Формирование информационной компетенции младших школьников
Формирование информационной компетенции младших школьников
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя-он должен стать координатором информационного потока. Формирование информационной компетентности следует начинать с первой ступени общего образования. Информационная компетентность определяется как способность учащихся и педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, ее идентификации, организации, обработки, оценки, а также ее создания и передачи.
Таким образом, практическая реализация методов поможет как выявлению уровней сформированности информационной компетентности школьника, так и формированию информационной компетентности ребенка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной компетенции младших школьников »
Тема работы: « Формирование информационной компетенции
младших школьников».
Цель: объяснить значение и показать методику работы по формированию информационной компетентности учащихся начальных классов.
( слайд 1)
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя-он должен стать координатором информационного потока. Формирование информационной компетентности следует начинать с первой ступени общего образования. Информационная компетентность определяется как способность учащихся и педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, ее идентификации, организации, обработки, оценки, а также ее создания и передачи
Термин «информация» происходить от латинского «information”, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Понятие «компетентность» в образовании А.Х.Хуторским даётся как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, А.В.Хуторский под компетенцией считает некоторое отчуждение, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
( слайд 2)
За всю долгую историю развития человеческое общество накопило огромный объём информации. Каждое следующее поколение людей старалось сохранить её, передавая накопленные знания (информацию), следующим поколениям. В наше время информация хранится в разных источниках в устной форме, в письменной форме (книги, рукописи, периодика, плакаты), цифровой (ИКТ). Неуклонно растёт поток информации, появляются новые отрасли производства, которые требуют новых грамотных специалистов. Современному человеку необходима способность ориентироваться во всё возрастающем потоке информации, умение использовать современные технологии, умение прообразовывать их, оптимально используя информацию в практической деятельности. Другими словами, нужно не только много знать, но и уметь применять знания в нестандартных практических ситуациях.
Данные международного проекта 2010 г. «Исследование качества чтения и понимание текста (PIRLS), российские школьники начальных классов продемонстрировали низкий и средний уровень сформированности умений работать с текстом, поэтому обучение работе с текстом, в том числе с учебно-научным, является базовым в языковом образовании детей младшего школьного возраста и несомненно начальным этапом при работе по формированию информационной компетентности учащихся.
Задача современной школы определяется не в том, чтобы утолить информационный голод ученика, а в том, чтобы сформировать его информационную компетентность, т.е. воспитать умелого пользователя информационного наследия человечества.
Современный школьник не должен быть вольным слушателем, который только впитывает готовые знания. Перед учителем ставится задача научить ребёнка учиться. Теперь формирование познавательной активности перестаёт быть формальной задачей, т.к.желание дойти до всего самому уже автоматически включает познавательную активность.
Опыт работы в начальной школе показывает, что умение ребёнка работать с информацией определяет в полной мере успешность его обучения не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Надо отметить, что далеко не все имеют данное умение, даже будучи выпускником учебного заведения.
( Слайд 2)
Начальным уровнем формирования информационной компетентности является информационная грамотность, что включает в себя знания, умения и навыки поведенческих качеств школьника. Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Информационная
компетентность.
Информационная
культура
Информационная
грамотность
(Слайд 3)
Действие ученика, имеющего сформированные навыки работы с информацией:
– Знаю, где найти!
– Нашёл!
– Применил.
– Могу рассказать другим.
– Могу использовать, чтобы получить информацию на более высоком уровне.
Современный образованный человек должен обладать и информационной культурой, а именно иметь умения и навыки самостоятельной работы и информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической. В программе Перспективная начальная школа заложена система по развитию информационной культуры младших школьников. Это поддерживается в учебниках специальными заданиями, составленными на текстовой основе. Практически во всех учебниках есть задания с текстами, в которых предусмотрена работа по нахождению явной и скрытой информации, с которой ученики начинают учиться работать с 1 класса.
Информационная компетентность является ключевым термином ФГОС НОО и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. В новом Стандарте образования фактически сместились акценты в расстановке приоритетов от вопросов «Чему учить? и «Ради чего изучать ту или иную программу?» к проблеме технологии обучения – «Как учить, чтобы добиться реализации и достижения требований ФГОС НОО.
( слад 4)
Информационная компетентность – это способы работы с информацией:
- планирование информационного поиска; извлечение первичной (необработанной) и вторичной (обработанной и представленной ученику информации;
- обработка информации;
- систематизация информации;
- интерпретация (объяснение и толкование) информации;
- представление информации в различных вариантах;
- использование информации (для получения новых знаний – информации).
Из опыта работы
На начальном этапе активной формой получения информации под руководством учителя может стать проведение тематических экскурсий. Перед проведением экскурсии необходимо определить цель экскурсии для учащихся. Как на экскурсии так и после происходит систематизация полученной информации. Можно задаться ответом на вопрос «Как и где можно использовать полученные знания?», провести конкурс рисунков или выполнение практической работы: тест, письмо сочинения, выполнение проектов, требующих нахождения дополнительной информацию, которую придётся искать самостоятельно.
Например, в первом классе была проведена экскурсия в парк на тему «Сезонные изменение в природе». Дети наблюдали за видом лиственных и хвойных деревьев в парке. После этих наблюдений я посоветовала детям самостоятельно найти в энциклопедии или в Интернете ответ на вопрос «Почему лиственные деревья меняют окраску листьев осенью, а хвоинки у хвойных остаются зелёными даже зимой».
Подготовка и проведение викторин, составление кроссвордов также требует большой информационной подготовки, если предложить детям самим подобрать вопросы на заданную тему.
Составление книжек-малышек на самые различные темы. Для выполнения этой работы ребёнку придётся найти определённый информационный материал, вычленить из него необходимые факты, может даже перефразировать некоторые предложения или добавить в них что-то своё из собственного опыта. Н-р; книжка-малышка о домашних питомцах.
Методы:
Кластер
Кластер - один из способов преобразования полученной информации из текстовой в структурную. Это – разветвлённая структура ключевых понятий изучаемой темы, предмета исследования, идеи. Ответвления классифицируются по уровням, в свою очередь они логически детализируются (дробятся).
Составление кластера удобно проводить при обобщении и систематизации изученного раздела программы или объёмной темы. Это творческая работа может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Грамотно составленный кластер помогает представить всю тему в целом, опираясь на уровневые ветвления детально вспомнить и найти местоположение одного изученного фрагмента в теме. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие или название изученной темы, а от него рисуют стрелки в разные стороны, дробя тему на составляющие подтемы или понятия.
Например, при изучении темы « Живая и неживая природа» дети составили кластер.
Природа
Живая
Неживая
Царство Царство Царство Царство
растений животных грибов бактерий
Во втором классе составление этого кластера можно продолжить, так каждое царство растений разделится на деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники; затем деревья разделятся на хвойные и лиственные. Грибы на съедобные и несъедобные, животные на растительноядные, хищники и всеядные и т.д. Составление этого кластера поможет в систематизации информации о природе в целом.
Сиквейн:от французского «cing» - пять.
Написание сиквейна применяется в большинстве случаев при обобщении знаний. Сиквейн – это краткое резюме на изученную тему. Он составляется по определённым правилам, которое коротко звучит как 1,2,3, предложение,1.
Это название изучаемого объекта.
Это 2 прилагательных, определяющих изученный объект.
Это 3 глагола, также характеризующих изученный объект.
Далее составляется предложение, отражающее главное в изученном объекте. Это может быть крылатое выражение, выражение чувства, цитата.
Итог: 1 слово (существительное - синоним) – резюме( своё отношение к данной теме, чувство или сравнение) по данной теме.
Например, при изучении темы « Свойства воды» мы с ребятами составили сиквейн:
Вода.
Прозрачная, бесцветная.
Течёт, растворяет, преобразуется.
Без воды не прожить ни растениям, ни животным.
Жизнь!
Приём составления сиквейна удобно использовать на уроках окружающего мира или литературного чтения при составлении характеристики героя художественного произведения.
Приём « 6-ти вопросов»: этот приём заключается в том, что ученики, изучая тему или какое то литературное произведение, задают 6 основных вопросов, ответы на которые раскрывают основную мысль изучаемого. Это сложный приём, и на начальных этапах его введения можно выполнять его под руководством учителя. Его роль может заключаться в том, чтобы в помощь детям дать 6 опорных понятий (слов). Грамотно составленные вопросы помогут ученикам н-р; пересказать прочитанное, не нарушая логику текста.
Приём «шляпы де Боно»: (Набор цветных шляп: белая, чёрная, жёлтая, зелёная, голубая, красная.) Приём заключается в том, что после изучения произведения или темы , примеряя каждую из шляп учащиеся дают свою оценку изученному, обязательно аргументируя своё мнение фактами изученной информации.
Белая – определение понятиям.
Чёрная – пессимисты.
Жёлтая–оптимисты.
Зелёная – определённая (специальная информация).
Голубая – вопросы по тексту.
Красная – эмоции.
Этот приём оживляет изучение учебной информации. Работу можно проводить по группам, которые разделяются по количеству шляп (количество шляп можно ограничить). Хорошо подходит этот приём на уроках окружающего мира
При изучении темы «Горы» по окружающему миру. Можно использовать групповую работу , а при отчёте использовать данныё приём.
Белая – расскажут о строении горы (подошва, склон, вершина);
Чёрная – расскажут о том, насколько бывают коварны горы, наличии в горах схода лавин, опасности для альпинистов горных ущелий и нехватке в воздухе на вершине высочайшей горы кислорода;
Жёлтая – расскажут о том, что горы часто используются для занятий спортом, какие редкие растения растут только в горных областях.
Зелёная – расскажут о том, из какие горные породы составляют горы. Чем отличаются «молодые» горы и «старые» горы, назовут самые высокие горы на Земле или на территории России;
Голубая – подготовят и зададут вопросы по теме (можно в форме викторины или кроссворда);
Красная – должны проанализировать научный текст учебника, отметить какое впечатление произвели факты текста, расскажут обо всём положительном жизни в горной местности.
Приём «антипации»:этот приём заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым литературным произведением или темой предполагают, предвосхищают, предвидят то, о чём могут узнать. В этом может помочь название литературного произведения или название темы. Затем после изучения темы или произведения сравнивают то, что предполагали с тем, что узнали. Такой прием я использую практически на всех уроках литературного чтения.
Приём «Дерево предсказаний»
Этот приём в чём-то схож с приёмом антипации. Этот приём впервые был придуман американским учителем Джоржом Беллансом, работающим с художественным текстом. Предположения строятся по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении. Приём построен таким образом: «ствол дерева» – тема, «ветви» – это предположения, которые расходятся по двум направлениям: с одной стороны – это «возможно», с другой – «вероятно» (количество ветвей может быть разным). На ветвях добавляются «листья» - обоснование этих предположений. Этот приём требует более высокого уровня знаний о литературных произведений в целом, поэтому его лучше проводить в 3-4 классах.
Приём «Выбор задания»
Этот приём воспроизведения, использования для анализа, ранжирования по самостоятельно заданным основаниям уже изученной информации.
Н-р, на уроке обучения грамоте на доске записаны буквы: А, о, И, Э, э, и, а, О.
Задания учителя:
- Посмотрите на запись, придумайте себе задание, используя их.
- Объясните свой выбор задания.
- Выполните своё задание.
- А теперь посмотрите на то задание, которое было запланировано с этими буквами (Задание записано на обратной стороне доски.). Сравните его со своим.
Приём «Присвоения понятий»:Этот приём заключается в том, что учащиеся дают собственное интерпретацию изучаемого предмета, сравнивая её с определением автора. Иногда определение понятия и предмета может быть сказочным, нестандартным. Н-р; «Что может сказать о себе глагол?», «Чем гордится ноль?».
Приём «Виртуальный гость»:Получив информацию от детей по изучаемой теме, можно сравнить её с цитатами великих учёных или путешественников, которые могут подтвердить факты изучаемого материала. Этот приём удобно использовать на уроках окружающего мира.
Приём «Ведения дневника или бортжурнала»: Этот приём заключается в том, что дети, изучая н-р; какую либо природную зону (степь, тундру, ледяную пустыню) или природное сообщество (поле, луг, тайга, горы) ведут бортовой журнал или дневник путешественника, как бы заочно путешествуя по изучаемой местности. Этот приём помогает не только систематизировать материал, но и развивать навыки письменной связной речи. В бортжурнале можно помещать и описания, и рисунки, и схемы, и таблицы. Можно изучение той или иной природной зоны представить как составление рекламы турфирмы.
Приём «несоответствий» (коллизий)
Этот приём заключается в нахождении несоответствий между старыми и новыми знаниями. Или несоответствия между знаниями разного уровня. Можно применять на уроках русского языка.
Например; несоответствие между написанием и произношением слова: гриб – гри(п), дуб – ду(п). Наблюдение за группой таких слов можно смотивировать на нахождение правила, связанного с данной проблемой. Можно использовать рассмотрение несоответствия между житейскими и научными знаниями.
Приём «Ромашка»:
Этот приём заключается в составлении разных вопросов, ответами на которые будет изучаемый материал. Вопросы записаны на лепестках ромашки:
- простой вопрос
- уточняющий вопрос
- оценочный вопрос
- творческий вопрос
- практический вопрос
- вопрос-интерпретация
Можно разделить все вопросы на тонкие и толстые:
«Тонкие вопросы» «Толстые вопросы»
Кто…? Дайте объяснение почему…?
Что…? Почему вы думаете…?
Когда…? Почему вы считаете…?
Может…? В чём разница…?
Будет…? Предложите, что будет, если…?
Было ли…? Можно ли изменить роли так, чтобы сделать
их противоположными?
Согласны ли вы…?
Верно ли…? Что ещё можно использовать вместо данного объекта…?
Приём «Концептуальная таблица»
Таблица делится по вертикали и горизонтали. То, что в таблице располагается по горизонтали, подлежит сравнению, а то, что располагается по вертикали, это различные свойства и черты предмета, подвергающегося сравнению.
Таблица вопросов:
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Таблица заполняется по мере изучения темы.
Таблица «Знал – узнал»:
Что я знал о … (предмет изучения)?
Что нового узнал о… ?
1.
2.
1.
2.
Заполнение таблицы можно организовать как самостоятельно, так и по группам.
Таблица «Согласны – не согласны»:
Согласны.
Несогласны (с добавлением аргумента).
- Форма глаза напоминает яблоко.
- Зрачок глаза – это отверстие в глазу.
- Очень полезно читать лёжа.
- Глаз человека надёжно защищён.
- Зрение человека не портится от долгой работы за компьютером.
Этот приём можно использовать при изучении любого предмета. Н-р; при анализе характера героя литературного героя; или при изучении правила правописания на уроке русского языка.
Таблица «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».Заполнение данной таблицы
Помогает учащимся проанализировать свои знания, наметить пути поиска новых знаний, сделать вывод: на какой уровень перешли знания по изучаемой теме.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Первобытные люди жили родовыми общинами.
Они кочевали, чтобы добыть себе питание.
Где появились первые люди?
Почему люди перестали кочевать?
Что первые люди появились в Африке, затем постепенно расселились по всей Земле.
Когда люди научились выращивать растения, одомашнили некоторых диких животных у них пропала необходимость к кочевой жизни.
Вышеперечисленные приёмы позволяют организовать реализовать следующие методы:
- проблемный
- исследовательский
- проектный
Применение активных разнообразных методов и приёмов работы над текстами как научными, так и художественными также способствуют формированию информационной компетентности.
Индивидуальное чтение со стопами и работа над прочитанным текстом. Учитель нацеливает учащихся на повторное чтение текста с использованием пометок карандашом на полях:
V – эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
1 класс:
Дата диагностики:______________
фамилия, имя учащегося _____________________________________
Куница.
Живёт в густом лесу небольшой хищный зверёк – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от неё убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.
В.Чаплина
Прочитай текст про себя и вслух.
Подчеркни то, что ты знал о кунице - синим карандашом, а что узнал только что – красным.
Подчеркни зелёным карандашом слова, которые помогут ответить на вопрос «Почему куницу автор сравнил с кошкой?».
Выпиши слова, отвечающие на вопрос «Чем питается куница?».
Хотел бы ты узнать о жизни куницы больше? ( да - нет )
Подчеркни, в каких источниках ты больше всего можешь найти информацию об этом зверьке? (в учебнике по Окружающему миру, в Интернете, в научно-популярном журнале).
Если сможешь, раздели текст на две логические части. Придумай название каждой части.
Как бы по другому ты назвал этот текст?
2 класс:
Дата диагностики:______________
фамилия, имя учащегося _____________________________________
Ива.
На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви в цветах – в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется большим жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит – так много пчёл берут в нём первый мёд.
К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли
– нет сил махать крылышками.
Остались ночевать на цветах.
1. Прочитай текст про себя и вслух.
2. Подчеркни то, что ты знал о иве - синим карандашом, а что узнал только что – красным.
3. Подчеркни зелёным карандашом слова, которые помогут ответить на вопрос «Почему иву автор сравнил с жёлтым шаром?».
4. Выпиши слова, отвечающие на вопрос «как выглядит ива в пору цветения?».
5. Хотел бы ты узнать о данном растении больше? ( да - нет )
6. Подчеркни, в каких источниках ты больше всего можешь найти информацию об этом зверьке? (в учебнике по Окружающему миру, в Интернете, в научно-популярном журнале).
7. Если сможешь, раздели текст на две логические части. Придумай название каждой части.
8. Как бы по другому ты назвал этот текст?
Назовите месяц, когда цветёт ива, если не можете это сделать укажите, где можно найти ответ на этот вопрос?
Какова главная мысль данного текста?
Диагностика уровня сформированности информационной компетенции.
Для начала необходимо определить, какие умения подлежат оценке.
Уровень сформированности умения планировать информационный поиск
Умения
Проявление в деятельности
Умеет
Не умеет
Определение недостающей информации
Указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет
Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников
Определение источника недостающей информации
Указывает, в каком типе источников следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска
Планирует наблюдение, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска
Планирует эксперимент, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска
Определяет способы сбора информации
( анкетирование, опрос)
Поясню это на примере урока окружающего мира по теме «Океан и его обитатели. В процессе обсуждения имеющейся информации об океанах формируются вопросы об их названиях и площади, глубоководных впадинах и обитающих в глубинах животных, планктоне и т.д. Потребность в поиске новой информации выявляет и необходимость определения источников ее нахождения.
Для поиска и извлечения необходимой информации учащийся должен уметь работать с различными источниками (словарями, энциклопедиями, Интернетом, каталогом и т.д.), проводить эксперимент и наблюдение по заранее составленному плану.
Уровень сформированности умения извлекать информацию
Умения
Проявление в деятельности
Умеет
Не умеет
Нахождение нужной информации в источниках различного типа
Пользуется справочниками, энциклопедиями
Пользуется библиографическими изданиями
Пользуется списками публикаций в периодических изданиях, карточным каталогом
Ориентируется на сайте по ссылкам
Пользуется электронным каталогом, поисковыми системами Интернет
В диалоге задает вопросы на понимание, уточнение
Извлечение информации через эксперимент
Формулирует проблему
Определяет цель эксперимента
Выдвигает гипотезу, используя логические выражения «если, то», «не только, но и»
Проводит опыт согласно составленному плану
Фиксирует результат опыта
Извлечение информации через наблюдение
Определяет цель наблюдения
Составляет план наблюдения
Фиксирует результат наблюдения
Способ извлечения информации путем проведения эксперимента предполагает выдвижение предположений и их проверку. Например, на уроке по теме «Условия прорастания семян» второклассники получают задание – описать их. В качестве способа нахождения информации дети выбирают эксперимент. В ходе работы диагностируется умение выделять проблему (на каком расстоянии должны находиться семена при посадке, куда поставить коробку с семенами, как часто поливать их и т.д.), выдвигать гипотезу, фиксировать результат эксперимента (рисунок до эксперимента и после). Проведя эксперимент, учащиеся получают информацию о прорастании семян. Теперь необходимо эту информацию обработать и представить.
Обработка информации включает в себя способности замысливать и делать умозаключения в соответствии с поставленной задачей, связывать новую информацию с освоенной ранее, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, схему, график и наоборот), редактировать и создавать собственный текст с использованием мультимедийных средств и компьютерных технологий.
Уровень сформированности умения обрабатывать информацию
Умения
Проявление в деятельности
Умеет
Не умеет
Оценка и анализ полученной информации
Сравнивает полученные результаты в ходе эксперимента с информацией, найденной в справочной литературе
Сравнивает полученные результаты в ходе наблюдения с информацией, найденной в справочной литературе
Систематизация полученной информации
Анализирует полученную информацию, сравнивая различные источники нахождения информации, указывает обнаруженные противоречия
Выделяет главное и второстепенное
Отбрасывает избыточную информацию
Устанавливает причинно- следственные связи
Структурирование информации, представление ее в различных формах
Переводит информацию из текста в таблицу
Переводит информацию из таблицы в текстовую форму
Представляет информацию в виде диаграммы
Представляет информацию в виде шкалы
Создает электронную презентацию
Делает доклад
Выводы на основе аргументации
Находит вывод и аргументы на основе проведенного опыта
Находит вывод и аргументы на основе проведенного наблюдения
Делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения. Рефлексирует
Чтобы увидеть, насколько освоено на данный момент то или иное умение, достаточно предложить учащимся выполнить задания предметного содержания. Так, например, для оценки сформированности умения первоклассников структурировать информацию и представлять ее в различных формах (переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу), детям предлагается прочитать текст и заполнить таблицу, вписывая всех животных и указывая, сколько у каждого из них бывает детенышей.
Сколько у кого детей?
У большинства крупных животных детенышей, как правило, бывает немного: обычно не больше одного- двух. Им больше не выкормить: трудно. В лесу живет лосиха. У нее родился лосенок. У енота – 3-4 детеныша. У орла–белохвоста гнездо в том же лесу. В гнезде два орленка. У чижа, у зяблика, овсянки - по пяти птенцов. У серой куропатки – двадцать, а у страуса–папы – до тридцати малышей. Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармливают птенцов в гнезде. А те, у которых птенцы сами могут передвигаться и добывать пищу, способны вырастить гораздо больше потомства.
Оценка умения учащихся переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу) производилась по двум критериям: полнота и правильность.
Правильность заполнения столбца «Сколько у кого детей?»: 3 балла (в столбце указано количество детенышей без ошибок); 2 балла (допущено не более одной); 1 балл (допущено не более двух); 0 баллов (три и более).
Сформированность умения вычленять в тексте нужную информацию, схематически представлять информацию в виде таблицы
Фамилия, имя
Название животного
Сколько у кого детей
Полнота
Правильность
Правильность
Абайдуллова Д.
Аглиуллова В.
АглиулАлферова А
Власов А.
Головин А.…
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
Собранная информация анализируется. Мною получены следующие результаты:
«Название животных»: 3б.- 19 человек; 2б.- 6 человек.
«Сколько у кого детей»: 3б.- 15человек, 2б.- 7человек; 1б.- 3 человека.
Вывод: умеют полно находить информацию в тексте – 15человек, у 10 человек информация неполная. Следовательно, важно давать больше заданий, требующих структурирования информации.
Затем материал обобщается в виде электронных презентаций, сообщений, творческих работ. Системная пошаговая работа с учащимися вырабатывает у них осознанное критическое отношение к получаемой информации, стимулирует поиск ответов на возникающие вопросы.
Вывод.
Таким образом, практическая реализация методов поможет как выявлению уровней сформированности информационной компетентности школьника, так и формированию информационной компетентности ребенка
Использованная литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.- www. eidos.ru/news/compet.htm
3.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.
// Начальная школа. – 2008. - №1.
4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.- М., 2008.
5.Программы начального общего образования . Система Л.В.Занкова.ч.1 -2-е изд., испр./сос. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
6.http:// www.ifap.ru/projects/infolit.htm9Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность).
7.Васильева В.Д. Педагогические условия формирования информационно-функциональной компетентности учащихся.// Уфа, 2004.
8.Бермус А.Г., Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория// Интернет- журнал «Эйдос» , 2005. 10 сентября.http:// www.eidos.ru/journal/2005/0910- 11.htm