Согласно Конвенции о правах ребенка образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей в самом полном объеме. В «Концепции модернизации российского образования» говорится: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной к адаптации и максимальной самореализации в обществе. Становление целостной личности ребенка невозможно без ее языковой составляющей. Язык – средство познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью. Поэтому, овладение правильной речью – необходимое условие формирования социально активной личности.
В течение многих лет анализируя учебники и методики обучения в начальных классах, я заметила, что, к сожалению, приоритетным в обучении русскому языку пока является усвоение некоего свода правил и норм, причем часто он остается пассивным балластом. Все это не способствует ни формированию устойчивого интереса к предмету, ни становлению языковой личности, способной правильно воспринимать, понимать и передавать необходимую информацию, эффективно решать постоянно возникающие перед ней разного рода коммуникативные задачи. Ключевая задача обучения должна решаться в аспекте языковой компетентности личности ребенка, что предполагает изучение закономерностей функционирования языковых единиц в речи в целях общения.
Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Этим был обусловлен выбор темы «Основные аспекты формирования речевой деятельности младших школьников» и составлена система упражнений для решения этой проблемы.