Формирование информационной культуры младших школьников
Формирование информационной культуры младших школьников
В последние десятилетия интерес к формированию информационной культуры детей, подростков, юношества со стороны специалистов неуклонно растет. Это обусловлено причинами как личностного, так и общественного характера. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми знаниями и умениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной культуры младших школьников»
Формирование информационной культуры младших школьников
Березкина Татьяна Петровна
учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 13 г. Томска
В последние десятилетия интерес к формированию информационной культуры детей, подростков, юношества со стороны специалистов неуклонно растет. Это обусловлено причинами как личностного, так и общественного характера. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми знаниями и умениями. Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но он удваивается каждые 10-15 лет. В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Поэтому возникла необходимость научить работе с текстом, сокращать его постоянно до тех пор, пока это не станет невозможным. Простота –это то, что дается труднее всего на свете. (писал Ж. Санд.) Информационная культура – часть общей культуры, обеспечивающей полноценное развитие личности. В начальном образовании по мере усвоения детьми элементарных умений и навыков в математике, языкознании, при знакомстве их с окружающим миром школа должна позаботиться об обучении детей рациональным, экономным по затратам времени и сил приемом работы с информацией, каких бы информационных источников это не касалось.
Последовательность и продуманное обучение школьников работе с разными носителями информации, обучение быстрому ориентированию в информационном потоке, развития способности анализировать, перекодировать, создавать, хранить, распространять информацию есть не что иное, как отвечающие нуждам образования общеучебные умения. Таким образом, процесс формирования информационной культуры можно и нужно рассматривать не как альтернативу, а как составную часть программ развития умений общеучебного характера, как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников. Процесс формирования информационной культуры учащихся предполагает наличия ряда составляющих или вариантов.
1 вариант: это работа в библиотеке. Возникла информационная потребность у ребенка и чаще всего не его, а просто требования учителя. Именно библиотека может довольно много сделать в этом направлении. Источников информации много, т.е. книг – несколько вариантов. И хорошо, если учитель заранее даст ребенку своеобразный план поиска информации. Что конкретно нужно? Например, нужен материал на тему: «Красная книга животных России». Учитель дает схему, чтобы ребенку легче было справиться с материалом.
1. Определение ( Что такое и зачем?)
2. Внешний вид.
3. История создания.
4. Кем и когда придумана?
5. Занесение животных в красную книгу.
6. Примеры.
7. Способствует чему?
Умению организовать информацию можно тоже учить не только подготовке крупных форм: рефератов или сочинений. Иногда достаточно научить человека составлению простейших схем и таблиц, чтобы он дальше смог сам уточнять любой запрос и сортировать любую информацию. А это серьезные умения, которые, кстати, при лекционной системе занятий, формируются довольно долго. Вообще, одно из главных свойств детей, умение многое усваивать «между делом», по пути к решению конкретной задачи. Это свойство надо максимально использовать при индивидуальной работе, ведь часто теоретическая информация проходит мимо, поскольку сию минуту ребенок в ней не нуждается.
2 вариант: это работа с компьютером. В настоящее время подход к обучению компьютерной грамотности характеризуется сменой приоритетов. Вместо лозунгов программирования – вторая грамотность, приходит осознание, что культура общения с ЭВМ, персональным компьютером становится частью общечеловеческой культуры.
Современные условия диктуют необходимость подготовки широких слоев населения, знающих возможности современной компьютерной техники и имеющих навыки ее практического применения. Конечной целью обучения компьютерной грамотности является подготовка компетентных конечных пользователей компьютерной техники, способных самостоятельно применять программное обеспечение обработки текстовой, табличной, графической информации, работать в компьютерных сетях, владеть навыками работы с гипертекстами и мультимедиа. При таком подходе основное внимание уделяется возможностям компьютера. При этом сама информация, ее виды и соответствующие им особенности остаются на втором плане.
В компьютере порой заложена научная информация для старшеклассников или студентов . Найдя по теме информацию , младший школьник просто перекачает ее, не понимая сути, терминологию. Задача учителя дать соответствующую схему, таблицу, научить ученика перерабатывать информацию. Следовательно, компьютерная грамотность современного человека не способствует должной мере приобретению знаний и умений по работе с информацией.
Электронная вычислительная машина оперативно выдает на экран терминала результат вычислений, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени , а на поиск информации порой еще больше. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения.
Особенно велика техника чтения в школе. Проведенные исследования показали, что между скоростью чтения успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся «на хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%. Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказываются на учебе в вузе.
Из этого следует, что в условиях современного информационного кризиса , возникшего из-за избытка информации, чтение должно быть организованно таким образом, чтобы отсеивая лишнее мы умели выбирать лишь существенно новое, составляющее основу знаний. Современная лингвистика утверждает, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для читателя.
Известный психолог Л.С.Выготский еще в 1931 г. Писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтнеии понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения.
Навыки быстрого чтения обеспечат следующее:
Помогут справиться с информационным взрывом.
Гарантирует максимальное возмещение затрат, времени усилий, вложенных вами в чтение.
Покажут различия между полезным смыслом и бесполезным объемом текста.
Помогут вам приобрести принципиально новые качества в организации внимания, памяти для дальнейшей успешной работы.
Так работу над техникой чтения следует начинать с первого класса.
Учим буквы, учим читать слоги, слова видя целое слово.
Проверка техники чтения каждый месяц.
Обязательно ставим цель. Зачем это нужно? Где пригодиться?
Объяснение приемов (видим слово, затем два, три слова рядом).
Обязательно выясняем понимание текста (пересказ).
Учим сокращать тексты (как краткая запись в задаче).
Работу над техникой чтения можно усложнить до 4 класса, это зависит от учителя. Самое интересное, что работа над техникой чтения проводиться только в начальной школе. Навык быстрого чтения повышается с каждым годом, если знать некоторые приемы чтения и иметь к этому интерес.
Чтение целыми фразами, видеть сразу 2-3 фразы.
Повышенное внимание.
Сканирование текста.
В процессе движения глаз вы неформально двигаете глазами и ищите самое интересное, самое важное, самое главное на странице.
4. Поиск ключевых фраз.
Они несут основную смысловую нагрузку.
Чтение по вертикали.
Начиная чтение иметь четкую цель и мотив.
Чтение является неотъемлемой частью обучения, воспитания, образования и практической профессиональной деятельности человека. Навыки элементарного чтения в детстве и начальной школе овладевают под руководством родителей и учителей. Дальнейшее развитие культуры чтения происходит постепенно, при этом с разной успешностью. Если на какой-либо ступени развития человека, особенно в начале учения, возникают проблемы в чтении, то психический груз этих недочетов человек проносит до конца жизни. Несовершенство оказывает воздействие на формирование личности и интеллекта, на интересы и познавательные потребности, духовную сферу человека, на качество его профессиональной деятельности и подготовки.