kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является полностью авторской и рассматривает,систематизирует формирование навыков чтения у младших дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»

МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением

английского языка.

Республика Северная Осетия – Алания

Моздокский район г. Моздок.










Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста.





















Автор: Уськова Светлана Романовна

Учитель начальных классов.









2







СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

  2. Понятие чтения.

  3. Понятие навыка чтения.

  4. Этапы становления навыков чтения у младших школьников.

  5. Формирование навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.

  6. Заключение.

  7. Список используемой литературы.





3





  1. ВВЕДЕНИЕ.

«ПОЛОЖИ ТВОЕ СЕРДЦЕ У ЧТЕНИЯ» - это изречение Кхорди, египтянина, жившего более 5500 тыс. лет назад.

На протяжении всей истории развития нашего общества именно чтение неизменно привлекало к себе лучшие умы человечества. Декарт, Вольтер, Шиллер, Гетте, Достоевский, Пушкин, Толстой и многие другие были не только великими писателями, но и великими читателями. Их творчество стало неоценимым вкладом в мировую культуру, формируя наряду с этим у простого читателя любовь к чтению.

Сегодня социологи всего мира считают, что современное общество столкнулось с острой проблемой – не желанием людей читать! И немаловажная роль в решении этого вопроса, на мой взгляд отводится именно педагогам. Людям, под чьим профессиональным и чутким руководством ребенок овладевает первыми навыками чтения.



2.ПОНЯТИЕ ЧТЕНИЯ.

Чтение – довольно сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речевой и слуховой анализаторы. Что же такое чтение? Многим этот вопрос покажется довольно глупым…И все же любому педагогу, обучающему детей чтению, нужно начинать именно с этого вопроса.

В современной педагогике и психологии умение читать подразделяется на четыре основных взаимосвязанных уровня:

- На первом (элементарном уровне) ребенок учится узнавать буквы, складывать их в слоги, а затем и в слова.

- На втором читать вслух.

- На третьем учится читать «про себя».

- На четвертом реагировать на прочитанное, анализировать и критически осмысливать.



4

Для того чтобы обучить ребенка чтению нужно пройти с ним все эти уровни, профессионально применяя при этом определенные методики и обучая определенным навыкам.

Пожалуй, самой важной задачей педагога начальной школы является формирование у ребенка навыка чтения, который в последующем станет фундаментом для дальнейшего образования.



3.ПОНЯТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ.

Наверно, нет учителя, который не мечтал бы научить хорошо читать всех своих учеников! Если ребенок в полной мере овладеет всеми навыками чтения он получит устойчивую базу для обучения не только в начальных классах, но и в будущем. Он с легкостью усвоит программный материал на всех этапах обучения. Для формирования навыка чтения у младших дошкольников нужно помнить о четырех его составляющих:

- Правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

- Беглость – скорость чтения или техника чтения, в соотношении с пониманием прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество слов в минуту).

- Сознательность - прежде всего понимание идеи автора, его замысла, понимание художественных приемов, помогающих в реализации этой идеи, и понимание своего собственного отношения к прочитанному.

-Выразительность – это способность по средствам устной речи передавать главную мысль произведения, а также личное отношение к нему. Главными признаками владения навыком выразительного чтения являются:

  1. умение соблюдать паузы и ставить логические ударения, передающие замысел автора;

  2. умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

  3. хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость и темп.



5

Все качества, безусловно, взаимосвязаны между собой и формируются на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Они проходят через определенные этапы становления.



4.Этапы становления навыков чтения у младших школьников.

На практике дети младшего школьного возраста проходя как правило три этапа становления навыков чтения. А именно:

Аналитический – это начальный этап и для него характерна некая разорванность компонентов чтения. Узнавание буквы, произнесение ее в слоге и связка нескольких слогов. Т.е. чтение по слогам. Обычно этот этап дети проходят наряду с обучением грамоте. Но здесь педагогу рекомендуется помнить, что каждый ребенок уникален в общем развитие и в овладении навыками чтения в том числе.

Синтетический - для этого этапа характерен синтез главных составляющих чтения. Произнесение, восприятие и осмысление того, что читает ребенок происходит практически одновременно. В этот период ребенок начинает читать целыми словами. Но самое главное-присутствие определенной интонации. Правильная интонация появится только при условии понимания и удерживания общего смысла в сознании. Из опыта работы могу сказать, что происходит это на втором году обучения.

Этап автоматизации – на этом последнем этапе чтение доведено практически до автоматизма и все внимание направленно на сам текст, его форму, содержание, смысловую окраску. Причем угадывание смысла текста идет зачастую в опережающем темпе от самого прочтения. Именно в этот момент у детей наблюдается желание читать «про себя». Ребенок очень непосредственно и эмоционально реагирует на прочитанное

За долгие годы работы с детьми я пришла к выводу, что пройти все эти этапы в начальной школе возможно и необходимо. Но для этого следует обеспечить такой режим работы, при котором у ребенка неизменно возникнет желание овладеть чтением. Прежде всего, сама рабочая атмосфера в классе должна располагать к обучению. Ребенок не должен бояться сделать ошибку или выглядеть глупо. Тексты, предлагаемые ребенку, должны быть отобраны с учетом психофизических особенностей

6

детей и с учетом соблюдения поэтапности, от простого к сложному. Обязательно нужно проводить работу, предупреждающую ошибочное чтение. Ну, и самое главное это ежедневное упражнение в чтении. Эту мысль следует непременно донести до родителей, поскольку современные программы не предполагают уроки чтения каждый день. Кроме того, я заметила, что в семье, в которой много читают родители обычно вырастают и читающие дети. Процесс становления чтения у таких детей проходит более гладко и быстро.





5.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО, БЕГЛОГО, ОСОЗНАННОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Уже не один год работаю над темой «Формирование навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения у детей младшего школьного возраста». Было просмотрено огромное количество литературы и методик по данному вопросу. И вот к какому выводу я пришла- целесообразно формировать навыки чтения у младших школьников в связке. Просто преступно развивать навыки только беглого чтения и отодвигать на второй план навыки осознанного, правильного или выразительного чтения.

А) Вначале первого года обучения я практикую так называемую дыхательную гимнастику:

- Ребята, давайте представим, что мы задуваем свечки на именинном пироге. Их много и нужно задуть все до одной (дети делают глубокий вдох и множество маленьких выдохов, по каждому на свечку).

- Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Сколько здесь цветов! Почувствуйте их аромат! (дети делают плавный вдох и выдох)

- Давайте посчитаем! (дети делают глубокий вдох и на выдохе начинают считать. Счет ведется пока не кончится воздух).

Б) В этот период нельзя забывать и о речевом аппарате, который нуждается в постоянной тренировке. Обычно я применяю методику чтения БЛОКОВ:

- 1 БЛОК (это чтение двухбуквенных сочетаний)



7

Ам аа ал аш ая яя як ар аш ах ех иж

Дя яд ех ис оп ул им ум ес юж ир

Ки ко ка ку ке тя ты то та ту тю

Составить таких блоков можно множество это не составит большого труда.

-2 БЛОК (это чтение трехбуквенных сочетаний)

Бар кор тык шум лом хор пак рак

Ама оле уша еле юла ино язы омо

Кор рот лом хок тан мех дур рут

-3 БЛОК (это слова на конце которых стоит 2 и более согласных)

Корх бурк лязг люфт мозг борщ морж

Корж курп порш марк нимб хорд

Таких блоков может быть множество. Помимо уже перечисленных я использую блоки с удвоенными согласными в начале слова, в середине слова. Блоки со словарными словами. Здесь педагогу предоставляется широкое поле для деятельности.

В) Следующее на чем хотелось бы остановиться, это дикция. Отчетливость в произношении звуков быстрее и качественнее всего отрабатывается в скороговорках. Этот метод не только действенный, но и (по мнению детей, что важно) очень веселый.

- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – в бок,

Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп

- Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

- Лёша неуклюжий

Шлёпнулся в лужу.

8

Порвал и промочил штанишки,

Набил на лбу большую шишку.

Начинать можно с одной скороговорки постепенно добавляя другие.

Г) ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Часто приходится слышать о том, что педагоги требуют от своих подопечных выразительного чтения. Не вызывает сомнения тот факт, что само понятие -выразительное чтение- очень многогранно! И во много способность выразительно читать зависит от жизненного опыта, от пережитых эмоций. Поскольку этот багаж у детей начального звена не велик, работа по выразительному чтению только начинается. В своей практике я начинаю эту работу с формирования 3 умений:

1- Умение подобрать нужную интонацию (выразить радость, горе, сожаление, печаль…)

2- Умение выбрать нужный темп чтения (медленный и плавный, быстрый и ритмичный или их чередование)

3- Умение расставлять логические ударения.

В отработке навыка выразительного чтения мне очень помогла книга О.В.Джежжелей «Я расту». Как и многие другие, я подчерпнула из этой книги много рабочего материала

Д) ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ.

Говорить о том, что высокий показатель беглости чтения очень важен скорее всего не стоит! Это и так всем понятно! Особенно явно это ощущается при переходе ребенка из начального звена школы в среднее. Количественная нагрузка по предметам возрастает в разы и для успешного усвоения материала, его своевременного синтеза и анализа просто необходимо обладать высокой техникой чтения. Работа над техникой чтения начинает вестись (и это разумно) еще в начальном звене. В.Н.Зайцев в своей работе «Резервы обучения чтению» говорит о том, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости — скорости оптимальной, какие резервы обу­чения можно здесь использовать?

Я использую различные приемы:

9

- Жужжащее чтение (чтение вполголоса)

- Громкое чтение.

- Чтение шепотом.

- Чтение на «ушко учителю».

- Чтение парами.

- Чтение соседу по парте.

- Режим щадящего чтения.

- Чтение в темпе скороговорки.

- Хоровое чтение.

Почаще стараюсь включать в работу соревновательные моменты, они нравятся ученикам и воспринимаются на «УРА»:

- Соревновательное чтение по партам.

- Соревновательное чтение по рядам.

- Между сильным учеником и классом.

- Между классом и учителем.

- Многократное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Учитывая психофизическое развитие младших дошкольников, у которых не так давно ведущей была не учебная, а игровая деятельность, в обязательном порядке включаю игровые приемы обучения:

- «Что дальше?» (нужно договорить слово, первый слог которого я показываю на карточке).

- «Поиграем в театр» (чтение по ролям, с соблюдением темпа, интонации).

- «Найди пропажу»(поиск пропущенного в тексте слова).

- Для первого класса часто использую игру» Живые камни».

На каждого ребенка, начиная с первого класса рекомендую заводить дневник по технике чтения. Он наглядно покажет динамику роста или даст сигнал об отставании и своевременной работе с каждым учеником. На мой взгляд очень действенным оказывается метод самоконтроля и взаимоконтроля.

10

Хороших результатов при обучении чтению можно достичь только в ходе систематических занятий чтением. Нужно поставить перед ребенком цель -скорость чтения 120 слов в минуту и отслеживать достижение этой цели. Сделать это таким образом, чтобы ребенок был сам заинтересован в достижении такого результата.

Стараюсь для каждого ребенка, исходя из его психофизического типа, подобрать определенную работу по тексту. С первого класса организую ознакомительные экскурсии в районную библиотеку, типографию, на теле и радиостудию. Все это расширяет кругозор учеников, дает новую пищу для ума, яркие эмоции.



6.Заключение.

Цель данной статьи систематизация навыков чтения у детей младшего школьного возраста. Ознакомление с собственным опытом работы. Надеюсь мои коллеги сочтут ее достойной внимания, а может быть и откроют для себя что-то новое . Желаю удачи на нелегком пути просвещения!



7.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Е.С.Лихтенштейн «Слово о книге» (Афоризмы, изречения) М.,1984г., стр.3

2.М.Р.Львов «Школа творческого мышления» Учебное пособие.М.,1993г.

3.О.В.Круглова «100 скороговорок для улучшения дикции», Изд. Феникс,2016 г.

4.Т.А.Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки» Речевой материал для автоматизации звуков у детей. Изд., Гном 2016 г.

5.Е.В.Лаптьева «1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие». Изд., Астрель 2012г.

6.В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению», М., Просвещение 1991г.

7.Р.С.Немов «Психология» том-2, М., Владос 2001г.

8.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов «Педагогика» учебное пособие. М., Школьная пресса 2002г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Автор: Уськова Светлана Романовна

Дата: 19.10.2016

Номер свидетельства: 350640

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(129) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "275788"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617671"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(130) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta1"
    ["file_id"] => string(6) "275789"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617678"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Значение имаготерапии в развитии детей младшего школьного возраста""
    ["seo_title"] => string(76) "statiaznachieniieimaghotierapiivrazvitiidietieimladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "339171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471023823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства