Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Коммуникативные УУД – это:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли …
Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры общения младших школьников »
Анализ широкого спектра социальных и духовных проблем современного российского общества приводит к выводу о необходимости совершенствования сферы человеческих отношений. Эта задача ставится практически всеми гуманитарными науками. Специфика психолого-педагогического подхода к её решению на современном этапе заключается в пересмотре взглядов и смещении акцентов на оптимизацию общения, повышение его результативности и психологической безопасности. В связи с этим проблема формирования культуры общения становится особенно актуальной и для педагогики.
Различные аспекты культуры общения и процесса ее формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, М.С. Каган, О.Е. Савельева, Э.В. Соколов и др.), психологии (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Бобнева, А.А. Бодалев,
A.А. Брудный, JI.C. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов и др.), в экономических теориях управления ( Р. Агарвала-Роджерс, М. Бенни,
B.Н. Лавриненко, А.Ю. Панасюк, Э. Роджерс, и др.).
В том или ином аспекте проблематику общения и формирования его культуры затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги -классики (П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. ) В 70 - 80-е годы интерес к детальному изучению культуры личности в целом и культуры общения в частности резко возрос. В этот период разрабатываются как общие проблемы, связанные с педагогическим и межличностным общением в учебно-воспитательном процессе, так и проблемы формирования культуры общения педагогов (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.) и школьников разного возраста (Б.В. Бушелева, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик и др.), правда при этом термин "культура общения" употребляется довольно редко, чаще упоминаются "культура поведения", "нравственная культура", "культура взаимоотношений" и др.
На современном этапе направления научных исследований по данной теме характеризуются следующими особенностями. Во-первых, произошедшая смена идеологических установок с коллективизма на индивидуализм породила перестройку системы образования и воспитания, поиск новых основ построения моделей воспитания, поэтому некоторые выводы и аргументация базовых теорий общения в педагогике и психологии потребовали переосмысления. Не случайно вопросам управления общением и его оптимизации отводится важное место во многих новых или переизданных учебных пособиях по психологии, общей и социальной педагогике (73; 127; 149; 153; 157 и др.). Во-вторых, развитие национального самосознания привело к росту интереса к межкультурному взаимодействию. В педагогической науке выделяется новая отрасль - этнопедагогика. В рамках этого направления изучаются особенности формирования культуры общения на основе национальных традиций малых народов. В 90-е годы были защищены диссертации, опубликованы статьи и монографии по данной проблеме (37; 75; 169; 239), теоретической базой которых явились работы выдающегося педагога-этнолога Г.Н.Волкова.
В последние годы внимание педагогов и психологов было обращено на особенности общения младших школьников (ранее анализу подвергалось в основном общение старших и младших подростков). Оптимизации общения детей данного возраста посвящены исследования Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, JI.P. Мунировой, Р.В. Овчаровой, Г.А. Цукерман. В тесной связи с этим изучается педагогическая деятельность учителей начальных классов по формированию культуры общения младших школьников и анализируется культура общения самих педагогов (И.С. Батракова, B.C. Грехнев, Г.А. Дружинина, А.Г. Казакова, Т.Н. Левашова, И.И. Рыданова и др.).
В 90-е годы стала доступной разнообразная информация об исследованиях зарубежных психологов, социологов, специалистов в сфере экономического менеджмента, которые давно и основательно изучали проблемы, связанные с общением, его организацией и оптимизацией. Следствием этого явилось бездумное перенесение технологий манипулирования большими группами в сферу общения малых. В противовес этому появляются серьезные педагогические исследования по формированию культуры общения, в которых особое место отводится анализу внутренней установки личности (педагога, ребенка) на отношение к партнеру как к субъекту совместной деятельности и общения. (Ш.А. Амонашвили, О.В. Казарцева, И.И. Рыданова и др.). Следует отметить, что поскольку манипулятивные технологии заимствованы в основном из социальной психологии и теории менеджмента, некоторые исследователи ошибочно относят деловое общение к антигуманным формам общения (181).
В итоге теоретического анализа видно, что формирование культуры общения - достаточно широкая психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе, где серьезное внимание уделяется практическому развитию речи школьников, формированию речевого этикета, культуры