ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В статье рассмотрены вопросы применения технологии критического мышления на уроках в начальной школе, которая способствует личностному росту ученика, развитию его индивидуальности, формированию функциональной грамотности.Данная технология направлена не только на формирование знаний, умений и навыков, а на формирование умения использовать эти знания. Рассматривается технология критического мышления: понятие, цели,этапы, способы формирования критического мышления в процессе обучения младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ »
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Рассказова Алевтина Евгеньевна, учитель начальных классов
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 29» г.Павлодар
Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» [1] поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.
Чем должен овладеть ученик, чтобы стать функционально грамотным, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы знания, умения и навыки. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные педагогические технологии. Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология развития критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Критическое мышление — навык, который помогает ребёнку понимать, для чего он учится, что и для чего он делает. Цель ТРКМ – помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Технологию развития критического мышления можно применять во всех учебных предметах. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Таблица 1. Технологические стадии урока по ТРКМ
Технологические этапы
1. Вызов
2. Осмысление
3. Рефлексия
Актуализация знаний; Побуждение интереса к получению новой информации; Постановка учеником собственных целей обучения;
Получение новой информации; Корректировка поставленных учеником целей обучения;
Рождение нового знания;
Постановка учеником новых целей обучения Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
В начальной школе рекомендуется использовать методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Приведу пример лишь некоторых технологических приемов ТРКМ, которые я использую на своих уроках.
Прием «Корзина» или «Мозговая атака» Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Таблица «Тонких и толстых вопросов»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?
Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы знаем; Х – что мы хотим узнать; У – что мы узнали и что нам осталось узнать.
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Прием «Составление кластера» . Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
предмет кто? что? число
падеж
существительное
собств., нариц. род
подлежащее дополнение обстоятельство
Прием «Пометки на полях» или «Инсерт».
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного.
Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица (чтение с пометами)
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Прием «Написание синквейна»
Синквейн— это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Например, вот такой синквейн составили ребята после прочтения произведения Ю.Сотника «Как меня спасали»:
Друг
Верный, надёжный
Поможет, защитит, не предаст.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба.
«Бортовой журнал» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Сюжетные таблицы Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
«Дерево предсказаний»
листья-ОСНОВАНИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
ветви -ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
ствол - ТЕМА
Использование таких приёмов позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы используются как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно идёт поощрение работы каждого ребенка, выслушиваются все дети, никогда не критикуются личные мнения детей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание. Применение в педагогической деятельности данной технологии позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие, что является залогом успешного формирования функциональной грамотности младшего школьника.
Андатпа
Бұл мақалада бастауыш мектеп сабақтарындағы оқушының тұлғалық өсуі мен жеке даралық дамуына сын тұрғысынан ойлау технологиясын қолдану туралы сұрақтар қарастырылған. Аталмыш технология сабақта тек білім алып қою ғана емес,осы алған білімді қабілеттілікпен икемденіп қолдана білуге қалыптастыруға бағытталған. Бұл ретте ақпараттың көлемі емес,алған мәліметті дұрыс құрастырып,қолдану маңызды. Ең бастысы тұтынушылық емес,ынтымақтастық пен істестік қойылады. Сын тұрғысынан ойлау технологиясын дамытуда: түсінік-ұғымдар,мақсат,кезеңдер,бастауыш сынып оқушыларын сын тұрғысынан ойлаудың әдіс-тәсілдерімен оқытуды қалыптастыру қарастырылады. Мақалада сын тұрғысынан ойлау технологиясын дамытуға арналған әдіс-тәсілдерге айрықша көңіл бөлінген.
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы применения технологии критического мышления на уроках в начальной школе , которая способствует личностному росту ученика, развитию его индивидуальности, формированию функциональной грамотности. Данная технология направлена не просто на приобретение знаний, умений как таковых, а на формирование способности пользоваться приобретенными знаниями. При этом важен не объем полученной информации, а умение ее получать, моделировать. Во главу угла ставится не потребительство, а творчество и сотрудничество. Рассматривается технология развития критического мышления: понятия, цели, этапы, способы формирования критического мышления в процессе обучения младшего школьника.
Особое внимание в статье уделено технологическим приёмам развития критического мышления.
Список литературы:
Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н. А. Назарбаев.