Тема :"Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность"
Цель: Овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у младших школьников путем привлечения их в проектную и исследовательскую деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность
Автор: Таскимбаев Радмир Иргалиевич
учитель начальных классов
КГУ «Нагорненская основная школа»
2015 год
Актуальность
Учителя начальной школы испытывают трудности в осознании новых целей начального образования, отсюда слабая ориентировка в широком арсенале учебных средств, неумение работать в нестандартной учебно-практической ситуации. Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.»
(Л.Выготский).
Противоречия
Актуальность данного проекта
подтверждается следующими противоречиями:
1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока.
2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся.
3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в учебный процесс.
Проблема
Отсутствие у детей поисковой деятельности.
Объект исследования
Образовательный процесс в младших классах по КГУ «Нагорненская основная школа»
Предмет исследования
Реализация проектной деятельности учащихся как средство развития ключевых компетенций.
Гипотеза
Я предполагаю, что проектная деятельность учащихся
будет способствовать формированию ключевых компетенций,
если: будет желание учителя использовать данную технологию;
учащиеся будут мотивированы на занятия проектной
деятельностью; будут определены критерии развития
ключевых компетенций; будет проведена
диагностика сформированности данных компетенций при
осуществлении проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность будет
способствовать созданию среды для формирования и развития
ключевых компетенций у младших школьников, создаст
положительную мотивацию для самообразования.
Цель:
Овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у младших школьников путем привлечения их в проектную и исследовательскую деятельности.
Задачи:
Изучить и применять новые педагогические технологии;
Развивать познавательную активность у учащихся;
Повышать свой образовательный уровень;
Изучить методическую литературу по данной теме;
Обобщать и распространять свой педагогический опыт.
Методы:
Наблюдение – метод познания, состоящий в целенаправленном восприятии реальных объектов.
Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые не возможно выявить в результате наблюдения.
Сравнение – это способ познания посредством установления сходства или различия объектов.
через проектно-исследовательскую деятельность» (презентация).
Письменный отчёт об экспериментальной работе.
Сроки
2014-2017 годы
Модель:
Структура проектной деятельности
Содержание
Функции
Результаты
Познавательная
Замысел
Планирование
Подготовка и проведение исследования
Оформление и проверка результатов
Расширение и углубление предметных знаний:
-знания о структуре проектной и исследовательской деятельности;
Рефлексивная
-умение выдвигать и обосновывать гипотезы;
-выполнять эксперимент;
Развивающая
-умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента
Воспитывающая
Этапы реализации:
2014-2015 уч. год – подготовительный,
проектировочный
Цель: сбор, анализ и структурирование информации о системе формирования ключевых компетенций младших школьников.
(Изучение зарубежного и отечественного опыта компетентностного образования. Разработка набора ключевых компетенций учащихся как прогнозируемого результата обучения. Разработка тематического поля проектно-исследовательской деятельности).
Этапы реализации:
2015-2016 уч. год – практический,
контрольно-коррекционный
Цель: внедрение и апробация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
(Создание проектов учащимися совместно с учителями и родителями. Разработка пакета методических рекомендаций по организации работы над проектом для педагогов и учащихся. Презентация лучших проектных работ).
Этапы реализации:
2016-2017 уч. год – заключительный
Цель: обобщение опыта организации проектно-исследовательской деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся, внедрение апробированной системы проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс.
(Анализ экспериментальной работы. Анализ и использование созданных методических разработок для совершенствования обучения учащихся).
Этапы реализации:
Название этапа
Ученик
1. Подготовительный
Педагог
Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.
2. Проектировочный
Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.
3. Практический
Создание проблемной ситуации.
Координация работы.
Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.
4. Контрольно-коррекционный
Самооценка.
Координация работы.
5. Заключительный
Координация работы.
Представление (презентация) проекта.
Координация работы. Создание портфолио проекта.
Планосновных мероприятий:
Тематическое планирование, 2 класс, 9 часов
№п/п
Название тем, разделов
1.
Что и где можно исследовать? Формулирование темы, цели, задач исследования, гипотез.
Кол-во часов
2.
3.
Знакомство с методами и предметами исследования.
1
Проведение опытов , экспериментов
1
4.
3
Анализ прочитанной литературы.
5.
Исследование объектов.
1
6.
1
Презентация работы.
7.
Анализ исследовательской деятельности.
1
1
Планосновных мероприятий:
Тематическое планирование, 3 класс, 9 часов
№п/п
Название тем, разделов
1.
Обсуждение и выбор тем исследования- опытов, экспериментов , целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Кол-во часов
2.
3.
Выбор методов исследования.
1
Подбор литературы по данным темам.
1
4.
1
Опытно-экспериментальная работа.
5.
Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.
3
6.
1
Подготовка публичного выступления. Защита исследования перед одноклассниками.
7.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
1
1
Планосновных мероприятий:
Тематическое планирование, 4 класс, 9 часов
№п/п
Название тем, разделов
1.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования.
Кол-во часов
2.
3.
Планирование работы. Выбор методов исследования.
1
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.
1
4.
1
Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы.
5.
Обработка и анализ всех полученных данных. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
3
6.
1
Подготовка публичного выступления. Защита исследования перед одноклассниками. Выступление на школьной НПК.
7.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
1
1
Карта преемственности:
2 класс
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
вести рассказ от начала до конца;
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
работать с книгами, уметь выбрать материал с определённой целью.
Карта преемственности:
3 класс
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в опытной работе;
выполнять опыты ,эксперименты подробно и выборочно;
выделять главный этап;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
Карта преемственности:
4 класс
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;