Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности (методический проект учителя)
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности (методический проект учителя)
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию.
Цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу личностных УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности (методический проект учителя) »
Утверждаю______________
О.П.Бурдакова, директор МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
Приказ № _____ от ___ г.
Согласовано на заседании научно-методического совета МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
Протокол № от г.
Секретарь___________( )
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
(методический проект учителя)
1.Автор/исполнитель: Шваева И.В. учитель начальных классов МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
2.Сроки реализации: 01.10.2011г.-30. 05.2012 г.
3.Концепция
Актуальность
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию.
Цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу личностных УУД.
Педагогическая практика показывает, что, с одной стороны, в соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание образования» направлены на достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а с другой стороны - нередко встречаются явления школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей.
С одной стороны, возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности, а с другой стороны наблюдается низкий уровень коммуникативной компетентности. Это находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью.
В этом и заключается основное противоречие, из которого вытекает проблема, которая заключается в поиске и отборе средств и методов обучения, адекватных современным условиям, способствующих целенаправленному управляемому формированию системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, сотрудничать, работать в группе, быть толерантным к различным мнениям.
Базовой целью является обеспечение системногоподхода к формированию действий самоопределения, смыслообразования, нравственно этического значения, и, следовательно, формирование личностных УУД.
4.Задачи и методы их решения:
4.1.Профессиональное саморазвитие.
4.1.1 Изучение методических материалов по проблеме.
4.1.2 Обобщение опыта коллег.
4.1.3 Посещение курсов в ЛОИРО « Реализация ФГОС 11 поколения в УМК «Начальная школа ХХ1 века».
4.2.Изучение особенностей класса.
4.2.1. Взаимодействие со службами сопровождения.
4.2.2.Диагностика сформированности психических процессов, уровня мотивации.
4.3.Использование средств и методов обучения, способствующих формированию системы личностных универсальных учебных действий.
4.3.1.Использование в педагогической деятельности разнообразных образовательных технологий: технологию проблемного диалога, проектную деятельность, ИКТ технологии, технологии ситуативного обучения, технологии продуктивного чтения как средства общего развития личности, технологию уровневой дефференциации.
4.3.2 Развитие учебной мотивации.
4.4.Организация внеурочной деятельности учащихся с учетом их индивидуальности.
4.4.1.Участие детей в школьных и классных проектах.
4.5.3.Портфолио как форма оценки личностных достижений.
5.План реализации
Год, месяц
№
Действия
2011-2012
Октябрь
1.
Изучение методических материалов.
2.
Составление плана работы на год.
3.
Индивидуальная, коррекционная работа с разноуровневыми группами учащихся. Подготовка учащихся к играм: «Русский медвежонок»; «Эму».
Ноябрь
1.
Выявление в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определение условия формирования УУД в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях
2.
Участие в проекте «День рождения школы».
3.
Диагностика. Консультации педагога-психолога.
4.
Индивидуальная, коррекционная работа с разноуровневыми группами учащихся. Участие в международных играх. Ведение «Карт успешности по предметам». Предметная неделя по русскому языку.
5.
Родительский лекторий «Режим дня второклассника», значение правильной организации времени для успешности ребенка.
Декабрь
1.
Подготовка и участие в игре «Кенгуру». Предметная неделя по чтению.
2.
Диагностика (промежуточная).
3.
Участие в проекте «С Новым годом!»
4.
Занятия с педагогом-психологом.
5.
Консультации родителей.
Январь
1.
Работа с родителями. Организация выставки «Мамины руки не знают скуки».
2.
Индивидуальная, коррекционная работа с разными группами учащихся. Ведение «Карт успешности» по предметам. Предметная неделя по математике. «Золотое руно».
6.2.2.Сформирована адекватная мотивация учебной деятельности.
6.2.3.Результативность и качество учебной деятельности.
7.1 Отчет о реализации проекта
7.1.1.Задача 1 Профессиональное саморазвитие.
7.1.1.1.Приобретена и изучена методическая литература по теме.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч.-5 – е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения).
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223 с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под. Ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под. Ред. А.Г. Асмолова.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-152 с.- (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /под. Ред. А.Г. Асмолова.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-159 с.- (Стандарты второго поколения).
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /под. Ред. А.Б. Воронцова.-М.: Просвещение, 2011.-176 с.- (Стандарты второго поколения)
Планируемые результаты начального общего образования /под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-120 с.-(Стандарты второго поколения).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3 ч. /под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-215 с.-(Стандарты второго поколения).
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс /под. Ред. О.Б. Логиновой.-М.: Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения).
7.1.1.2.Посещены курсы в ЛОИРО « Реализация ФГОС второго поколения в УМК «Начальная школа ХХ1 века».
7.1.1.3.Посещены курсы на базе городского МО по изучению стандартов второго покления.
7.1.1.4.Обобщается опыт коллег./И в данное время/
7.1.1.5.Участие в работе МО учителей начальных классов по изучению материалов по проблеме согласно плану работы.
7.1.1.6.Выступление на педсовете по теме: «Система оценивания достижений планируемых результатов»
7.1.1.7.Изучение методических материалов с использованием интернет-ресурсов
WWW.STANDART.EDU.RU
standarti-2-pokoleniya
schoolguide.ru›Методическая литература
uchportal.ru
presentaci.ru›
http://www.youtube.com/
Стандарты 2-го поколения. УМК «Начальная школа
7.1.1.8.Рассмотрен УМК«Начальная школа ХХ1 века» с точки зрения выявления в содержании предметных линий универсальных учебных действий и определения условия формирования УУД в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, трудовое обучение-2 класс).
7.2.Задача 2 Изучение особенностей класса.
7.2.1.Осуществлено взаимодействие со службами сопровождения: с социальным педагогом, педагогом –психологом. ( в теч. Года)
7.2.2.Проведены консультации классного руководителя, родителей педагогом-психологом. ( в теч. Года)
7.2.3.Проведены занятия « Культура общения» в рамках проекта « Все цвета, кроме черного». (7 занятий)
7.2.4.Созданы альбомы на занятиях с психологом (18 человек-81,8%).
7.2.5.Проведены занятия ПИВ (4 чел.—18,2%).
7.2.6.Диагностика сформированности психических процессов, уровня мотивации.
Проведены диагностики:
Диагностика познавательной сферы. ( 24 чел.-100% опрошенных. Низкий уровень-7 чел. -37,5%; средний уровень-16 чел.-58,3%, высокий уровень-1 чел.-4,2 %
Умеешь ли ты дружить? Социометрия. Классный час с элементами творческого мастерства. Интеллектуальная викторина. Классный час с элементами тренинговых упражнений.
7.3. Задача 3. Использование средств и методов обучения, способствующих формированию системы личностных универсальных учебных действий.
7.3. 1.Проведение классных часов (4):
Твое настроение. Золотые правила дружбы. День открытого общения. Конкурс литературных произведений в рамках проекта « Все цвета, кроме черного».
7.3. 2.Осуществлено участие в международной игре «Конкурс творческих команд» Набрано 4915 баллов, 85 место (всего 737 команд). Результат- Сертификаты участников.
7.3.3. Проведена индивидуальная, коррекционная работа с разноуровневыми группами учащихся. Созданы условия для развития учащихся. Результат-100%-ная успеваемость.
7.3.5.Участие детей в международных играх. Занятие призовых мест по школе.
7.3.6.Проведение предметных недель по предметам: русский язык, чтение, математика, окружающий мир. Выпущены стенгазеты в рамках предметных недель, проведены олимпиады по предметам на классном и школьном уровне. Заняты первые командные места в олимпиаде по чтению, русскому языку, математике, второе командное место по окружающему миру.
7.3.7.Ведение «Карт успешности по предметам».-100%
7.3.8.Педагогическое сопровождение с помощью портфолио. Результат- портфолио у 20 чел.-90,1 %
7.4. Задача 4. Организация внеурочной деятельности учащихся с учетом их индивидуальности.
7.4.1. Созданы условия для участия детей в школьных и классных проектах, в международной игре «Конкурс творческих команд» (Сертификаты участников)
7.4.2.Проведены классные часы:
Выявление предпочтений занятий в школе и дома.
Отслеживание занятости учащихся в системе ДО
Организованы выставки работ учащихся.
7.4.3.Проведение родительских лекториев согласно плану , индивидуальных консультаций (24 семьи-100%).
7.4.4.Проведение выставки «Мамины руки не знают скуки» с последующим размещением экспозиции в краеведческом музее им. Графтио г. Волхова и награждением участников грамотами музея. Посещение музея учащимися совместно с родителями.
7.4.5.Привлечение родительского актива к учебно-воспитательному процессу (победа в номинации «Родительская поддержка»)
7.4.6.Привлечение родителей класса (100%) к участию в международной игре «Конкурс творческих команд»
7.5.Задача 5. Мониторинг формирования личностных УУД.
7.5.1. Проведение развивающих заданий и игр, расширяющих представления второклассников о своих особенностях, обучающих контролировать и оценивать привычки, поведение, настроение -8 занятий
7.5.2.Ведение «Карт успешности», -100%
7.5.3.Портфолио как форма оценки личностных достижений.
7.5.4.Выявление уровня мотивации учащихся.
8.1.Непосредственные результаты:
8.1.1.Повысился уровень профессионализма учителя на основе самообразования. 8.1.2.Осуществлён обмен опытом работы на методическом объединении, на педагогических советах школы.