Просмотр содержимого документа
«УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. »
ГУ «Основная общеобразовательная школа №13
отдела образования акимата города Костаная»
УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПРЕДМЕТ: РУССКАЯ ГРАМОТА.
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ
СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
« ГУСИ – ЛЕБЕДИ »
КЛАСС: 1
РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
НУРМУХАМБЕТОВА АЛМАГУЛЬ ЖАКСЫЛЫКОВНА
г. Костанай, 2015г.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПРЕДМЕТ: РУССКАЯ ГРАМОТА.
ВИД УРОКА: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ, КОМБИНИРОВАННЫЙ.
ТИП УРОКА: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
КЛАСС: 1
УЧИТЕЛЬ: НУРМУХАМБЕТОВА АЛМАГУЛЬ ЖАКСЫЛЫКОВНА,
ООШ №13 г. КОСТАНАЙ
ТЕМА:ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА « ГУСИ – ЛЕБЕДИ »
ЦЕЛЬ:
научить проверять парные согласные на конце слова.
обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;
создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения;
воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувств ответственности, умение принимать решения.
Задачи:
продолжить наблюдения за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков, расширить представление о волшебной сказке;
знакомиться со словами, которые надо проверять (проверяемыми, и словами, с помощью которых можно проверить (проверочными) ;
продолжить учиться способу проверки парных согласных звуков на конце слова путём изменения формы слова (наиболее простые случаи) .
Развивать речь, творческие способности, критическое мышление, умение сопоставлять произношение и написание слова; умение наблюдать, делать посильные выводы и обобщения; работать над обогащением словарного запаса, умение работать в должном темпе (писать, читать) .
Воспитывать положительное отношение к учёбе, нравственные свойства личности, формировать функциональную грамотность учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация Microsoft Power Point, макет яблони и яблок, дидактический, раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
Организационный момент. (Слайд №1)
Вводно-мотивационный этап. Целеполагание.
А) Психологический настрой.
- Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы
все становимся добрее, умнее, внимательнее.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось, хором
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
- А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок. У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними. ( «Доброе утро, гости!»)
Б) Проверка домашнего задания. (Слайд №2)
- Какую сказку вы читали дома? (Гуси -лебеди)
- Давайте повторим домашнее чтение.
А) Жужжащее чтение 1 мин.
Б) Чтение отрывка по – цепочке.
В) Чтение отрывка по ролям.
Г) Краткий пересказ продолжений сказки. Анализ прочитанного.
В) Стадия вызова.
- Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки. У какой сказки, кто догадался?
(Гуси -лебеди)
- Кто написал эту сказку? (Русский народ, так как это русская народная сказка).
- Да, это русская народная сказка, но её по- разному обработали писатели А.Н. Афанасьев
и версию, которую мы читали - А.Н. Толстой.
- Давайте представим, что мы тоже писатели и можем изменить сказку. Будем писателями?(!)
- Итак, однажды родители уехали на работу, девочке дали задание беречь брата и учить уроки.
В сказке у девочки не было имени, а мы давайте дадим ей имя… (Маша)
Открыла Маша книгу и прочитала : (Слайд № 3)
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Зуб на зубы, лёд на льды
Будешь грамотным и ты.
- Ребята, а вы догадались на какую тему было домашнее задание у девочки?
(ответы детей + сообщение темы).
Г) Сообщение темы и цели урока. (Слайд № 4)
- Да, вот и мы сегодня поработаем по этой же теме:
ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ
СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА.
Минутка чистописания. (Слайд № 5)
- А потом Маша одну минуту занималась чистописанием. Писала буквы Сс, су, см.
- Ребята, а какой звук обозначает буква с? (согл., глух., тв. и мягк.)
- Все ли буквосочетания являются слогами? (Нет, только СУ. Объяснение уч-ся) (Слайд №6)
А) Дети открывают тетради, записывают число, слова « Классная работа», буквосочетания.
Б) – Ребята, давайте вспомним, как нужно правильно положить рабочую тетрадь.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою хором Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
4. Словарная работа «Пиши грамотно!»
- Вдруг Маша услышала птичье пение. Посмотрела, а там (Слайд № 7 )
(скворец, соловей, сорока).
Захотела Маша написать о них в своей тетради, да не знает как пишутся эти слова.
- Ребята, это какие слова? (Словарные) (Слайд № 8)
- Давайте поможем Маше. Какие опасные места есть в этих словах? (ответы детей)
(Слайд №9)
- Давайте и мы запишем словарные слова и подчеркнём орфограммы зеленой пастой.
- Задумалась Маша, заслушалась красивое пение птиц. А кто из этих птиц умеет красиво
петь? (скворец, соловей). Как называются они? (певчие птицы)
5. «Мозговой штурм». (Слайд № 10)
Вдруг видит Маша братика нет. Побежала она искать его. Бежала, бежала. Вдруг видит речка течёт да волнуется. Сильный шторм на реке. Спросила Маша: «Куда гуси – лебеди полетели?» А она говорит: «Справишься с «Мозговой штурмом», скажу.»
– Ребята, давайте поможем Маше. (Слайд № 11)
1. Крошки-птички сели в ряд И словечки говорят. 2. Сколько букв в русском языке? 3. Предложения состоят из. . . 4. Слова делятся на. . . 5. Мы слышим и произносим звуки или буквы? 6. Сколько в слове гласных, столько и. . . 7. Звуки записываются с помощью …
- Какие пары по глухости и звонкости вы знаете? Запишите.
(Дети составляют кластер)
7. Работа над грамматической темой урока. (Слайд № 14)
- Дальше побежала Маша. Видит печка стоит. Спросила Маша: «Куда гуси – лебеди полетели?» А она говорит: «Если скажешь, что происходит со звонкими согласными на конце слова, скажу». (ответы детей)
– Ребята, давайте поможем Маше и это задание выполнить.
– Все ли звонкие согласные звуки оглушаются? (Нет). Докажите.
(На доске карточки со словами: сон, гриб, моль, стог, дуб, мир, мороз, снег.)
- Уберите лишние слова.
- Сделайте вывод. (Оглушаются только парные согласные.) – Как проверить согласную букву на конце слова? (Подобрать проверочное слово) – Вспомните удобные способы проверки. 1. Подставить слово много(гриб – грибы) 2. Подставить слово нет(зуб – нет зуба)
- Пока мы отдыхали Маша добежала уже и до яблони и ей опять нужна наша помощь.
Поможем? (ответы детей)
А) Развитие речи. Загадки:
1. Под кочкою крошка – только шляпка да ножка. (Гриб)
2. Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладонях и во рту. (Снег)
3. Он может неделю не есть ничего:
Кладовка с едой на спине у него. (Верблюд) . (Слайд №18)
Б) Работа у доски. Напишите отгадки, подберите к ним проверочные слова. (Слайд №19)
Гриб – грибы, снег – снега, верблюд – верблюды.
В) Работа по вариантам. Звуковая рубашка. (Слайд № 20)
- Яблоня показала куда полетели гуси – лебеди. Побежала Маша и увидела избушку Бабы Яги.
А там сидел её братик. Маша быстро надела на него рубашку, да не простую, а …(звуковую)
(Слайд №21)
- Ребята, давайте выполним звуковую рубашку слов – печка, яблоня, по вариантам.
12. Самостоятельная работа по уровням. (Слайд №22)
- Взяла Маша брата и побежала, а гуси – лебеди погнались за ними. Много трудностей встречались на пути, разные задания, причём одно задание труднее другого. Давайте, ребята, самые трудные задания помогут выполнить ребята, которые всегда выполняют задания 3 уровня. Средние – 2 уровня, а самые легкие – 1 уровня.
(Слайд №23) (Ученики выполняют сам. раб. по уровням на карточках)
13. Работа по развитию критического мышления. Составление синквейна. (Слайд №24)
- Молодцы, ребята, мы помогли Маше спасти братика. Скажите, пожалуйста, вам жалко Машу?
- Скажите, пожалуйста, какое мнение сложилось у вас о Маше, в начале и в конце сказки?
- Давайте, мы составим синквейн о Маше. (Коллективная работа у доски)
1. Маша.
15. Итог урока. (Слайд №25)
- Итак, подведём итог нашей работе на уроке.
- Как проверять согласную на конце слова?
- Какие удобные способы проверки вы знаете?
- Хоровом повторим правило.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
16. Рефлексия.
- Какое настроение у вас в конце урока? Приклейте на яблоню яблоки соответствующего цвета.
(красные, жёлтые, зелёные)
- Я рада, что в классе сегодня царила рабочая и сказочная атмосфера, вы были активны и усидчивы. Спасибо вам!