kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье учитель рассказывает как формирует универсальные учебные действия  младших школьников, используя на своих уроках современные технологии. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД младших школьников »

Светлана Николаевна Сычева,
учитель начальных классов

МКОУ «Унъюганская СОШ №1»

Октябрьского района, ХМАО - Югры

Тел.89224452878,

Раб. тел. 8(34672) 46-580, 48-122

Тел/факс 8(34672) 48-122

e-mail: [email protected]


Аннотация: в данной статье учитель рассказывает как формирует универсальные учебные действия младших школьников, используя на своих уроках современные технологии.


«Формирование универсальных учебных действий младших школьников»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Именно начальная школа начинает формирование и развитие нового человека 21 века. А начинать всегда сложно.  Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся  УУД?  Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить? Какие новые приемы использовать на уроках? Необходимо искать новые пути, которые требуют больших временных затрат.

Работая с детьми, я находилась в поиске таких  приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Как и другие качества ума, мышление нужно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может использование на уроках современных технологий Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления, которая как я думаю, помогает формировать УУД. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.

Впервые о технологии развития критического мышления я услышала на курсах. Меня заинтересовала данная технология.   Сначала я использовала на разных этапах урока некоторые приемы этой технологии. При закреплении изученного материала на уроках русского языка и окружающего мира мы с ребятами составляли кластеры. Этот прием позволяет систематизировать изученный материал и лучше его запомнить. На уроках русского языка в четвертом классе мы составляли кластеры при обобщении частей речи. По составленному кластеру ребятам было легче рассказать все, что узнали о частях речи. На уроках окружающего мира составили кластер по теме «Внутренние органы человека». Эта тема сложная и ребятам всегда дается с трудом. Кластер помог учащимся лучше усвоить и запомнить материал этих уроков. При изучении тем «Природные зоны России», проводила модельные уроки «Зигзаг». На этих уроках класс был разделен на четыре группы. Каждая группа изучала свой материал и главное записывали в бортовые журналы. 1 группа – географы изучали географическое положение природной зоны, ее отличительные особенности) 2 группа – метеорологи (изучали погодные условия), 3 группа – биологи (изучали растения), 4 группа – зоологи ( изучали животных). Затем происходил обмен информацией и отчет каждой группы. В результате учащиеся самостоятельно изучили тему и смогли побывать в роли ученых и учителей. На таких уроках учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: работают в парах, в группе, принимают решения при обсуждении тем.

На уроках русского языка использовала прием «Корзина идей» на этапе изучения нового материала. Тема «Единственное и множественное число имён прилагательных»

- Ребята, давайте вспомним, все, что вы узнали о имени прилагательном. Можете обсудить в парах (учащиеся называют, учитель их высказывания складывает в «корзину идей» .

- А теперь выполните задания на карточках, которые лежат у вас на столах. (на карточках даны существительные, нужно подставить к ним подходящие по смыслу имена прилагательные).

- На какие группы можно разделить полученные словосочетания?

- По какому признаку вы их делили? (в единственном и во множественном числе)

- Какую еще идею можно положить в нашу корзину?

Сформулируйте тему урока. Какую цель поставим на этом уроке?.

На уроке технологии в четвертом классе мы изготавливали поздравительную открытку для мам. На этапе рефлексии ребята составили синквейн и вот, что у них получилось:

Мама

Ласковая, нежная, любимая.

Радуется, любит, ухаживает

Мама любит своих детей.

Забота.

Затем я стала строить целые уроки используя технологию развития критического мышления. Приведу пример урока литературного чтения во втором классе.

Тема: В. Осеева «Волшебное слово»

  1. Проверка домашнего задания.

Какое задание выполняли дома? (составить тонкие и толстые вопросы по прочитанному произведению и записать их в бортовые журналы)

II. Стадия вызова.

- Ребята, послушайте внимательно и доскажите словечко.

●Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ………. (здравствуй)

●Если просишь что - нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать ……………. (пожалуйста)

● Если словом или делом

Вам помог кто – либо.

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить …………. (спасибо)

●Порвал воробей паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну ………………… (извините)

- Как называются слова, которые вы досказали?

- Какие ещё вежливые слова вы знаете?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, чему учиться? Давайте заполним нашу « корзину идей» своими мыслями.

3. Стадия осмысления.

- Сейчас мы будем читать со стопами, возьмите карандаши и подчеркните непонятные для вас слова.

- Лексическое значение каких слов вы не поняли?

Текст читают хорошо читающие дети, все ребята следят и подчеркивают непонятные слова. Затем объясняется лексическое значение этих слов с помощью толкового словаря.

Во время остановки проходит работа по осмыслению текста и выборочное чтение.

Вопросы для осмысления текста

- Как выглядел мальчик, когда встретился со стариком?

- Какое у него было настроение?

Выборочное чтение.

Просмотрите еще раз текст в группах и выберите отрывок, как Павлик встретился со стариком. Как можно его прочитать? (чтение по ролям)

Зачитайте начало и конец отрывка. (кто согласен?)

- Найдите и прочитайте отрывки в которых говорится об отношениях Павлика с сестрой, с бабушкой, с братом.

- Давайте заполним кластер. Подберите слова, которыми можно охарактеризовать Павлика. Эти слова мы поместим в синие кружочки.

После прочтения второй части кластер полностью заполняется словами: каким стал Павлик после встречи со стариком.

Подводя итог урока, ребята без затруднения смогли сами ответить на вопрос: какова главная мысль рассказа? Затем им были даны карточки.

- Перед вами карточки с пословицами, но они перепутаны. Прочитайте их и соберите.

Вежливость ничего не стоит, добрый и ответ

На добрый привет и кошке приятно.

Доброе слово но много приносит.

Рефлексия.

На рефлексию я взяла прием «Шесть шляп».

- Давайте выразим свое отношение к прочитанному рассказу с помощью шести шляп:

Белая шляпа – факты

Желтая шляпа – позитивное

Черная шляпа – противоположное, негативное

Красная шляпа – эмоции

Зеленая шляпа – творческая

Синяя шляпа – вывод.

Ребята очень хорошо, а главное правильно выразили свое отношение к рассказу. Особенно запомнилась девочка с синей шляпой, которая, делая вывод сказала: «Жаль только, что Павлик не смог поблагодарить старика».

И отталкиваясь от этого вывода я задала ребятам интегрированное домашнее задание.

Домашнее задание.

1. Рассказ закончился тем, что Павлик не нашел в сквере старика. Представьте себе, что старик также сидел на лавочке. Придумайте рассказ, что сказал бы Павлик ему, что рассказал.

2. Стр. 92, задания 2 и 5.

На таких уроках развиваются и личностные, и коммуникативные и регулятивные, и познавательные универсальные учебные действия. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода  в обучении и воспитании школьников.  Эту технологию можно использовать на любом уроке, по всем программам.

Известно, что дети – исследователи по своей природе. Они любопытны. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача учителя – не погасить потребность ребенка в познании. Использование проектной технологии помогает решить эту непростую задачу.

УМК «Школа России» предлагает работу над проектами на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира. На уроке математики проекты «Узоры и орнаменты на посуде», учащиеся собирали фотографии с посудой, придумывали и рисовали посуду с орнаментом. Творческая группа оформила альбом, проект «Оригами» , лучшие работы выставлены на школьных стендах. Интересно прошла работа над проектами на уроках окружающего мира «Мой любимый поселок», «Профессии», Работа над проектом по литературному чтению «Библиотеки» вдохновила ребят и в классе была создана классная библиотека. Ребята принесли из дома книги, выбрали библиотекарей, завели формуляры на каждого ученика. На переменах и после уроков читают книги. В конце каждой недели подводят итог «Лучший читатель». Работа над проектами позволила использовать еще одну современную технологию – кейс технологию. У каждой группы своя папка – кейс по теме. Ребята собирают материал в эту папку, а затем работают с ним, отбирают самый важный материал по теме проекта. Таким образом они учатся находить информацию и работать с ней.

Я постаралась в своей статье поделиться опытом работы по формированию УУД, используя технологии РКМ и проектную технологию.


Подпись: С. Н. Сычева

05.05.2015 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД младших школьников

Автор: Сычева Светлана Николаевна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Выявление и формирование УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний». "
    ["seo_title"] => string(97) "vyiavlieniie-i-formirovaniie-uud-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-riealizatsii-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "236206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443982172"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Приёмы формирования УУД младших школьников на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(68) "priiomy_formirovaniia_uud_mladshikh_shkolnikov_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "592406"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1637681938"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Формирование УУД младших школьников при работе с текстом."
    ["seo_title"] => string(58) "formirovanie_uud_mladshikh_shkolnikov_pri_rabote_s_tekstom"
    ["file_id"] => string(6) "611823"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1660755872"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "«Песенный материал как средство формирования коммуникативных навыков (УУД) младших школьников на уроках английского языка» "
    ["seo_title"] => string(131) "piesiennyi-matierial-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-navykov-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "215031"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432551925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства