Формирование учебных универсальных действий младших школьников средствами интеграции
Формирование учебных универсальных действий младших школьников средствами интеграции
Философский словарь дает следующее толкование этого понятия: интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
В чём же заключается суть интеграции в обучение? Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:
во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование учебных универсальных действий младших школьников средствами интеграции »
Формирование учебных универсальных действий младших школьников средствами интеграции
«Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи»
Ян Амос Коменский
Философский словарь дает следующее толкование этого понятия: интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
В чём же заключается суть интеграции в обучение? Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:
во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.
Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации.
Анализ программ по развивающей системе Л. В. Занкова свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность использования процесса интеграции. Существует множество «перекрестных» тем при изучении каждого из предметов.
Одной из актуальных тем является формирование учебных универсальных действий младших школьников средствами интеграции, т.к. в стандартах нового поколения выделено данное направление. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины и показать как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию к обучению.
Практическая трудность состоит в том, что на учебном или воспитательном занятии необходимо вызвать движение мыслей у каждого ученика. Эта трудность преодолима на основе использования предлагаемых мною технологий. Технология интегрированного и развивающего метода обеспечивает протекание умственных процессов.
Моя технология разбита на блоки. За основу взяла систему Л.В. Занкова.
1блок: 1-2 класс- Занятия по краеведению и экологии. (Разработала дневники наблюдений, в которых ребята ведут записи по наблюдениям и с помощью родителей выходят на проектную деятельность. Ребята моего класса, участвуя в районных соревнованиях, владея информацией по данному направлению смогли рассказать о нашем городе, после чего были опубликованы в Новосибирской газете).
2блок: 3-4 класс- работала в направлении по курсу « Увлекательный мир геометрии» В данном курсе разработан комплекс упражнений, способствующий развитию творческого мышления. ( Ребята самостоятельно составляли сборники мини-книг, в которых отражали окружающий мир с геометрией)
В конце 4 класса проводится независимая математическая работа «Центр мониторинга», результаты которой определяют сформированность УУД.
3 блок: внеучебная и внеурочная деятельность - это посещение театров, музеев, познавательных экскурсий по городу, выставок, проведение различных мероприятий.
Применяя данную технологию, дети показывают высокие результаты на разных уровнях.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и наразных уровнях:
Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции.
Пластообразная - наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникатизных и т.п.), содержание которых прон;оано одной ценностью или объектом познания.
Спиралевидная - содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются. Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса, в целом.
Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро - зло), познании целого через часть, множества через единичность.
Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке.
Взаимопроникающаяформа строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.
Индивидуально-дифференцированная(творческая) форма самая сложная форма организации интегрированного занятия: дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.
Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединениев единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне уроков, - транспредметная интеграция.
Огромную помощь в этом оказывают учителя-предметники.
Результат интегрированного обучения:
в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Заявленная тема является актуальной и помогает детям соединить получаемые знания в единое целое.