МБОУ «Хвощевская школа»
ДОКЛАД
Тема: «Формирования коммуникативных УУД
младших школьников»
Выполнила учитель начальных классов:
Серегина Т.М.
2014 год
Формирования коммуникативных УУД младших школьников
Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества
Г.А. Цукерман
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию.
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные УУД.
В новом стандарте «Портрет ученика начальной школы» складывается из многих характеристик, одной из которой является: ученик начальной школы доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Едва появившись на свет, ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение с взрослыми, через предметы, окружающие его, через игрушки, речь.
Очень точно значение формирования коммуникативных способностей у школьников определяет известный детский психолог М.И. Лисина.
«Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно».
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.
Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.
Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать.
Поэтому для меня, как учителя 1 класса тема формирования коммуникативных УУД актуальна.
Определение Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Рассмотрим, каково значение формирования коммуникативных УУД ученика в образовательном процессе?
Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.
В-третьих, это ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Видами коммуникативных действий являются:
инициативное сотрудничество;
планирование учебного сотрудничества;
взаимодействие;
управление коммуникацией.
Инициативное сотрудничество в себя включает:
-Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
Планирование учебного сотрудничества:
Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Важным условием развития первоклассника является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.
Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной.
Переступая порог школы, дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит это, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей.
Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети учатся весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей.
Пример: методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман.
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
Взаимодействие включает в себя:
Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
строить понятные для партнера высказывания;
строить монологическое высказывание;
вести устный и письменный диалог
Основой этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Учебное сотрудничество предполагает, что большая часть обучения строится как групповое.
Пример: методика «Перчатка» Цукерман Г.А.
«Дети, перед Вами лежат две нарисованные перчатки и карандаши. Перчатки надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Управление коммуникацией:
-Умение определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
Дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Пример: методика «Узор под диктовку» Цукерман Г.А.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.
Основные педагогические условия успешного формирования коммуникативных способностей у школьников:
1. «Диагностика-коррекция-контроль».
2. Личностно – ориентированный педагог
Решающая роль в формировании коммуникативных УУД принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.
Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов.
3. Привлечение к процессу родителей (проведение совместных мероприятий, участие в трудовой деятельности, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей, взаимодействия ребенка и взрослого)
Остановлюсь на диагностике, целью которой является определение уровня развития коммуникативных навыков у школьников, и как следствие этого - выявление детей, имеющих проблемы в общении.
Первый этап диагностики «Общий», так как здесь в результате педагогического наблюдения отслеживаются особенности коммуникативного развития всех детей в соответствии с уровневой моделью Е.В. Рыбака.
Уровни развития коммуникативных УУД
-низкий (дети не могут сдерживать эмоции, часто проявляется импульсивность, осознанность в высказываниях носит ситуативный характер, проявляется неудовлетворенность собой и т.д.)
-средний (сдержанность в проявлении чувств, в процессе диалогического взаимодействия высказывают заинтересованность и проявляют сочувствие к собеседнику, положительное отношение к учёбе, не до конца уверен в своих способностях)
- высокий (обдуманность в суждениях, усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышается устойчивость эмоциональных состояний, установление взаимосвязи между различными понятиями, развита способность к прогнозированию).
Уровень коммуникативных УУД в классе в начале года
низкий | средний | высокий |
4 ч – 57,1% | 2 ч – 28,5% | 1 ч – 14,2% |
На втором этапе провела диагностику межличностных отношений в классе с целью определения социального статуса каждого ребенка в классе.
Для этого использовала социометрическую методику «Капитан корабля».
Динамика результатов диагностики межличностных отношений в начале года
Группы взаимодействия | Начало года |
Лидеры | 1 ч |
Комфортная группа | 3ч |
Пренебрегаемые | 2ч |
Изгои | 1ч |
Согласно данной методике 1 и 2 статусные группы являются благоприятными, 3 и 4 неблагоприятными. На основании этого я распределила детей на две группы по статусному положению.
Распределение детей по статусному положению в начале года
Количество детей имеющих статус: |
благоприятный | неблагоприятный |
количество детей | % | количество детей | % |
4ч | 57,1% | 3ч | 42,8% |
Наглядно результаты исследования представлены в диаграмме.
Таким образом, было выявлено, что больше половины детей класса (42,8%) имеют неблагоприятный статус (3 и 4 категории) и 57,1% испытуемых – благоприятный (1 и 2 категории).
Дети с неблагоприятным статусным положением в группе испытывали трудности в общении, проявляли агрессивные формы поведения, имели неадекватную реакцию на замечания педагога, у многих недостаточно высокий уровень интеллектуального развития, некоторые замкнуты, не уверены в своих силах.
Дети с благоприятным статусным положением отличаются доброжелательностью, жизнерадостностью, легко вступают в контакт с окружающими, любознательны, дружелюбны.
Результаты диагностики показали необходимость проведения работы над формированием коммуникативных УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).
Принципы коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения.
Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик.
Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.
На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, кроме того формирование коммуникативных УУД продолжается и во внеурочной деятельности.
С учащимися класса были проведены:
КТД «Дни именинников» (осенние, зимние)
Учились составлять проект «Моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые книжки»
На уроках организовывалась групповая работа
Классные часы, беседы направлены на коллективное обсуждение, где дети учились высказывать свою точку зрения, учились прислушиваться к мнению других.
Игровая деятельность является важным фактором формирования коммуникативных УУД. Во время перемен дети играют в настольные игры, во время прогулки дети играют в подвижные игры.
На уроках физкультуры проводились соревнования, эстафеты.
После проведения данной работы с детьми над формированием коммуникативных УУД, где шла работа над исправлением, корректировкой имеющихся проблем в общении детей, результаты следующие:
Промежуточная диагностика уровня коммуникативных УУД в классе
низкий | средний | высокий |
0 ч – % | 5 ч – 14,2% | 2 ч – 85,7% |
Увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем коммуникативных УУД
Диагностика межличностных отношений в классе значительно улучшилась.
Группы взаимодействия | Количество учащихся |
Лидеры | 2 ч |
Комфортная группа | 5ч |
Пренебрегаемые | 0 ч |
Изгои | 0 ч |
Увеличилось число лидеров и количество детей комфортной группы, тем самым уменьшилось количество детей групп пренебрегаемых и изгоев.
Распределение детей по статусному положению в середине года
Количество детей имеющих статус: |
благоприятный | неблагоприятный |
количество детей | % | количество детей | % |
7ч | 100% | 0ч | % |
Вырос высокий уровень коммуникативных УУД с 14,2% до 85,7%, средний с 28,5% до 71,4%, тем самым уменьшился низкий уровень .
Положительным результатом формирования коммуникативных УУД в своём классе я считаю то, что:
дети класса учатся разрешать возникающие между ними конфликты,
учатся организовывать игры, при этом самостоятельно распределяя роли, устанавливая правила игры
учатся работать в паре, в группе и защищать результат этой работы
учатся высказывать своё мнение
Таким образом, из всего мною сказанного можно сделать вывод:
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках,
так и во внеурочной деятельности.
А закончить мне бы хотелось высказыванием Ш.А. Амонашвили:
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь стать им взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
10