kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевыми образовательными компетенциями в начальной школе по математике являются: ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная,социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования. При формировании ценностно-смысловой компетентности учитель хочет, чтобы каждый его ученик понимал, что и как он изучает сегодня, завтра, послезавтра в течении четверти и года и сможет ли применить свои знания в последующей жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы по математике »

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы по математике.


Ключевыми образовательными компетенциями в начальной школе по математике являются: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.

При формировании ценностно-смысловой компетентности учитель хочет, чтобы каждый его ученик понимал, что и как он изучает сегодня, завтра, послезавтра в течение четверти и года и сможет ли применить свои знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяю следующие приёмы:

Перед изучением новой темы, «Деление на трёхзначное число», учащиеся вспоминают алгоритм деления многозначного числа на однозначное, далее четвероклассники уже имеют некоторый опыт, приобретённый при решении примеров на деление чисел в пределах 1000. Обучая делению многозначного числа на трёхзначное, мы сохраняем прежнюю методику. Её суть состоит в том, что при подборе каждой цифры частного учитель рекомендует ученику проверить однозначные числа по порядку, начиная с 5: если 5 – мало, пробуем через один; 7 – много, пробуем 6 и т.д. Рассматриваем каждый этап тщательно, не торопясь. Предоставляю учащимся больше самостоятельности: пусть сами дают пояснения. Сильные ученики решают самостоятельно. Одного ученика приглашаю к доске: он выполняет деление и комментирует свои действия, а остальные следят за решением. Использую задания для закрепления, содержащие с пропущенными цифрами, дети должны восстановить пример, а также, содержащие задания для проверки умножением примеры на деления. От целостно-смысловой компетенции зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурную компетенцию можно реализовать на уроках математики используя задачи со скрытой информационной частью. Так в задаче №20 говорится о том, как дети помогают в семье родителям содержать в порядке дом. Работая над задачей, ребёнок усваивает общепринятые гигиенические нормы. При решении задач такого вида акцентировать внимание на общекультурную компетенцию.

При формировании учебно-познавательной компетенции важно решать нестандартные, занимательные, исторические задачи, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Например, при изучении темы «Цилиндр», дети наблюдают за окружающими их предметами по форме похожими на цилиндр. Проводят опыты и доказывают, что цилиндр имеет два основания и боковую поверхность. Каждое из оснований представляет собой круг. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает от него новую информацию. Реализация данной компетенции не вызывает особых трудностей, т.к. для её становления способствуют различные практические приёмы организации работы учеников.

Так же одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

При формировании информационной компетенции формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Наш учебник, «Математика», (авторы: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва) содержит задачи, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков. Например, в задаче №19 дан график изменения температуры воздуха в разное время суток ( с 8 ч до 17 ч). В задаче №20 в таблице указаны сроки цветения цветковых растений средней полосы России. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

При формировании коммуникативной компетенции учитель использует следующие методы и приёмы: решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением; устное рецензирование ответов домашнего задания учениками. Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы: групповая работа, парная работа). Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.

Социально-трудовая компетенция может быть реализована следующим образом. В учебнике есть специальные задания для устного счёта, которые дети решают на каждом уроке. Затем детям была дана контрольная работа с несколькими видами заданий на устный счёт, в результате которой мы получили обратную связь с хорошими результатами. Таким образом, развивается у детей способность применения умения вычислять в различных ситуациях.

При формировании компетенции личностного самосовершенствования учитель применяет такой вид деятельности на уроках математики, как решение задач с «лишними данными». С целью развития данного вида компетенций используются задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приёмов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определённых волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, в учебнике есть номера примеров, в которых допущены ошибки. Дети ищут ошибки. Результат – внимание и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам вычислений, проверка соответствия полученного ответа.

Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную и метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы по математике

Автор: Трегубова Лариса Андреевна

Дата: 24.06.2015

Номер свидетельства: 221313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики как условие развития функциональной грамотности."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_kliuchevykh_kompetentsii_uchashchikhsia_na_urokakh_matematiki_kak_u"
    ["file_id"] => string(6) "499796"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550162577"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(103) "mietod-proiektov-kak-tiekhnologhiia-formirovaniia-kliuchievykh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "249461"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446903644"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "План работы МО учителей начальных классов школы-интернат"
    ["seo_title"] => string(55) "planrabotymouchitielieinachalnykhklassovshkolyintiernat"
    ["file_id"] => string(6) "272779"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452064603"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "План работы МО учителей начальных классов школы-интернат"
    ["seo_title"] => string(56) "planrabotymouchitielieinachalnykhklassovshkolyintiernat1"
    ["file_id"] => string(6) "272780"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452064610"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhinformatikivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304791"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457791468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства