Формирование навыков учебного труда в школе для слабослышащих детей.
Формирование навыков учебного труда в школе для слабослышащих детей.
Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка.
Цель трудового обучения – воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.
Эта цель имеет следующие задачи:
- развитие умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое экологическое воспитание;
- формирование склонностей и интересов;
- формирование практических навыков обращения с простейшими орудиями труда (иголка, нитка).
- формирование навыков самообслуживания.
На занятиях по бытовому труду слабослышащие школьники получают знания о различных материалах (пластилин, глина, тонкая и плотная бумага, картон, проволока, вата, ткань, природные материалы и т.д. и т.п.) и их свойствах; учатся правильно пользоваться инструментами и приспособлениями (линейкой, прямоугольным треугольником, ножницами, кистью, циркулем, иглой, сантиметровой лентой, наперстком; овладевают рабочими приемами обработки различных материалов; знакомятся с основами организации культуры труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков учебного труда в школе для слабослышащих детей. »
«Формирование навыков учебного труда у детей с недостатками слуха»
Трудовое обучение является одним из наиболее любимых занятий учащихся начальной школы. На этих уроках они проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.
Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка.
Цель трудового обучения – воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.
Эта цель имеет следующие задачи:
- развитие умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое экологическое воспитание;
- формирование склонностей и интересов;
- формирование практических навыков обращения с простейшими орудиями труда (иголка, нитка).
- формирование навыков самообслуживания.
На занятиях по бытовому труду слабослышащие школьники получают знания о различных материалах (пластилин, глина, тонкая и плотная бумага, картон, проволока, вата, ткань, природные материалы и т.д. и т.п.) и их свойствах; учатся правильно пользоваться инструментами и приспособлениями (линейкой, прямоугольным треугольником, ножницами, кистью, циркулем, иглой, сантиметровой лентой, наперстком; овладевают рабочими приемами обработки различных материалов; знакомятся с основами организации культуры труда.
Характер трудовых умений и навыков, связанных с практическим изготовлением изделий, определяется тем конкретным видом деятельности, которым занимаются учащиеся на уроке.
Поскольку возможности речевого воздействия на слабослышащего ребёнка даже при обучении его речи остаются ограниченными, особую роль в его развитии играют показ практических действий взрослым, совместная практическая деятельность ребёнка и взрослого и, наконец, самостоятельные практические действия ребёнка.
Главное внимание должно быть уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1.Трудовое обучение и подготовка к посильным видам производительного труда.
В программе трудового обучения даётся краткая характеристика содержания обучения. Каждый период обучения (учебная четверть) содержит перечень умений, над формированием которых предстоит работать, виды деятельности и изделия по каждому из них, примерное количество часов. Важной частью программы являются перечень понятий и представлений, типы фраз, которыми овладевают школьники.
В программу трудового обучения включены виды деятельности, интересные для детей соответствующего возраста, и наименование изделий. Это - лепка из пластилина, аппликационные работы, моделирование и конструирование из бумаги, конструктора, работа с разными материалами, в том числе и природными, работа с мозаикой, тканью.
По каждой учебной четверти программа определяет круг умений и навыков, которыми овладевают дети. Это умения, касающиеся речевойдеятельности (работа с поручениями, описания, оценивание результатов своего труда и одноклассников); трудовые умения (отбор материалов, планирование деятельности, организационные умения, содержание в порядке своего рабочего места); умственные действия (сравнение, обобщение, выделение главного и второстепенного).
Программа предусматривает постепенное усложнение требований к формируемым умениям, а также перенос в новые условия усвоенных навыков и умений. Виды деятельности на уроках труда и поделки также усложняются от класса к классу.
Занятия различными видами деятельности знакомят школьников со свойствами применяемых материалов, приёмами их обработки, позволяют детям сравнивать материалы между собой, выбирать из них наиболее подходящие для изготовления того или иного объекта. Знания и умения используются на уроках с разными видами труда. Например, навык работы с бумагой помогает в работе с тканью.
В общей системе трудового обучения больше времени отводится на работу с бумагой и картоном. С этими материалами дети постоянно встречаются в быту. Их обработка доступна, а приёмы работы с клеем и ножницами легко усваиваются детьми 7-10 лет.
Все знания, приобретаемые детьми на уроках, фиксируются в соответствующих словах. Применяются все элементы работы по развитию речи: словарная работа, опросы учащихся, беседы, словесный анализ средств наглядности, устанавливается взаимосвязь между речевой и трудовой деятельностью учащихся.
2. Обучение обслуживающему труду.
Воспитание трудолюбия, привычки трудиться- длительный процесс, и поэтому не всегда можно рассчитывать на быстрый успех. Во-первых, потому что любовь к труду воспитывается в повседневном труде; во-вторых, потому что всякий труд связан с преодолением неумения, усталости, напряжения, с приложением определённого усилия.
Часто в школу приходят дети, которые в семьях были на особом положении и пользовались заботой со стороны взрослых. Всё делали за них родители или бабушки. А в детском коллективе всё надо делать самим. Поэтому немаловажную роль в трудовом воспитании имеют постоянные обязанности детей по самообслуживанию.
День слабослышащего ребёнка в школе насыщен разнообразными видами труда. С 1-го класса детям говорится, что учёба - их главный труд. Но, кроме учебного, есть и другой труд – бытовой: дежурство в классе, в столовой, в спальне, уход за цветами. И наши младшеклассники с удовольствием принимают участие во всех этих работах.
Ребята следят за своей внешностью, аккуратно складывают одежду и обувь в раздевалке, убирают постель, учатся выполнять общественные поручения. Так вырабатываются первые трудовые умения и навыки.
Самое главное в воспитании трудолюбия – это правильно организованный труд самих ребят. Чтобы дети учились труду, а не просто трудились, надо, чтобы они видели пользу трудовой деятельности.
Ребята делают открытки родителям и учителям. На новогоднюю ёлку в классе вешаем, кроме обычных, самодельные игрушки. Проводим выставки поделок. Ученики понимают, что вещь, сделанная ими, будет нужна, её можно подарить или использовать в работе.
Овладевая простыми, ежедневно повторяющими видами бытового труда, ребёнок учится уважать свой труд и труд других, узнаёт цену заботы о себе и сам проявляет желание и способность заботиться о других.
Постоянная помощь, поручения, контроль, похвала со стороны учителя дают свои положительные результаты. Большое значение имеет личный пример педагога. Особенно это важно в то время, когда дети ещё не овладели необходимыми навыками и не научились выполнять различные виды работ по самообслуживанию. Необходимо свои требования подкреплять личным примером и разъяснениями. Это поможет выработать у детей навыки организованности, слаженности в работе и уважение к труду.
Именно с самообслуживания начинается трудовое воспитание, воспитание необходимых черт характера.
3. Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации глухих и слабослышащих детей.
Трудовая и бытовая адаптация учеников невозможна без достаточно развитой коммуникативной функции речи.
Все знания, приобретаемые детьми на уроках труда, фиксируются в соответствующих словах. Применяются все элементы работы по развитию речи: словарная работа, опросы учащихся, беседы, словесный анализ средств наглядности, устанавливается взаимосвязь между речевой и трудовой деятельностью учащихся.
Необходимо, чтобы ученики овладели умением высказывать просьбы и желания, научились обращаться к товарищам по заданию взрослого и по собственному побуждению, могли задавать вопросы и отвечать на них.
4. Социально – бытовая ориентировка с последующим включением в окружающую жизнь.
Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе коррекционно-воспитательной работы со слабослышащими детьми. Для них труд является одним из основных способов адаптации к жизни.
Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного воспитания этих детей. В ходе трудовой подготовки у них формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и т. д.
В этот период обучения большое значение приобретают формирование у воспитанников социально – бытовых знаний и умений, необходимых для приспособления к окружающей жизни.
Как бы ни сложилась дальнейшая жизнь выпускников нашей школы, трудовые навыки им потребуются в любой сфере деятельности.