Обобщение педагогического опыта "Формирование коммуникативных УУД на уроках немецкого языка"
Обобщение педагогического опыта "Формирование коммуникативных УУД на уроках немецкого языка"
Формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта "Формирование коммуникативных УУД на уроках немецкого языка"»
Формирование коммуникативных УУД на уроках немецкого языка
Главная задача современной школы– это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения, но на данный момент существует недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных универсальных учебных действий в ходе обучения обойтись нельзя.
Актуально ли все вышеперечисленное для сегодняшней школы? Безусловно, потому что ежегодная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существуют определенныепротиворечия:
между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников;
между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;
между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учителей иностранного языка и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни.
Согласно ФГОС «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
Иностранный язык-один из важных предметов в системе образования сИзучение его направлено не только на получение знаний, но и на формирование УУД.
Исходя из специфики данного учебного предмета, можно сказать, что одним из путей решения возникшей проблемы, будет разработка системы формирования коммуникативных УУД. Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Тема моей работы: «Формирование коммуникативных УУД на уроках немецкого языка (1 уровень обучения)»
Целью является: создание условий для процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 1 уровня обучения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;
определить систему условий для формирования коммуникативных УУД;
познакомить с методами и формами проведения урока немецкого языка в начальной школе,способствующими формированию коммуникативных УУД
разработать и апробировать в учебном процессе примеры формирования коммуникативных УУД;
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения основной образовательной программы начального образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
При достижении цели итоговой работы мною были сформулированы следующие ожидаемые результаты:
умение слушать и слышать друг друга;
умение выражать свои мысли;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
умение интересоваться чужим мнением и высказывать собственное;
умение вести диалог;
готовность к выработке общей позиции при обсуждении разных точек зрения;
умение устанавливать и сравнивать разные точкизрения;
умение определять цели и функции членов группы;
умение планировать общие способы работы;
умение производить обмен знаниями между членами группы;
В связи с новшествами в системе образования актуальными стали следующие аспекты :
введение ФГОС
роль школы-учить учиться
низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции.
В своей работе я хочу поделиться опытом работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов ;
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка.
Существуют три группы коммуникативных УУД:
коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
коммуникативно-речевые действия(служат средством предачи информации другим людям и становление рефлексии)
Содержание данного вида УУД включает:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
разрешение конфликтов
управление поведением партнера
выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
владение монологической и диалогической формами речи
Существуют определенные условия ,способствующие формированию коммуникативных УУД:
1.Оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение цели.
2.Обеспечение бесконфликтной совместной работы в группе.
3.Установление с окружающими теплых отношений взаимопонимания.
4.Использование эффективных групповых обсуждений.
5.Обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия продуктивных решений.
6.Адекватное реагирование на нужды других.
7.Демократический стиль сотрудничества учителя и обучающихся.
Задачи формирования:
Речевая деятельность
Умение общаться в устной и письменной формах на уровне обозначенном в Примерной программе
Языковые знания и навыки оперирования ими
Навыки сотрудничества ( на примере обучения в сотрудничестве, проектной деятельности)
Почему же я больше внимания уделяю формированию коммуникативных навыков?
Наблюдая, например, за второклассниками на первых шагах изучения немецкого языка, я отметила, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют,чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий я осуществляю через такие формы работы с младшими школьниками, как :
1. внеклассные мероприятия,
2. уроки,
1.Внеклассные мероприятия.
Эти мероприятия позволяют детям выполнять различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя), учат договариваться с одноклассниками, работать в парах и малых группах. -10-
После окончания вводного курса, в конце 2 четверти, во 2 классе я провожу мероприятие «Праздник алфавита», а в конце учебного года праздник
«До свидания, 2 класс!»
Здесь, как правило, предусматриваются различные формы взаимодействия детей: индивидуальные, работа в парах, малых группах, целым классом и в группах, с родителями.
2.Уроки.
Главной целью образовательного процесса является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов.
Виды взаимодействия на уроке:
а) работа в парах.
Я начинаю вводить эту работу уже с первой учебной четверти во 2 классе. Пары определяю по принципу -11- «сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый»
Организую так же такие виды работы:
-словарный диктант с взаимопроверкой тетрадей.
(оценивание соседа по парте с дальнейшей проверкой по эталону.)
-карточки с заданиями.( типичное задание-определи соответствие)
Ученики договариваются, обсуждают, что и как будут делать. Проверка по эталону.
-работа с текстом (прочитайте текст и придумайте вопросы к нему, задайте их друг другу или ответьте на заданные послетекстовые вопросы, найдите в тексте слова-интернационализмы и т.д.)
Оцените ответы товарища.
-ответы стихотворений наизусть соседу по парте.
-выразительное чтение.
- «Исправь ошибки». (проверка, например, правильности спряжения глагола по эталону
По окончанию работы, вызываю любую пару к доске и на её примере показываю, как надо было работать.
Если кто-то отказывается работать в паре, не настаиваю – пусть работает один, но постараюсь заинтересовать, чтобы тот сам захотел присоединиться к соседу или другому товарищу.
Целью проведения работы в парах я считаю выработку у детей умения договориться, умения общаться.
Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо.
б) групповая работа.
Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе:
1)дети распределяют роли,
2)определяют функции каждого члена группы,
3)планируют деятельность.
Эта работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль, выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются включиться в работу группы.
Считаю эффективными такие виды работы:
-«Урок-соревнование».
Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане. Результаты фиксируются на доске.
-«Задания для девочек и мальчиков».
На интерактивной доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков. Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.
-Соревнование по рядам.
Формируются две большие группы. Дети распределяют задания (кому что выполнять). Результат фиксируется на доске. Оценивается правильность и быстрота. Взаимопроверка.
- Карточки с заданиями.
Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания даётся 5 минут. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.
-Листы с текстом.
Выполнение послетекстовых заданий, выразительное чтение диалогов полилогов.
Каждый урок, как и внеклассная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на данном этапе я считаю:
1.умение детей учитывать позиции других людей;
2.умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.
3.умение детей участвовать в коллективном обсуждении.
Во время уроков, праздников, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.
1.Внеклассные мероприятия.
Эти мероприятия позволяют детям выполнять различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя), учат договариваться с одноклассниками, работать в парах и малых группах. -10-
После окончания вводного курса, в конце 2 четверти, во 2 классе я провожу мероприятие «Праздник алфавита», а в конце учебного года праздник
«До свидания, 2 класс!»
Здесь, как правило, предусматриваются различные формы взаимодействия детей: индивидуальные, работа в парах, малых группах, целым классом и в группах, с родителями.
2.Уроки.
Главной целью образовательного процесса является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов.
Виды взаимодействия на уроке:
а) работа в парах.
Я начинаю вводить эту работу уже с первой учебной четверти во 2 классе. Пары определяю по принципу -11- «сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый»
Организую так же такие виды работы:
-словарный диктант с взаимопроверкой тетрадей.
(оценивание соседа по парте с дальнейшей проверкой по эталону.)
-карточки с заданиями.( типичное задание-определи соответствие)
Ученики договариваются, обсуждают, что и как будут делать. Проверка по эталону.
-работа с текстом (прочитайте текст и придумайте вопросы к нему, задайте их друг другу или ответьте на заданные послетекстовые вопросы, найдите в тексте слова-интернационализмы и т.д.)
Оцените ответы товарища.
-ответы стихотворений наизусть соседу по парте.
-выразительное чтение.
- «Исправь ошибки». (проверка, например, правильности спряжения глагола по эталону
По окончанию работы, вызываю любую пару к доске и на её примере показываю, как надо было работать.
Если кто-то отказывается работать в паре, не настаиваю – пусть работает один, но постараюсь заинтересовать, чтобы тот сам захотел присоединиться к соседу или другому товарищу.
Целью проведения работы в парах я считаю выработку у детей умения договориться, умения общаться.
Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо.
б) групповая работа.
Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе:
1)дети распределяют роли,
2)определяют функции каждого члена группы,
3)планируют деятельность.
Эта работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль, выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются включиться в работу группы.
Считаю эффективными такие виды работы:
-«Урок-соревнование».
Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане. Результаты фиксируются на доске.
Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на данном этапе я считаю:
1.умение детей учитывать позиции других людей;
2.умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.
3.умение детей участвовать в коллективном обсуждении.
Во время уроков, праздников, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.