«Формирование компетенций личностного самосовершенствования в начальной школе»
Тимофеева Елена Васильевна
учитель начальных классов
первая категория
Самосовершенствование предполагает «улучшение» человеком того, что уже заложено в нем, каких-либо психологических качеств, свойств, различного рода умений и навыков. Это такой вид активности человека, который позволяет ему, осознавая свою психическую реальность, раскрывая еще нереализованные возможности, совершенствовать ее и «приобретать» то необходимое в себе, что важно для достижения поставленной перед ним цели.
Г.А. Цукерман , исследуя младших школьников как субъектов учебной деятельности, отмечает, что в этом возрасте появляются первые признаки направленности на самоизменение, способности ставить задачи самоизменения.
Большая активность наблюдается в моральном сознании ребенка. Он хочет вести себя «правильно», быть «хорошим». Появляются когнитивные предпосылки регуляции поведения другого: знание норм, умение установить, реализуются ли они в поведении объекта, способности адекватно оценить соблюдение или нарушение норм.
С этого времени для ребенка становится важным совпадение его представлений о себе с мнением о нем окружающих, чтобы самооценка и внешняя оценка были бы идентичны. Одной из особенностей самооценки младшего школьника является то, что она «нормально завышена». Однако постепенно у ребенка повышается степень адекватного отношения к себе и самокритичность, что в качестве показателя уровня развития самосознания выделяет Л.С. Сапожникова, и ребенок осознает расхождение своего реального и идеального «Я».
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется появлением личностных новообразований, способствующих развитию готовности ребенка к самосовершенствованию. Готовность к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте имеет следующие компоненты: самоконтроль и саморегуляция ребенком собственной деятельности; способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане; самооценка качеств своей личности и поведения; рефлексия своих собственных психических явлений; определенный уровень нравственного развития, характеризующийся представлением о нормах морали, осознанием своих нравственных качеств, а также формированием нравственных мотивов поведения.
Однако, в некоторых случаях учащиеся, не понимая правильного значения нравственных качеств, все равно стремятся им соответствовать. Это может объясняться тем, что дети знают от взрослых, что надо быть честным, справедливым и т.д., но не понимают, что взрослые вкладывают в значение этих понятий. Возможно, взрослые и сами не понимают значения некоторых нравственных качеств, или их поведение не соответствует этим ценностям, что ведет к неправильному их пониманию со стороны детей.
Стремление к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте в большей степени связано с когнитивным и эмоциональным компонентами самосознания, т.е. с самопознанием, осознанием себя как носителя социальных ролей, своих личностных качеств и самоотношением. В отличие от подросткового возраста, в котором на развитие самовоспитания, самосовершенствования существенно влияет самооценка, в младшем школьном возрасте определяющей является не высота самооценки, а оценка значимого взрослого.
На развитие стремления к самосовершенствованию оказывают влияние внутренние (пол) и внешние (система обучения, состав семьи и образование родителей) факторы: раскрыта связь субъективной оценки стремления к самосовершенствованию с половыми особенностями – девочки оценивают уровень своего стремления выше, чем мальчики; стремление регулировать свое поведение в соответствии с гуманистическими ценностями проявляется в большей степени у учащихся системы развивающего обучения, так как эти дети первоначально имеют более высокий уровень познавательного развития и, чаще всего, благоприятные семейные условия, характеризующиеся высоким уровнем общей культуры; субъективная оценка стремления к самосовершенствованию имеет более высокое значение у детей из полных семей, чем у детей с одним из родителей; дети, родители которых имеют высшее образование, раньше овладевают начальной формой стремления к самосовершенствованию, проявляющейся, в частности, в установлении связи между знанием способов самосовершенствования и стремлением к самосовершенствованию.
Самосовершенствование обучающихся своего класса замечаю на уроках и во внеурочной деятельности. Например, в 1и 2 классах на занятиях «Нашего театра» дети учились выразительно читать произведения авторов, перейдя к чтению по ролям. Родители помогали нам готовить маски сказочных персонажей. В 3 классе выступали с готовыми сценками перед малышами и на родительском собрании. В 4 классе у ребят появилось желание приготовить спектакль по сценарию, написанному одной из учениц класса Фукаловой Полиной «Новогодняя сказка». Из подручного материала (коробок из- -под обуви , использованных штор, бумаги, ниток) самостоятельно изготовили маски и костюмы сказочных персонажей. Призовое место на районном конкурсе театральных коллективов стало настоящей наградой для детей и восприятие того, что работая над собой, обучаясь новому, человек развивается, достигает результатов и поставленных целей.