kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование учебных универсальных действий младших школьников средствами интеграции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философский  словарь  дает  следующее  толкование  этого  понятия: интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

     В чём же заключается суть интеграции в обучение? Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых,   это   создание   у   школьников   целостного   представления   об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний  (здесь интеграция - средство обучения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебных универсальных действий младших школьников средствами интеграции »

Формирование учебных универсальных действий младших школьников средствами интеграции


«Все, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи»

Ян Амос Коменский


Философский словарь дает следующее толкование этого понятия: интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

В чём же заключается суть интеграции в обучение? Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации.

Анализ программ по развивающей системе Л. В. Занкова свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность использования процесса интеграции. Существует множество «перекрестных» тем при изучении каждого из предметов.

Одной из актуальных тем является формирование учебных универсальных действий младших школьников средствами интеграции, т.к. в стандартах нового поколения выделено данное направление. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины и показать как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию к обучению.

Практическая трудность состоит в том, что на учебном или воспитательном занятии необходимо вызвать движение мыслей у каждого ученика. Эта трудность преодолима на основе использования предлагаемых мною технологий. Технология интегрированного и развивающего метода обеспечивает протекание умственных процессов.

Моя технология разбита на блоки. За основу взяла систему Л.В. Занкова.

1блок: 1-2 класс - Занятия по краеведению и экологии. (Разработала дневники наблюдений, в которых ребята ведут записи по наблюдениям и с помощью родителей выходят на проектную деятельность. Ребята моего класса, участвуя в районных соревнованиях, владея информацией по данному направлению смогли рассказать о нашем городе, после чего были опубликованы в Новосибирской газете).

2блок: 3-4 класс- работала в направлении по курсу « Увлекательный мир геометрии» В данном курсе разработан комплекс упражнений, способствующий развитию творческого мышления. ( Ребята самостоятельно составляли сборники мини-книг, в которых отражали окружающий мир с геометрией)

В конце 4 класса проводится независимая математическая работа «Центр мониторинга», результаты которой определяют сформированность УУД.

3 блок: внеучебная и внеурочная деятельность - это посещение театров, музеев, познавательных экскурсий по городу, выставок, проведение различных мероприятий.

Применяя данную технологию, дети показывают высокие результаты на разных уровнях.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
















Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции.

Пластообразная - наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникатизных и т.п.), содержание которых прон;оано одной ценностью или объектом познания.

Спиралевидная - содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются. Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к
частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного
класса, в целом.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро - зло), познании целого через часть, множества через единичность.

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями
между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности;
побуждает детей к рефлексии, самооценке.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида
деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие:
познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Эта форма чаще
всего реализуется в начальной школе.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма самая сложная форма организации интегрированного занятия: дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.

Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне уроков, - транспредметная интеграция.

Огромную помощь в этом оказывают учителя-предметники.


Результат интегрированного обучения:

  • в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

  • в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки,
    живописи, лепки, литературы и т.д.;

  • в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

  • во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой
    могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.


Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Заявленная тема является актуальной и помогает детям соединить получаемые знания в единое целое.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Москалева Анжела Александровна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная деятельность младших школьников"
    ["seo_title"] => string(45) "proektnaia_deiatelnost_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "582863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623128758"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "proektnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_formirovaniia_poznavatelnykh_universalnykh_u"
    ["file_id"] => string(6) "606086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1651518198"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства