Формирование у детей чувства любви и бережного отношения к природе родного края
Формирование у детей чувства любви и бережного отношения к природе родного края
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование у детей чувства любви и бережного отношения к природе родного края »
«Формирование у детей чувства любви и бережного отношения к природе родного края»
Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
«Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою».
М. Романова
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. «А что я такого сделал?» – отвечают они на мой вопрос: «Зачем?». «Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет». Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Экологическое образование младших школьников – необходимое и важное звено в естественно - научном просвещении. Ведущее место в формировании экологической культуры младших школьников принадлежит учебному курсу «Познание мира» и «Самопознание».
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Исходным здесь является понятие экологическая культура (Конюшко В.С., Павлюченко С.Е.)
Экологическая культура – это нравственное качество личности, которое включает в себя:
Систему экологических знаний и умений как основу экологической грамотности;
Экологическое мышление как способность устанавливать причинно – следственные связи;
Готовность к деятельности, практическим действиям, согласующимся с требованием бережно относиться к природе.
Экологическая культура, по мнению Л.Д. Бобылевой, включает следующие основные компоненты:
интерес к природе;
знания о природе и ее охране;
эстетические и нравственные чувства к природе;
позитивная деятельность в природе;
мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются:
- семья;
- школа;
- внешкольные воспитательные учреждения;
- средства массовой информации;
- самообразование.
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая процесс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеклассную работу.
В последнее время педагогическая наука значительно продвинулась в реализации решения проблем современного экологического воспитания. Методы и формы достаточно полно разработаны в теории и практике современной школы.
Формирование экологической культуры личности является приоритетным направлением и в нашей школе, потому что экологически грамотная личность – проблема, выдвинутая условиями нашей жизни.
В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы:
познавательное направление работы, включающее цикл познавательных мероприятий (использую следующие формы: дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы, ставящее целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
Практическое направление работы, включающее изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц), что способствует привитию бережного отношения к природе.
Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты), способствующее развитию мышления, анализу полученных результатов.
Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка. На занятиях кружка я использую следующие формы работы:
- наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);
- экскурсии в природу;
- беседы, доклады, сообщения;
- выпуски стенгазет,
- экологические игры;
- праздники;
- исследовательские проекты.
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. (4)
Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.
В газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, мероприятия по охране природы, жизнь родного края. Газета может быть посвящена какой-то юбилейной дате, например, юбилеям путешественников, натуралистов, специальные выпуски, посвященные экскурсиям, походам, тематическим вечерам. (5)
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.
Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.
Формы сохранения результатов учебной деятельности и практических работ учащихся
Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются:
презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;
в форме номеров газет, выполненных ребятами;
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
Критерии и способы изучения эффективности экологического воспитания
Критерии
Показатели
Методы изучения
Отечество
Развитие у младшего школьника чувства гражданственности и патриотизма; Родина для него не абстрактное понятие, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится, о которой он заботится на своем уровне. Он уже начинает чувствовать свою ответственность за судьбу страны
Анкетирование
Наблюдение
Диагностика
Метод «Недописанный тезис»
Метод недописанного рассказа
Земля (любовь к природе, бережное отношение к ней)
Развитие у младшего школьника начальной стадии экосознания. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не желая получить похвалу от взрослого, а из потребности пока интуитивно ощущать гармонию мира, в котором живет).
Анкетирование
Наблюдение
Диагностика
Участие в конкретных делах
Эксперимент
Метод «Недописанный тезис»
Метод «Акт добровольцев»
Метод фантастического выбора
Формирующий эксперимент
Экологическая нравственность
Младший школьник начинает рассматривать себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение свободы очень важно для него. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Он пытается найти смысл собственной жизни, которую хочет прожить «по совести», в гармонии с самим собой и с окружающей природой, так как готов ощутить себя ее частью. Хорошо осознает принцип: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Проявляет чувство патриотизма, любит родной край, интересуется историей своей страны и города, уважает традиции родного края. Участвует в общественных делах, понимает значимость своего труда для развития края и города. Принимает активное участие в сохранении и защите природы своего края
Любит родной край; периодически участвует в природоохранной деятельности.
Чувство патриотизма проявляет слабо. К делам коллектива равнодушен, в общественной жизни участия не принимает. Проявляет негативное отношение к традициям, истории родного края, равнодушен к его природе.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:
повышение уровня информированности;
повышение интереса к природе родного края;
потребность выразить свой интерес в творческих работах;
соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Тема по самопознанию:
«Формирование у детей чувства любви и бережного отношения к природе родного края»
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}