Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»
МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением
английского языка.
Республика Северная Осетия – Алания
Моздокский район г. Моздок.
Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
Автор: Уськова Светлана Романовна
Учитель начальных классов.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Понятие чтения.
Понятие навыка чтения.
Этапы становления навыков чтения у младших школьников.
Формирование навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.
Заключение.
Список используемой литературы.
3
ВВЕДЕНИЕ.
«ПОЛОЖИ ТВОЕ СЕРДЦЕ У ЧТЕНИЯ» - это изречение Кхорди, египтянина, жившего более 5500 тыс. лет назад.
На протяжении всей истории развития нашего общества именно чтение неизменно привлекало к себе лучшие умы человечества. Декарт, Вольтер, Шиллер, Гетте, Достоевский, Пушкин, Толстой и многие другие были не только великими писателями, но и великими читателями. Их творчество стало неоценимым вкладом в мировую культуру, формируя наряду с этим у простого читателя любовь к чтению.
Сегодня социологи всего мира считают, что современное общество столкнулось с острой проблемой – не желанием людей читать! И немаловажная роль в решении этого вопроса, на мой взгляд отводится именно педагогам. Людям, под чьим профессиональным и чутким руководством ребенок овладевает первыми навыками чтения.
2.ПОНЯТИЕ ЧТЕНИЯ.
Чтение – довольно сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речевой и слуховой анализаторы. Что же такое чтение? Многим этот вопрос покажется довольно глупым…И все же любому педагогу, обучающему детей чтению, нужно начинать именно с этого вопроса.
В современной педагогике и психологии умение читать подразделяется на четыре основных взаимосвязанных уровня:
- На первом (элементарном уровне) ребенок учится узнавать буквы, складывать их в слоги, а затем и в слова.
- На втором читать вслух.
- На третьем учится читать «про себя».
- На четвертом реагировать на прочитанное, анализировать и критически осмысливать.
4
Для того чтобы обучить ребенка чтению нужно пройти с ним все эти уровни, профессионально применяя при этом определенные методики и обучая определенным навыкам.
Пожалуй, самой важной задачей педагога начальной школы является формирование у ребенка навыка чтения, который в последующем станет фундаментом для дальнейшего образования.
3.ПОНЯТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ.
Наверно, нет учителя, который не мечтал бы научить хорошо читать всех своих учеников! Если ребенок в полной мере овладеет всеми навыками чтения он получит устойчивую базу для обучения не только в начальных классах, но и в будущем. Он с легкостью усвоит программный материал на всех этапах обучения. Для формирования навыка чтения у младших дошкольников нужно помнить о четырех его составляющих:
- Правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
- Беглость – скорость чтения или техника чтения, в соотношении с пониманием прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество слов в минуту).
- Сознательность - прежде всего понимание идеи автора, его замысла, понимание художественных приемов, помогающих в реализации этой идеи, и понимание своего собственного отношения к прочитанному.
-Выразительность – это способность по средствам устной речи передавать главную мысль произведения, а также личное отношение к нему. Главными признаками владения навыком выразительного чтения являются:
умение соблюдать паузы и ставить логические ударения, передающие замысел автора;
умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость и темп.
5
Все качества, безусловно, взаимосвязаны между собой и формируются на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Они проходят через определенные этапы становления.
4.Этапы становления навыков чтения у младших школьников.
На практике дети младшего школьного возраста проходя как правило три этапа становления навыков чтения. А именно:
Аналитический – это начальный этап и для него характерна некая разорванность компонентов чтения. Узнавание буквы, произнесение ее в слоге и связка нескольких слогов. Т.е. чтение по слогам. Обычно этот этап дети проходят наряду с обучением грамоте. Но здесь педагогу рекомендуется помнить, что каждый ребенок уникален в общем развитие и в овладении навыками чтения в том числе.
Синтетический - для этого этапа характерен синтез главных составляющих чтения. Произнесение, восприятие и осмысление того, что читает ребенок происходит практически одновременно. В этот период ребенок начинает читать целыми словами. Но самое главное-присутствие определенной интонации. Правильная интонация появится только при условии понимания и удерживания общего смысла в сознании. Из опыта работы могу сказать, что происходит это на втором году обучения.
Этап автоматизации – на этом последнем этапе чтение доведено практически до автоматизма и все внимание направленно на сам текст, его форму, содержание, смысловую окраску. Причем угадывание смысла текста идет зачастую в опережающем темпе от самого прочтения. Именно в этот момент у детей наблюдается желание читать «про себя». Ребенок очень непосредственно и эмоционально реагирует на прочитанное
За долгие годы работы с детьми я пришла к выводу, что пройти все эти этапы в начальной школе возможно и необходимо. Но для этого следует обеспечить такой режим работы, при котором у ребенка неизменно возникнет желание овладеть чтением. Прежде всего, сама рабочая атмосфера в классе должна располагать к обучению. Ребенок не должен бояться сделать ошибку или выглядеть глупо. Тексты, предлагаемые ребенку, должны быть отобраны с учетом психофизических особенностей
6
детей и с учетом соблюдения поэтапности, от простого к сложному. Обязательно нужно проводить работу, предупреждающую ошибочное чтение. Ну, и самое главное это ежедневное упражнение в чтении. Эту мысль следует непременно донести до родителей, поскольку современные программы не предполагают уроки чтения каждый день. Кроме того, я заметила, что в семье, в которой много читают родители обычно вырастают и читающие дети. Процесс становления чтения у таких детей проходит более гладко и быстро.
5.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО, БЕГЛОГО, ОСОЗНАННОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Уже не один год работаю над темой «Формирование навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения у детей младшего школьного возраста». Было просмотрено огромное количество литературы и методик по данному вопросу. И вот к какому выводу я пришла- целесообразно формировать навыки чтения у младших школьников в связке. Просто преступно развивать навыки только беглого чтения и отодвигать на второй план навыки осознанного, правильного или выразительного чтения.
А) Вначале первого года обучения я практикую так называемую дыхательную гимнастику:
- Ребята, давайте представим, что мы задуваем свечки на именинном пироге. Их много и нужно задуть все до одной (дети делают глубокий вдох и множество маленьких выдохов, по каждому на свечку).
- Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Сколько здесь цветов! Почувствуйте их аромат! (дети делают плавный вдох и выдох)
- Давайте посчитаем! (дети делают глубокий вдох и на выдохе начинают считать. Счет ведется пока не кончится воздух).
Б) В этот период нельзя забывать и о речевом аппарате, который нуждается в постоянной тренировке. Обычно я применяю методику чтения БЛОКОВ:
- 1 БЛОК (это чтение двухбуквенных сочетаний)
7
Ам аа ал аш ая яя як ар аш ах ех иж
Дя яд ех ис оп ул им ум ес юж ир
Ки ко ка ку ке тя ты то та ту тю
Составить таких блоков можно множество это не составит большого труда.
-2 БЛОК (это чтение трехбуквенных сочетаний)
Бар кор тык шум лом хор пак рак
Ама оле уша еле юла ино язы омо
Кор рот лом хок тан мех дур рут
-3 БЛОК (это слова на конце которых стоит 2 и более согласных)
Корх бурк лязг люфт мозг борщ морж
Корж курп порш марк нимб хорд
Таких блоков может быть множество. Помимо уже перечисленных я использую блоки с удвоенными согласными в начале слова, в середине слова. Блоки со словарными словами. Здесь педагогу предоставляется широкое поле для деятельности.
В) Следующее на чем хотелось бы остановиться, это дикция. Отчетливость в произношении звуков быстрее и качественнее всего отрабатывается в скороговорках. Этот метод не только действенный, но и (по мнению детей, что важно) очень веселый.
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – в бок,
Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп
- Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
- Лёша неуклюжий
Шлёпнулся в лужу.
8
Порвал и промочил штанишки,
Набил на лбу большую шишку.
Начинать можно с одной скороговорки постепенно добавляя другие.
Г) ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.
Часто приходится слышать о том, что педагоги требуют от своих подопечных выразительного чтения. Не вызывает сомнения тот факт, что само понятие -выразительное чтение- очень многогранно! И во много способность выразительно читать зависит от жизненного опыта, от пережитых эмоций. Поскольку этот багаж у детей начального звена не велик, работа по выразительному чтению только начинается. В своей практике я начинаю эту работу с формирования 3 умений:
2- Умение выбрать нужный темп чтения (медленный и плавный, быстрый и ритмичный или их чередование)
3- Умение расставлять логические ударения.
В отработке навыка выразительного чтения мне очень помогла книга О.В.Джежжелей «Я расту». Как и многие другие, я подчерпнула из этой книги много рабочего материала
Д) ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ.
Говорить о том, что высокий показатель беглости чтения очень важен скорее всего не стоит! Это и так всем понятно! Особенно явно это ощущается при переходе ребенка из начального звена школы в среднее. Количественная нагрузка по предметам возрастает в разы и для успешного усвоения материала, его своевременного синтеза и анализа просто необходимо обладать высокой техникой чтения. Работа над техникой чтения начинает вестись (и это разумно) еще в начальном звене. В.Н.Зайцев в своей работе «Резервы обучения чтению» говорит о том, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости — скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Я использую различные приемы:
9
- Жужжащее чтение (чтение вполголоса)
- Громкое чтение.
- Чтение шепотом.
- Чтение на «ушко учителю».
- Чтение парами.
- Чтение соседу по парте.
- Режим щадящего чтения.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Хоровое чтение.
Почаще стараюсь включать в работу соревновательные моменты, они нравятся ученикам и воспринимаются на «УРА»:
- Соревновательное чтение по партам.
- Соревновательное чтение по рядам.
- Между сильным учеником и классом.
- Между классом и учителем.
- Многократное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Учитывая психофизическое развитие младших дошкольников, у которых не так давно ведущей была не учебная, а игровая деятельность, в обязательном порядке включаю игровые приемы обучения:
- «Что дальше?» (нужно договорить слово, первый слог которого я показываю на карточке).
- «Поиграем в театр» (чтение по ролям, с соблюдением темпа, интонации).
- «Найди пропажу»(поиск пропущенного в тексте слова).
- Для первого класса часто использую игру» Живые камни».
На каждого ребенка, начиная с первого класса рекомендую заводить дневник по технике чтения. Он наглядно покажет динамику роста или даст сигнал об отставании и своевременной работе с каждым учеником. На мой взгляд очень действенным оказывается метод самоконтроля и взаимоконтроля.
10
Хороших результатов при обучении чтению можно достичь только в ходе систематических занятий чтением. Нужно поставить перед ребенком цель -скорость чтения 120 слов в минуту и отслеживать достижение этой цели. Сделать это таким образом, чтобы ребенок был сам заинтересован в достижении такого результата.
Стараюсь для каждого ребенка, исходя из его психофизического типа, подобрать определенную работу по тексту. С первого класса организую ознакомительные экскурсии в районную библиотеку, типографию, на теле и радиостудию. Все это расширяет кругозор учеников, дает новую пищу для ума, яркие эмоции.
6.Заключение.
Цель данной статьи систематизация навыков чтения у детей младшего школьного возраста. Ознакомление с собственным опытом работы. Надеюсь мои коллеги сочтут ее достойной внимания, а может быть и откроют для себя что-то новое . Желаю удачи на нелегком пути просвещения!
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Е.С.Лихтенштейн «Слово о книге» (Афоризмы, изречения) М.,1984г., стр.3