается, дети пишут его по памяти, после чего проводится сверка написанного в тетрадях с написанным на доске.
Со второго полугодия 1 класса все большее распространение получают виды списывания, осложненного различными заданиями. Орфографические задания при списывании в 1 классе, в основном, сводятся к: подчеркиванию орфограмм на изученные правила; вставке пропущенных букв; замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу. На первых уроках по выполнению подобных упражнений необходимо разобрать одно-два предложения; позднее предварительного разбора можно не производить. Для выяснения уровня сформированности умения списывать проводится контрольное списывание.
В период обучения грамоте учащиеся знакомятся с некоторыми словарными словами. Слова с непроверяемыми написаниями используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах. Ученики должны иметь индивидуальный словарик. С ним они начинают работу со второго полугодия 1 класса.
В словарно-орфографической работе выделяются следующие составные части: предоставление нового слова из словарика, формулирование лексического значения слова, освоение его орфографии, введение нового слова в активный словарь детей. Некоторые авторы (В.П. Канакина, Г.Е.Акулова и др.) необходимой составной частью работы над «трудным» словом считают также осуществление его этимологического анализа.
В обучении грамоте используются разного рода карточки для упражнения в анализе звуковой структуры слов и для составления слов из букв. В одних случаях – это предметная картинка с клеточками, точками или черточками по числу звуков слова – названия картинки. В других случаях – часть букв и заменяющие их клеточки. Основное назначение такого раздаточного дидактического материала – помочь учащимся анализировать звуковую структуру слов с опорой на схемы. Учащиеся проговаривают слово и активно заполняют схему (фишками, точками, цветными карандашами – в тетради и кружками и черточками – на доске и т.п.). Разобрав по порядку звуки слова, определив гласные и согласные, учащиеся приступают к составлению слов из букв.
Так же дидактический материал используется для составления слов очередной слоговой трудности с изученными звуками и для закрепления наиболее трудных звуков, сочетаний звуков и орфограмм типа жи, ши, ча, ща, чу, щу, разделительного мягкого и твердого знаков; для работы по картинкам, которые подбираются в определенном порядке и используются для логических упражнений, причем учащиеся могут и составлять слова, и выполнять логические упражнения; для работы по карточкам разной трудности с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
Период обучения грамоте является необходимым звеном в системе орфографической работы в средней школе, звеном, подготавливающим детей к новым формам – к специальным орфографическим упражнениям, к решению орфографических задач на основе простых и сложных правил, к усвоению традиционных написаний, исключений из правил и т.д.