kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад ***

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема :"Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность"

Цель: Овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у младших школьников путем привлечения их в проектную и исследовательскую деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад *** »

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность   Автор: Таскимбаев Радмир Иргалиевич учитель начальных классов КГУ «Нагорненская основная школа» 2015 год

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность

Автор: Таскимбаев Радмир Иргалиевич

учитель начальных классов

КГУ «Нагорненская основная школа»

2015 год

Актуальность  Учителя начальной школы испытывают трудности в осознании новых целей начального образования, отсюда слабая ориентировка в широком арсенале учебных средств, неумение работать в нестандартной учебно-практической ситуации.   Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.»  (Л.Выготский). 

Актуальность

Учителя начальной школы испытывают трудности в осознании новых целей начального образования, отсюда слабая ориентировка в широком арсенале учебных средств, неумение работать в нестандартной учебно-практической ситуации.  Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.»

(Л.Выготский). 

Противоречия   Актуальность данного проекта подтверждается следующими противоречиями: 1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока. 2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся. 3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями  и трудностью их интегрирования в учебный процесс.

Противоречия

Актуальность данного проекта

подтверждается следующими противоречиями:

1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока.

2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся.

3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями  и трудностью их интегрирования в учебный процесс.

Проблема  Отсутствие у детей поисковой деятельности.     Объект исследования   Образовательный процесс в младших классах по КГУ «Нагорненская основная школа»  Предмет исследования  Реализация проектной деятельности учащихся как средство развития ключевых компетенций.

Проблема

Отсутствие у детей поисковой деятельности.

  Объект исследования

Образовательный процесс в младших классах по КГУ «Нагорненская основная школа»

Предмет исследования

Реализация проектной деятельности учащихся как средство развития ключевых компетенций.

Гипотеза  Я предполагаю, что проектная деятельность учащихся  будет способствовать формированию ключевых компетенций,  если: будет желание учителя использовать данную технологию;  учащиеся будут мотивированы на занятия проектной  деятельностью; будут определены критерии развития  ключевых компетенций; будет проведена  диагностика сформированности данных компетенций при  осуществлении проектной деятельности.  Проектно-исследовательская деятельность будет  способствовать созданию среды для формирования и развития  ключевых компетенций у младших школьников, создаст  положительную мотивацию для самообразования.

Гипотеза

Я предполагаю, что проектная деятельность учащихся

будет способствовать формированию ключевых компетенций,

если: будет желание учителя использовать данную технологию;

учащиеся будут мотивированы на занятия проектной

деятельностью; будут определены критерии развития

ключевых компетенций; будет проведена

диагностика сформированности данных компетенций при

осуществлении проектной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность будет

способствовать созданию среды для формирования и развития

ключевых компетенций у младших школьников, создаст

положительную мотивацию для самообразования.

Цель:      Овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у младших школьников путем привлечения их в проектную и исследовательскую деятельности.

Цель:

 

Овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у младших школьников путем привлечения их в проектную и исследовательскую деятельности.

Задачи:    

Задачи:

 

  • Изучить и применять новые педагогические технологии;
  • Развивать познавательную активность у учащихся;
  • Повышать свой образовательный уровень;
  • Изучить методическую литературу по данной теме;
  • Обобщать и распространять свой педагогический опыт.
Методы:       Наблюдение – метод познания, состоящий в целенаправленном восприятии реальных объектов.  Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые не возможно выявить в результате наблюдения.  Сравнение – это способ познания посредством установления сходства или различия объектов.  Индивидуальная самостоятельная работа.  Групповая дискуссия.  Беседа.  Анализ конкретных ситуаций.  Создание проблемных ситуаций.  Мини-опрос.  Ролевые игры.  Рефлексивный анализ самооценка.

Методы:

 

  • Наблюдение – метод познания, состоящий в целенаправленном восприятии реальных объектов.
  • Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые не возможно выявить в результате наблюдения.
  • Сравнение – это способ познания посредством установления сходства или различия объектов.
  • Индивидуальная самостоятельная работа.
  • Групповая дискуссия.
  • Беседа.
  • Анализ конкретных ситуаций.
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Мини-опрос.
  • Ролевые игры.
  • Рефлексивный анализ самооценка.

Средства реализации:      Выступление на Методическом совете школы по теме.  «Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность» (презентация).  Письменный отчёт об экспериментальной работе.  Сроки    2014-2017 годы

Средства реализации:

 

  • Выступление на Методическом совете школы по теме.
  • «Формирование ключевых компетенций младших школьников
  • через проектно-исследовательскую деятельность» (презентация).
  • Письменный отчёт об экспериментальной работе.

Сроки

 

2014-2017 годы

Модель:                Структура проектной деятельности Содержание Функции Результаты  Познавательная Замысел   Планирование   Подготовка и проведение исследования   Оформление и проверка результатов Расширение и углубление предметных знаний:   -знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; Рефлексивная -умение выдвигать и обосновывать гипотезы;   -выполнять эксперимент; Развивающая -умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента    Воспитывающая

Модель:

 

   

 

 

Структура проектной деятельности

Содержание

Функции

Результаты

Познавательная

  • Замысел
  •   Планирование
  •   Подготовка и проведение исследования
  •   Оформление и проверка результатов

Расширение и углубление предметных знаний:

 

-знания о структуре проектной и исследовательской деятельности;

Рефлексивная

-умение выдвигать и обосновывать гипотезы;

 

-выполнять эксперимент;

Развивающая

-умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента

 

Воспитывающая

Этапы реализации:         2014-2015 уч. год – подготовительный,  проектировочный    Цель: сбор, анализ и структурирование информации о системе формирования ключевых компетенций младших школьников.  (Изучение зарубежного и отечественного опыта компетентностного образования. Разработка набора ключевых компетенций учащихся как прогнозируемого результата обучения. Разработка тематического поля проектно-исследовательской деятельности).  

Этапы реализации:

 

2014-2015 уч. год – подготовительный,

проектировочный

 

Цель: сбор, анализ и структурирование информации о системе формирования ключевых компетенций младших школьников.

(Изучение зарубежного и отечественного опыта компетентностного образования. Разработка набора ключевых компетенций учащихся как прогнозируемого результата обучения. Разработка тематического поля проектно-исследовательской деятельности).

 

Этапы реализации:     2015-2016 уч. год – практический, контрольно-коррекционный   Цель: внедрение и апробация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.  (Создание проектов учащимися совместно с учителями и родителями. Разработка пакета методических рекомендаций по организации работы над проектом для педагогов и учащихся. Презентация лучших проектных работ).

Этапы реализации:

2015-2016 уч. год – практический,

контрольно-коррекционный 

Цель: внедрение и апробация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

(Создание проектов учащимися совместно с учителями и родителями. Разработка пакета методических рекомендаций по организации работы над проектом для педагогов и учащихся. Презентация лучших проектных работ).

Этапы реализации:       2016-2017 уч. год – заключител ьный  Цель: обобщение опыта организации проектно-исследовательской деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся, внедрение апробированной системы проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс.  (Анализ экспериментальной работы. Анализ и использование созданных методических разработок для совершенствования обучения учащихся).

Этапы реализации:

 

2016-2017 уч. год – заключител ьный

Цель: обобщение опыта организации проектно-исследовательской деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся, внедрение апробированной системы проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс.

(Анализ экспериментальной работы. Анализ и использование созданных методических разработок для совершенствования обучения учащихся).

Этапы реализации:        Название этапа Ученик 1. Подготовительный Педагог Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. 2. Проектировочный Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. 3. Практический Создание проблемной ситуации. Координация работы. Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. 4. Контрольно-коррекционный Самооценка. Координация работы. 5. Заключительный Координация работы. Представление (презентация) проекта. Координация работы. Создание портфолио проекта.

Этапы реализации:

 

Название этапа

Ученик

1. Подготовительный

Педагог

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

2. Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

3. Практический

Создание проблемной ситуации.

Координация работы.

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

4. Контрольно-коррекционный

Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный

Координация работы.

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

План  основных мероприятий     :        Тематическое планирование, 2 класс, 9 часов № п/п Название тем, разделов 1. Что и где можно исследовать? Формулирование темы, цели, задач исследования, гипотез. Кол-во часов 2. 3. Знакомство с методами и предметами исследования. 1 Проведение опытов , экспериментов 1 4. 3 Анализ прочитанной литературы. 5. Исследование объектов. 1 6. 1 Презентация работы. 7. Анализ исследовательской деятельности. 1 1

План основных мероприятий   :

 

Тематическое планирование, 2 класс, 9 часов

п/п

Название тем, разделов

1.

Что и где можно исследовать? Формулирование темы, цели, задач исследования, гипотез.

Кол-во часов

2.

3.

Знакомство с методами и предметами исследования.

1

Проведение опытов , экспериментов

1

4.

3

Анализ прочитанной литературы.

5.

Исследование объектов.

1

6.

1

Презентация работы.

7.

Анализ исследовательской деятельности.

1

1

План  основных мероприятий     :        Тематическое планирование, 3 класс, 9 часов № п/п Название тем, разделов 1. Обсуждение и выбор тем исследования- опытов, экспериментов , целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Кол-во часов 2. 3. Выбор методов исследования. 1 Подбор литературы по данным темам. 1 4. 1 Опытно-экспериментальная работа. 5. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. 3 6. 1 Подготовка публичного выступления. Защита исследования перед одноклассниками. 7. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 1 1

План основных мероприятий   :

 

Тематическое планирование, 3 класс, 9 часов

п/п

Название тем, разделов

1.

Обсуждение и выбор тем исследования- опытов, экспериментов , целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Кол-во часов

2.

3.

Выбор методов исследования.

1

Подбор литературы по данным темам.

1

4.

1

Опытно-экспериментальная работа.

5.

Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

3

6.

1

Подготовка публичного выступления. Защита исследования перед одноклассниками.

7.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

1

План  основных мероприятий     :        Тематическое планирование, 4 класс, 9 часов № п/п Название тем, разделов 1. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования. Кол-во часов 2. 3. Планирование работы. Выбор методов исследования. 1 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. 1 4. 1 Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы. 5. Обработка и анализ всех полученных данных. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 3 6. 1 Подготовка публичного выступления. Защита исследования перед одноклассниками. Выступление на школьной НПК. 7. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 1 1

План основных мероприятий   :

 

Тематическое планирование, 4 класс, 9 часов

п/п

Название тем, разделов

1.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования.

Кол-во часов

2.

3.

Планирование работы. Выбор методов исследования.

1

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

4.

1

Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

5.

Обработка и анализ всех полученных данных. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

6.

1

Подготовка публичного выступления. Защита исследования перед одноклассниками. Выступление на школьной НПК.

7.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

1

Карта преемственности:       2 класс слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; осваивать материал на основе внутреннего плана действий; вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; работать с книгами, уметь выбрать материал с определённой целью.

Карта преемственности:

  2 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  • работать с книгами, уметь выбрать материал с определённой целью.

Карта преемственности:     3 класс наблюдать и фиксировать значительное и существенное в опытной работе; выполнять опыты ,эксперименты подробно и выборочно; выделять главный этап; делать выводы из фактов, совокупности фактов; выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

Карта преемственности:

3 класс

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в опытной работе;
  • выполнять опыты ,эксперименты подробно и выборочно;
  • выделять главный этап;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

Карта преемственности:     4 класс переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; отбирать необходимые знания из большого объёма информации; конструировать знания; систематизировать информацию; пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; высказывать содержательно свою мысль, идею; формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов; решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Карта преемственности:

4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания;
  • систематизировать информацию;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Ожидаемые результаты:      Использование проектно-исследовательской деятельности в младших классах позволит учителям: - стимулировать практическую деятельность учащихся, способствуя формированию всего набора компетенций; - конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.  Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.  Умение работать с информацией.  Опыт целеполагания.  Ребёнок приобретает опыт планирования.  Расширение кругозора.  Развитие мышления.  Развитие эмоциональной сферы.  Опыт публичного выступления.

Ожидаемые результаты:

  • Использование проектно-исследовательской деятельности в младших классах позволит учителям:

- стимулировать практическую деятельность учащихся, способствуя формированию всего набора компетенций;

- конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

  • Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
  • Умение работать с информацией.
  • Опыт целеполагания.
  • Ребёнок приобретает опыт планирования.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие мышления.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Опыт публичного выступления.

Прогнозируемые результаты:      Учащиеся должны знать: - понятия: проблема, тема, актуальность, цель, задачи, объект, предмет; - механизм самостоятельного получения знаний; - способы поиска информации в справочной литературе.  Учащиеся должны уметь: - осознавать проблему; - вырабатывать первоначальные идеи, выбирая из них лучшую; - находить информацию в справочной литературе; - сопоставить информацию, полученную из разных источников; - составлять текст выступления.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

- понятия: проблема, тема, актуальность, цель, задачи, объект, предмет;

- механизм самостоятельного получения знаний;

- способы поиска информации в справочной литературе.

Учащиеся должны уметь:

- осознавать проблему;

- вырабатывать первоначальные идеи, выбирая из них лучшую;

- находить информацию в справочной литературе;

- сопоставить информацию, полученную из разных источников;

- составлять текст выступления.

Хоть выйди ты не в белый свет  А в поле за околицей, —  Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится.  Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице,  Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.     Николай Рыленков

Хоть выйди ты не в белый свет

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.   

Николай Рыленков

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад ***

Автор: Таскимбаев Радмир Иргалиевич

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "ПОЛОЖЕНИЕ  о публичном докладе (отчете) директора школы "
    ["seo_title"] => string(62) "polozhieniie-o-publichnom-dokladie-otchietie-diriektora-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "130618"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415958834"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: «Духовно нравственное воспитание как основа становления личности»"
    ["seo_title"] => string(86) "doklad-na-tiemu-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-kak-osnova-stanovlieniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "314495"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459700284"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников "
    ["seo_title"] => string(80) "riealizatsiia-proiektnogho-mietoda-obuchieniia-v-dokladakh-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "241246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445196716"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Психологическое тестирование младших школьников на основе их докладов "
    ["seo_title"] => string(81) "psikhologhichieskoie-tiestirovaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-osnovie-ikh-dokladov"
    ["file_id"] => string(6) "241249"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445197123"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Доклад на тему межпредметные связи на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(76) "doklad_na_temu_mezhpredmetnye_sviazi_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215165"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства