В данной статье учитель рассказывает как формирует универсальные учебные действия младших школьников, используя на своих уроках современные технологии. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация:в данной статье учитель рассказывает как формирует универсальные учебные действия младших школьников, используя на своих уроках современные технологии.
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников»
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системыуниверсальных учебных действий.
Именно начальная школа начинает формирование и развитие нового человека 21 века. А начинать всегда сложно. Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся УУД? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить? Какие новые приемы использовать на уроках? Необходимо искать новые пути, которые требуют больших временных затрат.
Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Как и другие качества ума, мышление нужно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может использование на уроках современных технологий Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления, которая как я думаю, помогает формировать УУД. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.
Впервые о технологии развития критического мышления я услышала на курсах. Меня заинтересовала данная технология. Сначала я использовала на разных этапах урока некоторые приемы этой технологии. При закреплении изученного материала на уроках русского языка и окружающего мира мы с ребятами составляли кластеры. Этот прием позволяет систематизировать изученный материал и лучше его запомнить. На уроках русского языка в четвертом классе мы составляли кластеры при обобщении частей речи. По составленному кластеру ребятам было легче рассказать все, что узнали о частях речи. На уроках окружающего мира составили кластер по теме «Внутренние органы человека». Эта тема сложная и ребятам всегда дается с трудом. Кластер помог учащимся лучше усвоить и запомнить материал этих уроков. При изучении тем «Природные зоны России», проводила модельные уроки «Зигзаг». На этих уроках класс был разделен на четыре группы. Каждая группа изучала свой материал и главное записывали в бортовые журналы. 1 группа – географы изучали географическое положение природной зоны, ее отличительные особенности) 2 группа – метеорологи (изучали погодные условия), 3 группа – биологи (изучали растения), 4 группа – зоологи ( изучали животных). Затем происходил обмен информацией и отчет каждой группы. В результате учащиеся самостоятельно изучили тему и смогли побывать в роли ученых и учителей. На таких уроках учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: работают в парах, в группе, принимают решения при обсуждении тем.
На уроках русского языка использовала прием «Корзина идей» на этапе изучения нового материала. Тема «Единственное и множественное число имён прилагательных»
- Ребята, давайте вспомним, все, что вы узнали о имени прилагательном. Можете обсудить в парах (учащиеся называют, учитель их высказывания складывает в «корзину идей» .
- А теперь выполните задания на карточках, которые лежат у вас на столах. (на карточках даны существительные, нужно подставить к ним подходящие по смыслу имена прилагательные).
- На какие группы можно разделить полученные словосочетания?
- По какому признаку вы их делили? (в единственном и во множественном числе)
- Какую еще идею можно положить в нашу корзину?
Сформулируйте тему урока. Какую цель поставим на этом уроке?.
На уроке технологии в четвертом классе мы изготавливали поздравительную открытку для мам. На этапе рефлексии ребята составили синквейн и вот, что у них получилось:
Мама
Ласковая, нежная, любимая.
Радуется, любит, ухаживает
Мама любит своих детей.
Забота.
Затем я стала строить целые уроки используя технологию развития критического мышления. Приведу пример урока литературного чтения во втором классе.
Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Проверка домашнего задания.
Какое задание выполняли дома? (составить тонкие и толстые вопросы по прочитанному произведению и записать их в бортовые журналы)
II. Стадия вызова.
- Ребята, послушайте внимательно и доскажите словечко.
●Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ………. (здравствуй)
●Если просишь что - нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать ……………. (пожалуйста)
● Если словом или делом
Вам помог кто – либо.
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить …………. (спасибо)
●Порвал воробей паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну ………………… (извините)
- Как называются слова, которые вы досказали?
- Какие ещё вежливые слова вы знаете?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, чему учиться? Давайте заполним нашу « корзину идей» своими мыслями.
3. Стадия осмысления.
- Сейчас мы будем читать со стопами, возьмите карандаши и подчеркните непонятные для вас слова.
- Лексическое значение каких слов вы не поняли?
Текст читают хорошо читающие дети, все ребята следят и подчеркивают непонятные слова. Затем объясняется лексическое значение этих слов с помощью толкового словаря.
Во время остановки проходит работа по осмыслению текста и выборочное чтение.
Вопросы для осмысления текста
- Как выглядел мальчик, когда встретился со стариком?
- Какое у него было настроение?
Выборочное чтение.
Просмотрите еще раз текст в группах и выберите отрывок, как Павлик встретился со стариком. Как можно его прочитать? (чтение по ролям)
Зачитайте начало и конец отрывка. (кто согласен?)
- Найдите и прочитайте отрывки в которых говорится об отношениях Павлика с сестрой, с бабушкой, с братом.
- Давайте заполним кластер. Подберите слова, которыми можно охарактеризовать Павлика. Эти слова мы поместим в синие кружочки.
После прочтения второй части кластер полностью заполняется словами: каким стал Павлик после встречи со стариком.
Подводя итог урока, ребята без затруднения смогли сами ответить на вопрос: какова главная мысль рассказа? Затем им были даны карточки.
- Перед вами карточки с пословицами, но они перепутаны. Прочитайте их и соберите.
Вежливость ничего не стоит, добрый и ответ
На добрый привет и кошке приятно.
Доброе слово но много приносит.
Рефлексия.
На рефлексию я взяла прием «Шесть шляп».
- Давайте выразим свое отношение к прочитанному рассказу с помощью шести шляп:
Белая шляпа – факты
Желтая шляпа – позитивное
Черная шляпа – противоположное, негативное
Красная шляпа – эмоции
Зеленая шляпа – творческая
Синяя шляпа – вывод.
Ребята очень хорошо, а главное правильно выразили свое отношение к рассказу. Особенно запомнилась девочка с синей шляпой, которая, делая вывод сказала: «Жаль только, что Павлик не смог поблагодарить старика».
И отталкиваясь от этого вывода я задала ребятам интегрированное домашнее задание.
Домашнее задание.
1. Рассказ закончился тем, что Павлик не нашел в сквере старика. Представьте себе, что старик также сидел на лавочке. Придумайте рассказ, что сказал бы Павлик ему, что рассказал.
2. Стр. 92, задания 2 и 5.
На таких уроках развиваются и личностные, и коммуникативные и регулятивные, и познавательные универсальные учебные действия. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Эту технологию можно использовать на любом уроке, по всем программам.
Известно, что дети – исследователи по своей природе. Они любопытны. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача учителя – не погасить потребность ребенка в познании. Использование проектной технологии помогает решить эту непростую задачу.
УМК «Школа России» предлагает работу над проектами на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира. На уроке математики проекты «Узоры и орнаменты на посуде», учащиеся собирали фотографии с посудой, придумывали и рисовали посуду с орнаментом. Творческая группа оформила альбом, проект «Оригами» , лучшие работы выставлены на школьных стендах. Интересно прошла работа над проектами на уроках окружающего мира «Мой любимый поселок», «Профессии», Работа над проектом по литературному чтению «Библиотеки» вдохновила ребят и в классе была создана классная библиотека. Ребята принесли из дома книги, выбрали библиотекарей, завели формуляры на каждого ученика. На переменах и после уроков читают книги. В конце каждой недели подводят итог «Лучший читатель». Работа над проектами позволила использовать еще одну современную технологию – кейс технологию. У каждой группы своя папка – кейс по теме. Ребята собирают материал в эту папку, а затем работают с ним, отбирают самый важный материал по теме проекта. Таким образом они учатся находить информацию и работать с ней.
Я постаралась в своей статье поделиться опытом работы по формированию УУД, используя технологии РКМ и проектную технологию.