kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок начинает общаться и говорить с  самого раннего детства. К моменту поступления в школу он обычно обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Развитию  речи и общения традиционно уделяется большое внимание. Хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далёк от желаемого.Я считаю эту сторону развития приоритетной.В работе рассматривается смысловой аспект общения и социального взаимодействия как инструмент для формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения, даны приёмы  работы с текстом, упражнения, направленные на формирование осознанного, быстрого, выразительного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения »











«Формирование коммуникативных УУД на уроках чтения
у учащихся3 класса»





Выполнила

Серебрякова Антонина Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 118 г.о. Самара





Самара, 2013г

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В Российскую школу приходи новый образовательный стандарт, который предъявляет новые требования к деятельности учителя. В последнее время много говорится о необходимости формирования коммуникативных УУД.

Коммуникативные УУД являются важной составляющей учебной деятельности. Ребенок должен испытывать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, иметь эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, уметь слушать собеседника, иметь собственное мнение, аргументировать его, уважать чужую точку зрения, уметь договариваться, находить совместные решения, сохранять доброжелательные отношения друг к другу в ситуации конфликта и другие действия, в совокупности обеспечивающие усвоение новых знаний.

Однако, в классе, в котором я работаю, у учащихся недостаточно хорошо развиты навыки работы с текстом, умение точно и полно отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Трудно дается детям составление высказываний на заданную тему. Небольшой объем активного словарного запаса позволяет строить упрощенные и примитивные высказывания, что не позволяет аргументировать свое мнение и затрудняет процесс нахождения совместных решений. Меня беспокоит неумение ребят общаться друг с другом и взрослыми.

Противоречия между требованиями новых стандартов и уровнем развития и подготовки моих учащихся требуют совершенствования моей педагогической практики с целью повышения качества обучения и воспитания. Требуется обратить особое внимание на создание психологической комфортной среды для сохранения здоровья учащихся и наиболее полной реализации их способностей.

Этими противоречиями обусловлен выбор темы моей работы «Формирование коммуникативных УУД на уроках чтения у учащихся 1 ступени обучения».

Проблема: недостаточно разработана система формирования и развития коммуникативных УУД.

Цель: создание педагогической системы, направленной на формирование и развитие у учащихся 3 класса коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения данной цели следует решить следующие задачи.

Задачи:

  • Выбрать методы и приемы, обеспечивающие эффективное формирование коммуникативных УУД

  • Обеспечить создание между детьми атмосферы доброжелательных взаимоотношений;

  • Создать условия для эффективного речевого развития учащихся;

  • Увеличивать активный словарный запас учащихся.


Условия достижения новых образовательных результатов:

  • Профессионализм учителя;

  • Дидактический материал;

  • Грамотная, выразительная речь учителя;

  • Поддержка инициативы детей;

  • Индивидуальный подход к каждому ученику;

  • Сочетание традиционных и нетрадиционных форм урока с новыми методами и формами обучения;

  • Повышение материальной базы класса.


Реализация этих задач позволит получить положительную динамику формирования коммуникативных УУД, через различные методы и приемы на уроках чтения:

  • Рост количества учащихся, записавшихся в школьную и районную библиотеки;

  • Расширение кругозора учащихся;

  • Увеличение потребности в общении со сверстниками и взрослыми;

  • Повышение культуры общения со взрослыми и сверстниками;

  • Увеличение и активизация словарного запаса детей;

  • Овладение диалогической формой речи.

Для получения требуемого результата, я создам систему направленную на формирование и развитие у детей коммуникативных универсальных учебных действий.

Понятие «универсальные учебные действия»:

В широком значении – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком, педагогическом смысле – это совокупность способов действий учащегося, а так же связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.


Критическое мышление –

  • Мышление осознанное, рефлексивное, открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения информации на личный жизненный опыт. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И..

  • это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.

  • это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

  • система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам

  • это специфическая форма оценочной деятельности субъекта познания, направленной в самом общем смысле на выявление степени соответствия (или несоответствия) того или иного продукта принятым эталонам и стандартам, включающей специфические процедуры и способствующей смысловому самоопределению субъекта познания по отношению к разнообразным проявлениям мира и его продуктивному преобразованию (Асафьев Б.)

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».


Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию. В технологии развития критического мышления через чтение и письмо – это первая задача, которую решает класс (не учитель, а все вместе).

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

- чтение - суммирование в парах;

- синквейны;

- чтение с остановками;

- приём «Верите ли вы, что…»;

- мозговой штурм;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

- логическая цепочка;

- уголки;

- кластер.

Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка. 2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая. 3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк. 5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.

Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»:

Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.


Критериями оценивания являются:

· соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

· динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Критерии оценивания знаний учащихся

Основные критерии

Уровни успешности (качественная оценка)

Даты уроков

Умение слушать собеседника

Очень слабо






Понимание смысла прочитанного текста

Слабо






Умение задавать вопросы по содержанию

Недостаточно хорошо






Редактирование текста

Хорошо






Способность аргументировать свое мнение

Очень хорошо
(почти отлично)






Умение работать в команде

Отлично






Способность структурировать текст

Прекрасно






Умение работать по алгоритму

Идеально








Выводы:

Работая с учениками 3 класса, я выбрала продуктивные методы работы с текстом на уроках чтения и внеклассного чтения, что позволило мне формировать и развивать коммуникативные УУД. К концу I полугодия я заметила

  1. повышение уровня читательской активности, что выражалось:

  • в росте количества детей, записавшихся в библиотеки;

  • в более тщательном заполнении читательского дневника;

  • в увеличении количества рекламируемых одноклассникам книг для чтения.

  1. Улучшение психологического климата во время уроков и на перемене:

  • Адекватная реакция на ошибки одноклассников;

  • Более доброжелательные отношения между детьми;

  • Увеличение потребности в общении.

  1. Расширение общего кругозора.

  2. Многие учащиеся стали более четко и ясно выражать свои мысли.

  3. Участие в литературных викторинах (на базе школы и районной библиотеки)

  4. Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Родное слово».


Литература:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://президент.рф/news/6683

  2. Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» http://30kam-s4.edusite.ru/

  3. Использование технологии развития критического мышления на уроках http://www.edu-eao.ru/

  4. "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения" http://pedsovet.su/load/239-1-0-13778

  5. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304

  6. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html

  7. http://www.openclass.ru/node/138345

  8. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html

  9. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

  10. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек «Критическое мышление. Технология развития», Изд. «Альянс «Дельта»

Критерии оценивания знаний учащихся

Основные критерии

Даты уроков

Умеешь ли ты слушать собеседника






Понимаешь ли ты смысл прочитанного текста






Умеешь ли ты задавать вопросы по содержанию






Можешь ли найти и исправить ошибку






Можешь ли ты высказать свое мнение






Можешь ли ты доказать свое мнение






Готов ли ты выслушать мнение другого






Можешь ли признать свою неправоту






Умеешь ли ты составлять план текста






Разделяешь текст на части






Способен ли ты следовать инструкции






Можешь ли ты выразительно прочитать текст






Можешь ли ты определить главную мысль текста






Умеешь ли ты придумывать названия тексту







Уровни успешности (качественная оценка)

Очень слабо

Слабо

Недостаточно хорошо

Хорошо

Очень хорошо
(почти отлично)

Отлично

Прекрасно

Идеально



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Автор: Серебрякова Антонина Владимировна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Е. Чарушин «Страшный рассказ»"
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-ie-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "249169"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831574"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Мудрость ценят все народы" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mudrost-tsieniat-vsie-narody"
    ["file_id"] => string(6) "125138"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414920033"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "УМК "Перспектива" .Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативных УУД" "
    ["seo_title"] => string(114) "umk-pierspiektiva-stat-ia-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445945911"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок литературного чтения "Евгений Чарушин - детям" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-litieraturnogho-chtieniia-ievghienii-charushin-dietiam"
    ["file_id"] => string(6) "130356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415889499"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства