kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование компетенций личностного самосовершенствования в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самосовершенствование предполагает «улучшение» человеком того, что уже заложено в нем, каких-либо психологических качеств, свойств, различного рода умений и навыков. Это такой вид активности человека, который позволяет ему, осознавая свою психическую реальность, раскрывая еще нереализованные возможности, совершенствовать ее и «приобретать» то необходимое в себе, что важно для достижения поставленной перед ним цели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование компетенций личностного самосовершенствования в начальной школе»

«Формирование компетенций личностного самосовершенствования в начальной школе»


Тимофеева Елена Васильевна

учитель начальных классов

первая категория


Самосовершенствование предполагает «улучшение» человеком того, что уже заложено в нем, каких-либо психологических качеств, свойств, различного рода умений и навыков. Это такой вид активности человека, который позволяет ему, осознавая свою психическую реальность, раскрывая еще нереализованные возможности, совершенствовать ее и «приобретать» то необходимое в себе, что важно для достижения поставленной перед ним цели.

Г.А. Цукерман , исследуя младших школьников как субъектов учебной деятельности, отмечает, что в этом возрасте появляются первые признаки направленности на самоизменение, способности ставить задачи самоизменения.

Большая активность наблюдается в моральном сознании ребенка. Он хочет вести себя «правильно», быть «хорошим». Появляются когнитивные предпосылки регуляции поведения другого: знание норм, умение установить, реализуются ли они в поведении объекта, способности адекватно оценить соблюдение или нарушение норм.

С этого времени для ребенка становится важным совпадение его представлений о себе с мнением о нем окружающих, чтобы самооценка и внешняя оценка были бы идентичны. Одной из особенностей самооценки младшего школьника является то, что она «нормально завышена». Однако постепенно у ребенка повышается степень адекватного отношения к себе и самокритичность, что в качестве показателя уровня развития самосознания выделяет Л.С. Сапожникова, и ребенок осознает расхождение своего реального и идеального «Я».

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется появлением личностных новообразований, способствующих развитию готовности ребенка к самосовершенствованию. Готовность к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте имеет следующие компоненты: самоконтроль и саморегуляция ребенком собственной деятельности; способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане; самооценка качеств своей личности и поведения; рефлексия своих собственных психических явлений; определенный уровень нравственного развития, характеризующийся представлением о нормах морали, осознанием своих нравственных качеств, а также формированием нравственных мотивов поведения.

Однако, в некоторых случаях учащиеся, не понимая правильного значения нравственных качеств, все равно стремятся им соответствовать. Это может объясняться тем, что дети знают от взрослых, что надо быть честным, справедливым и т.д., но не понимают, что взрослые вкладывают в значение этих понятий. Возможно, взрослые и сами не понимают значения некоторых нравственных качеств, или их поведение не соответствует этим ценностям, что ведет к неправильному их пониманию со стороны детей.

Стремление к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте в большей степени связано с когнитивным и эмоциональным компонентами самосознания, т.е. с самопознанием, осознанием себя как носителя социальных ролей, своих личностных качеств и самоотношением. В отличие от подросткового возраста, в котором на развитие самовоспитания, самосовершенствования существенно влияет самооценка, в младшем школьном возрасте определяющей является не высота самооценки, а оценка значимого взрослого.

На развитие стремления к самосовершенствованию оказывают влияние внутренние (пол) и внешние (система обучения, состав семьи и образование родителей) факторы: раскрыта связь субъективной оценки стремления к самосовершенствованию с половыми особенностями – девочки оценивают уровень своего стремления выше, чем мальчики; стремление регулировать свое поведение в соответствии с гуманистическими ценностями проявляется в большей степени у учащихся системы развивающего обучения, так как эти дети первоначально имеют более высокий уровень познавательного развития и, чаще всего, благоприятные семейные условия, характеризующиеся высоким уровнем общей культуры; субъективная оценка стремления к самосовершенствованию имеет более высокое значение у детей из полных семей, чем у детей с одним из родителей; дети, родители которых имеют высшее образование, раньше овладевают начальной формой стремления к самосовершенствованию, проявляющейся, в частности, в установлении связи между знанием способов самосовершенствования и стремлением к самосовершенствованию.

Самосовершенствование обучающихся своего класса замечаю на уроках и во внеурочной деятельности. Например, в 1и 2 классах на занятиях «Нашего театра» дети учились выразительно читать произведения авторов, перейдя к чтению по ролям. Родители помогали нам готовить маски сказочных персонажей. В 3 классе выступали с готовыми сценками перед малышами и на родительском собрании. В 4 классе у ребят появилось желание приготовить спектакль по сценарию, написанному одной из учениц класса Фукаловой Полиной «Новогодняя сказка». Из подручного материала (коробок из- -под обуви , использованных штор, бумаги, ниток) самостоятельно изготовили маски и костюмы сказочных персонажей. Призовое место на районном конкурсе театральных коллективов стало настоящей наградой для детей и восприятие того, что работая над собой, обучаясь новому, человек развивается, достигает результатов и поставленных целей.

Просмотр содержимого презентации
«Формирование компетенций личностного самосовершенствования в начальной школе(педсовет)»

Формирование компетенций личностного самосовершенствования в начальной школе

Формирование компетенций личностного самосовершенствования в начальной школе

Задачи : Пробудить у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру Привлечь внимание учащихся к основным нравственным категориям, первично ознакомить с ними Формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей Ознакомить с понятиями: нравственность, добро, совесть, Любовь, трудолюбие, долг Ознакомить с азбукой ученья, формами организации здорового режима, культурного поведения Ознакомить детей с возможностями управлять собственным поведением Формировать положительную Я- концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен»

Задачи :

Пробудить у ребенка интерес к самому себе,

своему внутреннему духовному миру

Привлечь внимание учащихся

к основным нравственным

категориям, первично ознакомить с ними

Формировать самооценку своих

качеств, своих достижений

и возможностей

Ознакомить с понятиями:

нравственность, добро, совесть,

Любовь, трудолюбие, долг

Ознакомить с азбукой ученья,

формами организации здорового режима,

культурного поведения

Ознакомить детей с возможностями

управлять

собственным поведением

Формировать положительную

Я- концепцию:

«Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен»

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» Сократ
  • «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» Сократ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование компетенций личностного самосовершенствования в начальной школе

Автор: Тимофеева Елена Васильевна

Дата: 14.06.2015

Номер свидетельства: 219646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы.». "
    ["seo_title"] => string(103) "kompietientnostnyi-podkhod-v-orghanizatsii-uchiebnogho-i-vospitatiel-nogho-protsiessa-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "169160"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423380179"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы по математике "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "221313"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435174747"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(103) "mietod-proiektov-kak-tiekhnologhiia-formirovaniia-kliuchievykh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "249461"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446903644"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Формирование универсальных учебных действий в рамках ДОУ, как условие успешной адаптации и обучения в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-ramkakh-dou-kak-usloviie-uspieshnoi-adaptatsii-i-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106240"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402986216"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства