kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ИКТ компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Определение понятия «информатизация образования», «информационно-коммуникационные технологии», «ИКТ-компетенность» ……………………..............................................................................................7

    2. Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в начальной школе ………………………………………………………………………....10

    3. Отличие средств ИКТ от других технических средств обучения ………………………………………………………………………………... 12

Выводы по первой главе 14

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2.1. Диагностика выявления уровня информационно-коммуникационной компетентности у младших школьников 16

2.2. Методическая разработка интегрированного русского языка и литературного чтения с использованием информационно-коммуникационных технологий 18

2.3. Методические рекомендации по повышению ИКТ-компетентности педагогов 23

Выводы по второй главе 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

ГЛОССАРИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Очень важно процесс обучения организовать так, чтобы ребенок с интересом и увлечением, активно работал на уроке, плоды своего труда видел и мог оценить их. Помочь в решении этой непростой задачи учителю может сочетание традиционных методов и современных информационных технологий. ИКТ в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения. В «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определены требования к информационной компетентности выпускника начальной школы [28, с. 14].

Именно поэтому необходимо использовать информационные технологии на уроках русского языка и литературного чтения. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и повышают в значительной степени интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Поскольку у младшего школьника фантазия и желание проявить себя велики, стоит его учить как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Исходя из вышеизложенного возникает ряд противоречий, которые заключаются в следующем:

  1. усвоение информации на уроках русского языка и литературного чтения вызывает у детей наибольшие затруднения, потому что представляет собой большой объем информации, но при этом можно отметить неумение работать детей работать с этой информацией;

  2. применение информационных технологий на уроках русского языка литературного чтения в начальной школе становится обязательным, но при этом наблюдается недостаточное количество наглядных пособий, без которых некоторые темы являются достаточно сложными для усвоения.

  3. применение информационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе становится обязательным, но при этом наблюдается недостаточная компетентность педагогов в сфере применения ИКТ.

Проблема: как необходимо информационные технологии применять в начальной школе на уроках русского языка и литературного чтения для достижения метапредметных результатов обучения?

Тема исследования: «Формирование ИКТ компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».

Цель исследования – определить систему использования информационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Объект исследования – ИКТ-компетентность участников образовательного процесса.

Предмет исследования – информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Гипотеза исследования: мы считаем, что педагогически грамотное применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе будет активно способствовать формированию всех видов УУД у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. изучить степень разработанности проблемы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках у детей младшего школьного возраста в психологической, педагогической науках и практике современного образования;

2. провести диагностический анализ уроков русского языка и литературного чтения, выявляющие особенности применения информационных технологий.

3. составить методические разработки уроков, демонстрирующую эффективное использование информационных технологий у младших школьников по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение».

Методологическая основа исследования:

- системно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.Г. Асмолов);

- личностно-ориентированный подход (Т.И. Власова, Е.В. Бондаревская, О.Д. Федотова, В.Т. Фоменко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- компетентностный подход (А.Г. Бермус, В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А., Зимняя, Б.В. Сазонов, Т.Е. Исаева, A.B. Хуторской и др.).

Теоретическая основа исследования: данной проблемой занимаются многие педагоги-практики (Апатова Н.В., Алейникова О.А., Бейзеров В.А., Молочков В.П., Морозов Ю.М., Будунов Г.М., Новожилова Н.В. и др.). При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Б. Скиннера, Н. Ф. Талызиной, Д. Брунера, П. Ланда.

Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством академика А. П. Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.

Методы исследования: сбор, систематизация и обобщение теоретического материала, изучение опыта работы педагогов, анализ практического материала.

База исследования: МБОУ СОШ№ 18 г. Уфа Республики Башкортостан.

Этапы исследования:

  1. подготовительный этап, который подразумевает изучение научной литературы по данному вопросу,

  2. основной этап, который представляет собой изучение опыта работы и практического материала (методических разработок уроков) по выявлению особенностей использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения,

  3. заключительный этап, который представляет обобщение форм и приемов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения.

Теоретическая значимость работы состоит в изложении тезисов о важности правильной организации обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках начальной школы. Результаты исследования пригодны для использования студентами педагогических и гуманитарных учебных заведений при подготовке теоретической базы научно-исследовательской работы для углубленного изучения данной темы.

Практическая значимость работы состоит в рассмотрении и анализе различных исследований, разработок, методик, диагностик по вопросу использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе. Результаты исследования пригодны к использованию при подготовке практических занятий по педагогике, коллоквиумов, публикаций и т.д.

Структура курсовой работы: введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список используемой литературы и приложение.













Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Определение понятия «информатизация образования», «информационно-коммуникационные технологии», «ИКТ-компетентность»

Многие страны мира в настоящее время стремятся на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий модернизировать систему образования, которая сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что находится человечество на пороге образовательной революции. Этим обусловлено развитие для педагогики нового явления – информатизации образовательного процесса школе.

Информатизация образования – это комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной средств, продукции, технологий.

Информационные технологии обучения же – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. [19, с. 11]

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, кино, аудио, видео). Для более точного определения понятия обратимся к словарной статье:

«Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, распространения, обработки, хранения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации». [16, с. 98]

В своей работе педагог должен отводить особую роль использованию ИКТ и определять следующие направления использования (ИКТ) информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности:

- использование имеющихся ресурсов, найденных в информационной базе Интернет (при подготовке к различным мероприятиям, праздникам, акциям, тематическим неделям можно использовать картинки, сценарии, анимации, презентации, музыку, стихи и т.д. в базе Интернет, перерабатывать их и использовать их в своей работе);

- адаптация готовых презентаций (для наилучшего восприятия нашими детьми какой-либо информации возможно использовать готовые презентации: корректируя количество слайдов или количество информации; добавляя различные средства наглядности (картинки, фотографии, анимацию); выделяя нужное цветом; включая слайды с текстом стихов, песен);

- создание своего методического продукта в программе Power Point (педагог создает презентации к таким важным мероприятиям, как «Поле-чудес», «Любимая мама на свете», «Мамочка милая, самая любимая», «новогодняя сказка «Маша и Медведь», Своя игра «День народного единства», «Этих дней не смолкнет слава», «Большие гонки» и т.д.);

- использование видеороликов (для создания праздничной атмосферы перед мероприятием или непосредственно на нём).

- овладение технологией создания анимационных эффектов в презентациях (для воздействия на зрительные анализаторы в презентациях педагог может использовать анимацию: дети заметно оживляются, смотрят на экран с интересом, когда видят движущиеся картинки, таким образом, повышается познавательная активность).

Максимальная эффективность использования ИКТ-технологий достигается при соблюдении следующих условий:

- визуальный материал должен быть очень ярким, образным;

- лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;

- чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов, тем лучше;

- использовать максимально широко нестандартные задания.

Разумное использование в образовательном процессе ИКТ-технологий играет важную роль в развитии и воспитании младших школьников. Использование ИКТ не заменяет самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.

ИКТ-технологии в учебной деятельности начальной школы расширяют границы возможностей, дети не только получают свободный, широкий доступ к разного рода информации, но и учатся со временем и мыслить шире, развивают тем самым свою фантазию, чувствуют уверенность в своих силах и тягу к освоению новых сфер знаний.

У педагога с использованием ИКТ-технологий в образовательной деятельности начальной школы появляется множество возможностей нового общения с учащимися.

На наш взгляд, сегодня имеется необходимость более интенсивного внедрения информационных образовательных технологий в процесс обучения в начальной школе. Развитие различных способностей младших школьников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является образовательный материал на уроках в начальной школе.

В заключении параграфа хотим остановиться на понятии «информационно-коммуникационная компетент­ность» школьников, которая определяется как спо­собность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определе­ния, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распростра­нения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях ин­формационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Формирование информацион­но-коммуникационной компетентности — это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникацион­ные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.





    1. Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в начальной школе

Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. [12, с. 102]

В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребе­нок усвоит их на лету». [27, с. 33] Современные информационные технологии имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

Подлинное усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности воображения. В начальных классах у детей совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, а также получает развитие творческое воображение. Очень большие изменения претерпевает мышление детей 7-10 летнего возраста. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. «В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта, но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывает больше ни память, ни восприятие». [7, с. 76] Здесь особенно сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя. Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе.

Далее считаем необходимым привести таблицу, отражающую возможности ИКТ по отношению к наиболее важным педагогическим функциям.

Педагогическая функция

Возможности ИКТ

Мотивирующая

Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа

Информационная

Реализовать возможности информационных систем


Функция управления учебной деятельностью

Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся

Контролирующее-корректирующая

Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок)

 



    1. Отличие средств ИКТ от других технических средств обучения

ИКТ обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения:

- мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения;

- навигация индивидуализирует обучение, незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю;

- производительность освобождает от рутины и формирует информационную культуру путём автоматизации: поиска в больших базах данных, вычисления, оформления результатов;

- интерактив заменяет оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходим при самообучении, индивидуальный тренинге и контроле с сохранением параметров и накапливанием результатов для обоснованной и объективной балловой оценки обучения.

- коммуникативность посредством сети связывает с обучающимися, преподавателем, внешними консультантами, удалённым (уникальным, вредным) оборудованием. [11, с. 91]

В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения с применением ИКТ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения предусматривают усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этих методов с использованием ИКТ позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения.

Проблемный метод обучения использует возможности ИКТ для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучающихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. [20, с. 19]

Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.





Выводы по первой главе

В первой главе представлены теоретические аспекты изучения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. В первую очередь было дано толкование таким категориям, как «информатизация образования» и «информационно-коммуникационные технологии», под последними понимаются совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.

Информационно-коммуникационная компетент­ность школьников определяется как спо­собность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определе­ния, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распростра­нения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях ин­формационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Также внимание было уделено психолого-педагогическим аспектам использования ИКТ в начальной школе. Так как подлинное усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности воображения, то применение ИКТ является очень эффективным средством для его развития. В начальных классах у детей совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, а также получает развитие творческое воображение. Очень большие изменения претерпевает мышление детей 7-10 летнего возраста. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы.

Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе.

Следующим шагом было выявление отличий средств ИКТ от других технических средств обучения, которое показало, что ИКТ обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения, а именно: мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения, а навигация незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю. Также ИКТ во многом заменяют оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходимы при самообучении, а возможности коммуникации посредством сети обучающимися с преподавателем позволяют решать, не откладывая сложные учебные задачи.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Диагностика применения информационно-коммуникационных технологий младшими школьниками в начальной школе



В этом параграфе мы намерены провести исследование, направленное на определение частотности и многообразия использования современных ИКТ-технологий детьми в рамках учебной деятельности. Выявив особенности применения ИКТ у учащихся начальной школы, мы считаем важным провести анализ результатов и определить, как ИКТ-компетентность сформирована у младших школьников.

Экспериментальной группой выступили обучающиеся 3-го класса, мальчики и девочки в возрасте 9-10 лет в количестве 20 человек.

Для выявления частотности и разнообразия применения информационно-коммуникационных технологий младшими школьниками в процессе учебной деятельности мы использовали составленную нами анкету, сочетающую в себе вопросы с выбором ответа и открытые вопросы.

Составленная нами анкета была предложена группе обучающихся начальных классов. Кроме того, тест был направлен не только на определения общего уровня владения средствами ИКТ, но и на выявление этого уровня касательно подготовки к учебным предметам «Русский язык» и «Литературное чтение». Анкета содержала 10 вопросов тестовой и открытой формы. Полный текст анкеты находится в Приложении.

После заполнения анкеты всеми детьми из группы результаты были анонимно обработаны. По итогам этих результатов мы можем сделать определенные выводы. На вопрос об использовании информационно-компьютерных технологический дети отвечали так: 40% испытуемых регулярно используют ИКТ при подготовке к урокам; вариант «для самообразования» выбрали только 20% испытуемых, а вариант «для отдыха» - 90% опрошенных.

Что касается использования информационно-коммуникационных технологий для подготовки к урокам «Русский язык» и «Литературное чтение», то дети активно используют в основном диски, приложенные к учебникам (60%), остальные варианты «электронные книги и аудиокниги», «Интернет-сайты по предмету», «электронные энциклопедии» - 40% опрошенных.

Часто используют информационно-компьютерные технологии в учебной и досуговой деятельности 80% детей, которые выбрали вариант «несколько раз в день». При подготовке к каждому уроку «Литературное чтение» или «Русский язык» используют ИКТ 60% испытуемых, только при подготовке собственных проектов и презентаций – 20%, а «редко, если нет нужного материала в книге» - 20% испытуемых.

Большинство испытуемых считают, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает им подготовку к уроку «Русский язык» или «Литературное чтение» - так ответили 60%. Также все испытуемые считают, что дома и в школе возданы все условия для использования информационно-компьютерных технологий.

Среди достижений в сфере использования ИКТ ученики начальных классов называют умения создавать презентации со звуком, создавать текстовые документы, чертить простые таблицы, пользоваться необходимыми сайтами, социальными сетями, работать с музыкой и видео, распечатывать документы и т.д. Показательно, что у четверых ребят уже есть ли у тебя личная электронная книга, в которую они регулярно загружают новые произведения для чтения. Также почти все дети указали несколько сайтов, которые они регулярно используют при подготовке к урокам.

Таким образом, можно заключить, что современные ученики младших классов активно используют ИКТ в своей учебной деятельности как в школе, так и за ее пределами: для отдыха, самообразования и самосовершенствования. Дети активно используют во всех сферах жизнедеятельности средства ИКТ, без которых современный ребенок просто не представляет уже не только досуга, но и учебной деятельности. Дети в таком юном возрасте уже на базовом уровне освоили все необходимые умения и навыки, необходимые при работе с компьютером и другой техникой.

Значит, на уроках русского языка и литературного чтения обучающиеся экспериментальной группы могут активно использовать ИКТ-технологии при работе с педагогом или в процессе самостоятельной работы. Именно с этой целью мы далее представляем методическую разработку интегрированного урока русского языка и литературного чтения с использованием информационно-коммуникационных технологий.





2.2. Методическая разработка интегрированного русского языка и литературного чтения с использованием информационно-коммуникационных технологий



Класс: 3в

Тема урока: изучение произведений И.М. Пивоварова «Плохие сны» и В.В. Голявкина «Был не крайний случай».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование навыков анализа художественных текстов посредством произведения И.М.Пивоваровой «Плохие сны» и В.В.Голявкина «Был не крайний случай».

Задачи:

- познакомиться с произведениями И.М. Пивоваровой «Плохие сны» и В.В.Голявкина «Был не крайний случай»,

- развить речевые навыки школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа,

- практиковаться в выразительности чтения и чтения по ролям.

Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):

Личностные результаты:

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- обеспечение ценностной ориентации детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания;

- формирование интереса к учению.

Предметные результаты:

- освоение понятий стыд, угрызения совести.

Метапредметные:

Познавательные:

- получают новую информацию об авторах;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

- умение оформлять свою мысль в устной речи;

- умение слушать и слышать собеседника;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности;

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;

- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, осознать уровень усвоения;

- работа с текстом.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (В.Ю. Свиридова издательство «Учебная литература» 2013), компьютер, интерактивная доска, презентации.


Ход урока


Этапы урока

Время на каждый этап

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

1 мин

Приветствие учащихся

Звучит приятная музыка, настраивающая детей на работу.

Приветствуют учителя, проверяют рабочее место.

Личностные:

  • проверяют готовность к уроку

2.Проверка домашнего задания.

3 мин

-Вспомните, какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

-Рассмотрите выставку рисунков к этому произведению. (выставка рисунков представлена на слайдах)

Учитель задает вопросы по произведению, заданному на дом.

«Кот – ворюга» К.Паустовский.



- Хозяин кота должен быть добрый, ласковый, заботливый, любить животных.

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника

3. Актуализация знаний.

7 мин

-Сегодня мы познакомимся с новыми произведения «Плохие сны» Ирины Пивоваровой и «Был не крайний случай» Виктора Голявкина. (слайды с портретами авторов)

-Прочитаем произведения.


-Прочитайте еще раз названия произведений и попробуйте сформулировать

цель и задачи нашего урока.



Дети читают произведения.

-Мы познакомимся с биографиями этих писателей, их произведениями.

-Будем учиться определять главную мысль произведений и выражать свое отношение к прочитанному.

-Будем учиться читать эти произведения выразительно и правильно, без ошибок.

Личностные:

  • формирование интереса к учению

Регулятивные:

целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно

4. Открытие нового знания.


а) Знакомство с биографией писательницы Ирины Пивоваровой.















































б) Вторичное чтение произведения «Плохие сны».


в) Анализ произведения.















г) Знакомство с биографией писателя Виктора Голявкина.


д) Вторичное чтение произведения «Был не крайний случай».


е) Анализ произведения.

12 мин

-А теперь познакомимся

с биографией Ирины Михайловны Пивоваровой. (слайд)

ученик делает доклад об авторе: родилась в Москве в семье врача…

-Что, вы, запомнили из биографии Ирины Пивоваровой?

-Названия, каких произведений автора, вы, запомнили?

- Какие из данных произведений вы читали?


-Прочитаем произведение «Плохие сны».

-Понравилось вам произведение?

-Какой жанр этого произведения? Докажите.

-Кто главный герой рассказа?

-Как думаете, почему девочке приснился такой сон?

-Найдите в тексте и прочитайте, какое состояние у девочки было?

-Что посоветовала ей Люся?

-Объясните, спасёт ли открытая форточка от плохих снов?

-А от угрызений совести?

-Объясните, какова главная мысль этого произведения?

-Произведение «Был не крайний случай» написал Виктор Голявкин.

Доклад о жизни и творчестве Виктора Голявкина делает ученик.

(Слайд) Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку…


- Что, вы, узнали о жизни писателя?

-Названия, каких произведений автора, вы, запомнили?

- Какие из данных произведений вы читали?

-Прочитаем произведение «Был не крайний случай».


-Объясните, как бы вы поступили в этой ситуации: заглянули бы в учебник, потому что учитель все равно не узнает или же не заглядывали бы в учебник третий раз?

-Объясните, какова главная мысль этого произведения?

- Объясните, почему рассказ так назван «Был не крайний случай»?

-Сравните, что общего в этих двух рассказах? Почему мы изучаем их на одном уроке?

-В чем их различия?



-Проверим работу в парах.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Это рассказ.


-Девочка-школьница младших классов.

-Ее мучила совесть.

-Ей было стыдно, она нервничала, переживала, проснулась в поту.


-Люся ей посоветовала спать с открытой форточкой.

-Нет, не спасет, потому что твой сон зависит не от форточки, а от состояния души, что у тебя в голове, на сердце.


Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. - Поступать по совести, чтобы потом не было стыдно, чтобы совесть не мучил.


-Это рассказ.


-Главный герой этого рассказа – мальчик - школьник младших классов.

-Правило забыть не стыдно.

-Обмануть доверие учителя стыдно, иначе потом будет мучить совесть, будет стыдно.

-Быть всегда честным, поступать по совести.


Работа в парах.

-Оба этих рассказа о морали, о совести.

-В первом рассказе девочка поступала неправильно, поэтому ее мучила совесть. А во втором рассказе мальчик, забыв правило правописания, не стал подглядывать в учебник третий раз; он не хотел обманывать доверие учителя; он поступил честно.


Познавательные:

  • получают новую информацию об авторах

Личностные:

  • высказывают свое мнение.


Регулятив

ные:

  • работают с текстом



Познавателные:

  • осуществляют поиск и выделяют конкрет

  • ную необходимую информа-цию,

  • строят речевое высказывание;

находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке





Предметные: освоение понятия «совесть».

Коммуникативные:

умение слушать и слышать собеседника

5.Физкульт-минутка

2 мин

На экране показывается видеоролик, дети вместе с учителем выполняют движения.

Повторяют движения за учителем.

Регулятив-

ные:

  • умение переключаться с игровой деятельности в учебную

6. Закрепление изученного.

10 мин

- Сейчас будем работать над выразительностью текстов, читать по ролям.

-Вспомните, сколько человек присутствует в тексте?

- Определите, от какого лица идет повествование первого рассказа?

- Определите, от какого лица идет повествование второго рассказа?

-Попробуйте прочитать диалоги и монологи так, чтобы передать их настроение, помогайте себе мимикой, выражением лица, жестами.

Читают по ролям.

  • Регулятивные:

  • работа с текстом

7. Итог урока.

Рефлексия.


4 мин

-Ребята, с творчеством каких авторов мы сегодня с вами познакомились?

-Назовите их произведения.

-Объясните, чему вас научили эти произведения?

Продолжите фразу:

-На уроке я узнал …

-На уроке я научился …

-Трудно было …




Ученики анализируют свою работу на уроке.






Регулятив-ные: самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, осознать уровень усвоения.

8. Постановка домашнего задания.

1 мин

Д\з будет разное:

1)подготовить пересказ текстов;

2) подготовить пересказ текстов и подобрать по одной пословице, выражающую главную мысль произведений;

2)подготовить пересказ текстов от 3-го лица и подобрать по одной пословице, выражающую главную мысль произведений.

Слушают и записывают задание в дневник.

Регулятиные:

саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент

Коммуникативные:

  • умение слушать и слышать учителя

Применяя ИКТ на уроке литературного чтения, учитель должен помнить о здоровьесберегающих принципах обучения, а именно: что на уроке во 2-4 классах время использования ИКТ не должно превышать 10-15 минут. Поэтому на уроке ИКТ используются только эпизодически: интерес детей пробуждается видео-выставкой рисунков, портретами писателей. С большим энтузиазмом дети также выполняют упражнения физкульминутки.



2.3. Методические рекомендации по повышению ИКТ-компетентности педагогов

Изучив уровень ИКТ-компетентности младших школьников и составив методическую разработку интегрированного урока для начальной школы с использованием ИКТ-технологий, мы пришли к выводу, что формированию ИКТ-компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения может мешать недостаточная компетентность самих педагогов в области использования ИКТ-технологий на уроках в начальной школе.

Поэтому мы считаем необходимым кратко остановиться на составлении методических рекомендаций для повышения ИКТ-компетентности педагогов начальной школы.

Дабы результаты обучения в области информационно-коммуникационных технологий были еще более показательны, мы бы хотели в настоящем параграфе остановиться на рекомендациях по повышению компетенции педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, так как именно от него зависит итоговый результат обучения на начальной ступени образования.

Однако учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен:

- быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения;

- помогать юным учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, в применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире;

- помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества. [8, с.199]

Таким образом, учителя должны применять такие методы и организационные формы учебной работы, которые отвечают требованиям развивающегося общества знаний. Учащиеся должны иметь возможность не только глубоко освоить содержание предложенных им образовательных дисциплин, но и понимать, как они могут сами производить новые знания, используя для этого потенциал современных средств ИКТ.

Тем не менее, следует различать два понятия: ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность – это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение «нажимать на нужные кнопки» и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Только компетентный учитель в области информационно-коммуникационной технологии сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ-грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания.

Таким образом, чтобы получить ИКТ-компетентного учителя, учебному заведению необходимо организовать методическую, техническую и мотивационную поддержку.

В целях повышения компетенции педагогов в области информационно-коммуникационных технологий перед ними необходимо ставить следующие задачи:

  1. Педагог должен быть способен разобраться в любой программе, техническом устройстве, реализовать свои оригинальные идеи с помощью собственных мультимедийных презентаций, интерактивных досок, другой компьютерной техники.

  2. Педагог должен уметь пользоваться офисными программами. Несмотря на наличие методической поддержки в виде регулярных консультаций, помощи технических специалистов центра, посещения курсов повышения квалификации в области информационно–коммуникационных технологий, у некоторых учителей желания совершенствоваться в области ИКТ недостаточно.

  3. С целью повышения мотивации учителей к изучению ИКТ-технологий обязать педагога сдавать все документы, служебные записки, письма только в печатном виде.

  4. Кроме того, завучи могут регулярно посещали уроки на предмет использования учителями-предметниками компьютерной техники.

Мы считаем, что это даст свой результат, и ИКТ-компетентность учителей возрастет. Также очевидно, что пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

Внедрение электронного журнала и электронного дневника, работа в сетевых сообществах и внутренний электронный документооборот, активное использование электронной почты станут логическим продолжением роста ИКТ-компетентности учителей.

Для создания презентаций к урокам, методических материалов учителя должны научиться приёмам навигации и поиска информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе. На сайте образовательного учреждения у каждого учителя должен быть личный кабинет, личное информационное пространство, в котором размещаются материалы к уроку, методические разработки, презентации. Научиться выкладывать материалы в свой личный кабинет – задача далеко не тривиальная для учителя-предметника. Тем не менее, на сегодняшний день далеко не все учителя могут справиться с такой задачей и сделать открытым доступ к своим учебным материалам и методическим разработкам.

Также рекомендуем педагогам освоить программу Scypе, которая позволит проводить дистанционные занятия, телемосты, онлайн-конференции и т.д. Также заболевшие ученики смогут дистанционно присутствовать на уроке. Благодаря возможностям этой программы учителя, не покидая своего рабочего места, смогут получить срочную информацию от директора и администрации.

Вообще последние несколько лет проходят под лозунгом повышения ИКТ-компетентности учителя. Такое поэтапное изучение компьютерных технологий постепенно преобразует учителя-предметника в ИКТ-грамотного специалиста.

Интересным опытом будет также использование интерактивных, мультимедийных столов ActivTable и SMART Table, которые поддерживают одновременную работу за одним столом до шести человек в режиме multitouch. Выполняя задания и сотрудничая, друг с другом, учащиеся начальных классов, например, развивают коллективные навыки работы и решения проблем. Кроме того, будет полезным для учителя освоить использование документ-камер, которые станут незаменимыми помощниками учителя на каждом уроке.

Итак, возможности информатизации образования безграничны. Учителя, став ИКТ-компетентными, смогут идти в ногу со временем и стремится использовать в своей работе инновационные достижения и разработки в сфере компьютерных решений и новейших технических открытий.





Выводы по второй главе

Во второй главе мы рассмотрели практические аспекты изучения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Для этого сначала мы провели диагностику применения информационно-коммуникационных технологий у младших школьников. Для них были предложена анкета, состоящая из 10 вопросов, адаптированных под возрастные и психологические особенности испытуемых.

По итогам анализа результатов исследования мы можем утверждать, что современные обучающиеся начальных классов имеют высокий уровень ИКТ-компетенции, порой, даже значительно более высокий, чем у педагогов. Дети активно используют во всех сферах жизнедеятельности средства ИКТ, без которых современный ребенок просто не представляет уже не только досуга, но и учебной деятельности. Дети в таком юном возрасте уже на базовом уровне освоили все необходимые умения и навыки, необходимые при работе с компьютером и другой техникой.

На уроках русского языка и литературного чтения обучающиеся экспериментальной группы могут активно использовать ИКТ-технологии при работе с педагогом или в процессе самостоятельной работы. Именно с этой целью мы далее представляем методическую разработку интегрированного урока русского языка и литературного чтения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Но изучив уровень ИКТ-компетентности младших школьников и составив методическую разработку интегрированного урока для начальной школы с использованием ИКТ-технологий, мы пришли к выводу, что формированию ИКТ-компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения может мешать недостаточная компетентность самих педагогов в области использования ИКТ-технологий на уроках в начальной школе.

































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Целью данной курсовой работы было определить особенности формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

В первой главе мы представили теоретические аспекты изучения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. В первую очередь было дано толкование таким категориям, как «информатизация образования» и «информационно-коммуникационные технологии», под последними понимаются совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.

Под информационно-коммуникационной компетент­ностью младших школьников понимается спо­собность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определе­ния, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распростра­нения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях ин­формационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Также внимание было уделено психолого-педагогическим аспектам использования ИКТ в начальной школе. Так как подлинное усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности воображения, то применение ИКТ является очень эффективным средством для его развития.

Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе.

Следующим шагом было выявление отличий средств ИКТ от других технических средств обучения, которое показало, что ИКТ обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения, а именно: мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения, а навигация незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю. Также ИКТ во многом заменяют оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходимы при самообучении, а возможности коммуникации посредством сети обучающимися с преподавателем позволяют решать, не откладывая сложные учебные задачи.

Во второй главе мы рассмотрели практические аспекты изучения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Для этого сначала мы провели диагностику ИКТ-компетентности у младших школьников. Для них была предложена анкета, состоящая из 10 вопросов, адаптированная под возрастные и психологические особенности испытуемых.

По итогам исследования мы пришли к выводу, что современные обучающиеся начальных классов имеют высокий уровень ИКТ-компетенции, порой, даже значительно более высокий, чем у педагогов. Дети активно используют во всех сферах жизнедеятельности средства ИКТ, без которых современный ребенок просто не представляет уже не только досуга, но и учебной деятельности. Дети в таком юном возрасте уже на базовом уровне освоили все необходимые умения и навыки, необходимые при работе с компьютером и другой техникой.

По результатам исследования мы пришли к выводу, что испытуемые, имея выявленный уровень ИКТ-компетентности, на уроках русского языка и литературного чтения могут активно использовать ИКТ-технологии при работе с педагогом или в процессе самостоятельной работы. Именно с этой целью в работе была представлена методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Но изучив уровень ИКТ-компетентности младших школьников и составив методическую разработку интегрированного урока для начальной школы с использованием ИКТ-технологий, мы пришли к выводу, что формированию ИКТ-компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения может мешать недостаточная компетентность самих педагогов в области использования ИКТ-технологий на уроках в начальной школе.

Значит, во многом формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения зависит от исходного уровня ИКТ-компетентности детей, от частоты и интенсивности использования ИКТ-технологий на уроках русского языка и литературного чтения, а также уровня ИКТ-компетентности педагогов начальной школы, которую, безусловно, следует постоянно повышать, способствуя тем самым всестороннему развитию младших школьников.























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. Серия: Педагогика. – № 1. – 2006. – с. 4-12.

  2. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 1. – 2007. – с. 14-19.

  3. Белов В.В., Терехов А.А., Чистякова В.И. Повышение пертинентности поиска в современных информационных средах. «Горячая линия-Телеком», 2012. – 158 с.

  4. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. «Начальная школа плюс: До и После». - 2007. - №7 – с. 33-35.

  5. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ – 2006. - 98 с.

  6. Жилин С.М., Жилина Л.В. Организация школьной корпоративной сети // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 1. – 2006. – с. 55-61.

  7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 112 с.

  8. Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич: Красико-Принт, 2008. – 134 с.

  9. Кларк Ч. Информационные и gкоммуникационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2003.

  10. Корнеев, И.К., Ксандопуло, Г.Н. Информационные технологии [Текст]/И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло //Из-во: Проспект Велби. 2009 г – 368 с.

  11. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2003. – с. 44-52.

  12. Красношлыкова О.Г. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 12. – 2005. – с. 77-89.

  13. Масленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация // Директор школы. – 2004. – № 7. – с. 50–56.

  14. Моисеев, Н. Информационное общество как этап новейшей истории [Текст] / Н. Моисеев // Свободная мысль. – 2007. - №4. – С. 10-13

  15. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 2009. – 218 с.

  16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 306 с.

  17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — С.14.

  18. Рагулин П.Г. Информационные технологии: Электронный учебник. [Текст]/ П.Г. Рагулин// Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 208 с.

  19. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе gинформационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий. - 2005. – 166 с.

  20. Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Межрегиональное исследование «Моя безопасная сеть: интернет глазами детей и подростков России» [электронный ресурс] – Режим доступа http://www. fid.su/projects/school/mysafernet/

  21. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова. – Москва: Интеллект-Центр, 2007. – 144 с.

  22. Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ. М., - 2011. – 120 с.

  23. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс: До и После. - 2007. - №7. – с. 12-14.

  24. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке (IT&T ES"2007): Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.

  25. Толыпина Ю. А. От информационно-образовательной среды – к информационно-образовательному пространству [Текст] / Ю. А. Толыпина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 86-89.

  26. Тонких А.П. Российские образовательные интернет-ресурсы для учителей начальной школы / А.П. Тонких // Начальная школа. – 2007. - №1. – С.117-124.

  27. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996. – 422 с.

  28. Формирование ИКТ-компетенции при освоении универсальных учебных действий (по книге «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — С.101 – 102)

  29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. 2012. – С.40.

  30. Яснева Г.Г. Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики // Начальная школа .– 2012. – № 8 – С. 4-21.



15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семерикова Дарья Олеговна

Дата: 27.05.2017

Номер свидетельства: 418903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "календарно- тематическое планирование 4 класс (система Занкова) "
    ["seo_title"] => string(67) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-4-klass-sistiema-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "192565"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427472289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства