kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование культуры общения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Коммуникативные УУД – это:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли …

        Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры общения младших школьников »

Анализ широкого спектра социальных и духовных проблем современного российского общества приводит к выводу о необходимости совершенствования сферы человеческих отношений. Эта задача ставится практически всеми гуманитарными науками. Специфика психолого-педагогического подхода к её решению на современном этапе заключается в пересмотре взглядов и смещении акцентов на оптимизацию общения, повышение его результативности и психологической безопасности. В связи с этим проблема формирования культуры общения становится особенно актуальной и для педагогики.

Различные аспекты культуры общения и процесса ее формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, М.С. Каган, О.Е. Савельева, Э.В. Соколов и др.), психологии (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Бобнева, А.А. Бодалев,

A.А. Брудный, JI.C. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов и др.), в экономических теориях управления ( Р. Агарвала-Роджерс, М. Бенни,

B.Н. Лавриненко, А.Ю. Панасюк, Э. Роджерс, и др.).

В том или ином аспекте проблематику общения и формирования его культуры затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги -классики (П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. ) В 70 - 80-е годы интерес к детальному изучению культуры личности в целом и культуры общения в частности резко возрос. В этот период разрабатываются как общие проблемы, связанные с педагогическим и межличностным общением в учебно-воспитательном процессе, так и проблемы формирования культуры общения педагогов (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.) и школьников разного возраста (Б.В. Бушелева, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик и др.), правда при этом термин "культура общения" употребляется довольно редко, чаще упоминаются "культура поведения", "нравственная культура", "культура взаимоотношений" и др.

На современном этапе направления научных исследований по данной теме характеризуются следующими особенностями. Во-первых, произошедшая смена идеологических установок с коллективизма на индивидуализм породила перестройку системы образования и воспитания, поиск новых основ построения моделей воспитания, поэтому некоторые выводы и аргументация базовых теорий общения в педагогике и психологии потребовали переосмысления. Не случайно вопросам управления общением и его оптимизации отводится важное место во многих новых или переизданных учебных пособиях по психологии, общей и социальной педагогике (73; 127; 149; 153; 157 и др.). Во-вторых, развитие национального самосознания привело к росту интереса к межкультурному взаимодействию. В педагогической науке выделяется новая отрасль - этнопедагогика. В рамках этого направления изучаются особенности формирования культуры общения на основе национальных традиций малых народов. В 90-е годы были защищены диссертации, опубликованы статьи и монографии по данной проблеме (37; 75; 169; 239), теоретической базой которых явились работы выдающегося педагога-этнолога Г.Н.Волкова.

В последние годы внимание педагогов и психологов было обращено на особенности общения младших школьников (ранее анализу подвергалось в основном общение старших и младших подростков). Оптимизации общения детей данного возраста посвящены исследования Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, JI.P. Мунировой, Р.В. Овчаровой, Г.А. Цукерман. В тесной связи с этим изучается педагогическая деятельность учителей начальных классов по формированию культуры общения младших школьников и анализируется культура общения самих педагогов (И.С. Батракова, B.C. Грехнев, Г.А. Дружинина, А.Г. Казакова, Т.Н. Левашова, И.И. Рыданова и др.).

В 90-е годы стала доступной разнообразная информация об исследованиях зарубежных психологов, социологов, специалистов в сфере экономического менеджмента, которые давно и основательно изучали проблемы, связанные с общением, его организацией и оптимизацией. Следствием этого явилось бездумное перенесение технологий манипулирования большими группами в сферу общения малых. В противовес этому появляются серьезные педагогические исследования по формированию культуры общения, в которых особое место отводится анализу внутренней установки личности (педагога, ребенка) на отношение к партнеру как к субъекту совместной деятельности и общения. (Ш.А. Амонашвили, О.В. Казарцева, И.И. Рыданова и др.). Следует отметить, что поскольку манипулятивные технологии заимствованы в основном из социальной психологии и теории менеджмента, некоторые исследователи ошибочно относят деловое общение к антигуманным формам общения (181).

В итоге теоретического анализа видно, что формирование культуры общения - достаточно широкая психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе, где серьезное внимание уделяется практическому развитию речи школьников, формированию речевого этикета, культуры 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование культуры общения младших школьников

Автор: Шарова Елена Владимировна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формирование культуры речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(51) "formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "113310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409847567"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Формирование культуры речевого общения у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(65) "formirovanie_kultury_rechevogo_obshcheniia_u_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "651993"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1717404255"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование толерантности у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-tolierantnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176003"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад на тему: " Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-tiemu-mietody-i-sriedstva-vospitaniia-kul-tury-poviedieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "244909"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446029664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства