«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»
«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»
Очевидно, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД. Предметы русский язык и литература, на мой взгляд, относятся к дисциплинам наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
Как формировать УУД в рамках конкретной предметной дисциплины?
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время» »
«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»
Очевидно, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД. Предметы русский язык и литература, на мой взгляд, относятся к дисциплинам наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
Как формировать УУД в рамках конкретной предметной дисциплины?
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.
Задачи: сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные) в процессе изучения русского языка и литературы, повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации, повысить интерес к способу действий.
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы продемонстрирую через следующие способы: использование ИКТ, применение проектно-исследовательских технологий, использование нестандартных уроков и заданий, организацию самостоятельной работы учащихся, словарной работы, работы с текстом.
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы», создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий:
Методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);
Методика использования творческих заданий на уроках с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint;
Методика использования обучающее - контролирующих программ на уроках русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка» издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.). С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности для обучения и самообразования поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн»), большое количество проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов, в том числе и собственных, сделанных по моему заданию самостоятельно или под моим руководством, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности. Уже в пятом классе учащимися были созданы интересные презентации: «Боги и герои Древней Греции», «Слово о словах», «В стране Фразеологии и другие». В старших классах: «Пушкин в изобразительном искусстве», «Эти многоликие слова», «Язык – друг мой?»,- «Односоставные предложения» и др.
Я убедилась, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, развивает у учащихся логическое мышление.
Проектная деятельность
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. На мой взгляд, современный учебный процесс невозможен без проектной технологии. Она позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника.
На уроках русского языка и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.
Моими учащимися были созданы различные виды исследовательских работ: статьи, доклады, рефераты, творческие отчёты и т. д.
Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно - смысловой компетенций. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
Учебные проекты и исследовательские работы способствуют формированию регулятивных, познавательных действий.
Нестандартные уроки, игровые технологии
С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.
При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным и ярким урокам.
Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя даже в старших классах. Традиционно пользуются успехом уроки-семинары по самым разным тема. На уроках русского языка используются самые различные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно стать капитанами и отправиться на корабле по стране Лингвинии, уроки - КВН, уроки - путешествия, экскурсии, диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы являются помощниками в обучении.
Также аналогичные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: участие в проведении предметной недели, «литературная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности
Использование нестандартных заданий
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.
Из нестандартных заданий можно отметить следующие:
"перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля
угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.
Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);
- Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).
Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.
- Она пуще неволи.
- Суп, сваренный Демьяном.
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся.
вопросы проблемного характера.
Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание Бывайте здоровы может обидеть вашего друга, а слова Передавайте привет сестре вызвать удивление?
- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).
развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
сочинение на лингвистическую тему;
исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?
- Зачем нужны архаизмы?
Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)
- Покой морфемам только снится в гостях у Омонимов.
- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).
- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).
- Быть или не быть Собственным?
Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
диктанты «на засыпку»;
редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).
Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя.
В школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
- Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.
- Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
- Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
- В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
- Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.
Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля. Так ученики могут рассказывать друг другу правила, например «Правописание частиц НЕ и НИ», «Правописание суффиксов причастий».
Пример работы в парах:
- В 10 классе работали в парах по контрольным вопросам после повторения темы «Лексика».
- Какой пласт слов по происхождению является в русском языке древнейшим? Приведите примеры.
- Какие слова относятся к общеславянской лексике?
- Какие группы славянских языков появляются в результате распада общеславянского языка?
- На какие 3 группы распадается восточнославянский язык?
- Что такое заимствованные слова? и др.
Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.
Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.
Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.
Далее хочу остановиться на самостоятельном составлении связного рассказа на заданную тему. Ученики получают связный рассказ на дом. Например: «ура Инфинитиву», служебные части речи «Стили речи и др.» Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ.
Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное.
Выполнение заданий по карточкам также способствуют развитию самостоятельности обучающихся.
Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя.
Работа с таблицами и схемами
В своей работе, на уроках русского языка, теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.
С пятого класса мы составляем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.
На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера(например, корни с чередованием гласных, О-Е после шипящих и Ц).
Работа со словарными словами
Творческий подход учителя к работе позволяет формировать различные виды УУД и при работе со словарными словами. После традиционной работы со словом мы просим ученика выучить.
Очень часто мы говорим своим ученикам: «Запомните… Это надо запомнить …», но при этом не разъясняем, как именно надо запоминать.
Хочу поделиться опытом работы со словарными словами
Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:
1. Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре, орфография которого не вызывает затруднение.
2. Подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим группам.
3. Подбор слов по сходству их звучания.
4. Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной.
5. Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными.
6. Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы.
7. Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные.
8. Одним из любимых способов работы со словарными словами является создание небольших стихотворений (пример –спряжения глаголов/
Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Работа с текстом
Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с текстом поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,
способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: • комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста; • «самодиктанты»; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами;
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи).
Заключение
Необходимость формирования УУД очевидна.
Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции. Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности. Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам. Предполагаемые результаты: если на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД, то у учащихся отмечается:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и литературе;
прочное и неформальное усвоение знаний;
повышение результативности обучения;
умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100%), результатами ГИА и ЕГЭ по русскому языку, наличием призеров и лауреатов Олимпиад, творческих конкурсов школьного, районного. Наблюдается позитивная динамика качества знаний.