kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирования социально значимых компетенций младших школьников через исследовательскую деятельность и творческие проекты

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирования социально значимых компетенций младших школьников через исследовательскую деятельность и творческие проекты»

ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Гребцова Н.И.,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Старый Оскол Белгородской области


Требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования выражены в личностных, метапредметных, предметных результатах. Средством достижения данных результатов является формирование универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных. Стандарты нового поколения ставят целью сформировать компетенции в разных областях: умение быть мобильным, коммуникативным, возможность самостоятельно принимать решения, выполнять проекты, вести поисковую и исследовательскую деятельность. А.В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. « Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» [4]. Под компетенцией в ВФОГС понимается способность применять знания и практические навыки для успешной деятельности в той или иной области. Таким образом, умения представляются как компетенции в действии [2]. Современное образование знает немало способов формирования ключевых компетенций, но собственные практические работы, исследования наиболее плодотворны и эффективны в таких вопросах. Исследовательское поведение – это особенность поведения детей в определённом возрасте, тем более, если помнить, что она присуща всем детям без исключения. “Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах” (А. Маслоу). Именно поэтому в начальной школе надо создавать условия для реализации возрастной потребности в поисковой деятельности.

А.И. Савенков даёт определение исследо­вательскому поведению как «виду поведения, выстроенному на ба­зе поисковой активности и направленному на изучение нестан­дартного объекта или разрешения нетипичной ситуации» [1].

В период информационно-коммуникативных технологий  именно информация становится базой для формирования ключевых компетенций учеников,  и, следовательно, важнейшим умением школьника становится умение найти её, преобразовать и использовать в нужных целях.   Для этого, прежде всего, необходимо обладать высоким уровнем информационной компетентности. Речь вовсе не идёт о знаниях, полученных на уроках информатики. Это означает умение самостоятельно работать с различными источниками информации. Информационные компетенции – это умение находить, отбирать, систематизировать извлекать и сохранять информацию, необходимую для решения учебных задач. Важно научить школьников работать с различными источниками информации. Современному ученику следует знать, что энциклопедии, каталоги, справочники, словари содержат огромную, зачастую более достоверную информацию, чем Интернет. Необходимым условием современного обучения является умение использовать информационные устройства. Данные компетенции позволяют ученику оперировать с информацией, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире. Если ученик владеет информационной деятельностью, значит, у него сформирована информационная компетентность

Исследовать – значит «извлечь» что-то из следа», т.е. восстановить какой-то порядок вещей по косвенным признакам. Значит, исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности [3]. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные поисковые действия. В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операциональных действий. Первостепенными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески [1]. Главное при таком обучении – развитие познавательных интересов учеников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, структуировать свои знания, сохранять добытую информацию. Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, переход от усвоения готовых знаний к овладению способами самостоятельного их получения. Такая форма работы позволяет вносить в творческий процесс своё оригинальное решение, способствует формированию собственного мнения. Задачи: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой исследовательской активности детей; стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам, к историческому прошлому нашей Родины; ознакомление с научной картиной мира.

Исследование предполагает наличие определённых этапов: постановка проблемы, подбор методов исследования, сбор необходимого материала, анализ полученных данных, научный комментарий [3]. Есть определённые отличия проектно-исследовательской деятельности: ученики не производят новые знания, а получают навыки исследования как универсального способа познания действительности, развиваются их способности к исследованию, т.е. формируются профессиональные компетенции.

Организация исследовательской деятельности предполагает создание таких учебных ситуаций, при решении которых ученики овладевают способами решения проблем в процессе познания. С точки зрения учителя исследовательская работа – средство развития, обучения, которое позволяет выработать специфическое умение учиться в современном информационном пространстве. В ходе такой работы развивается алгоритмическое мышление, формируется операционный стиль мышления, который позволяет всесторонне оценивать ситуации, принимать адекватные решения. Эта работа позволяет проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, стоить простейшие модели объектов и явлений окружающего мира. При организации исследовательской деятельности, прежде всего, необходимо решить, зачем мы это делаем, как можно выполнить то или иное исследование, почему эта проблема так важна для нас, для меня лично.

А. И. Савенко считает, что «поиск проблемы – дело непростое» [1]. Поэтому важную роль на этом этапе играет учитель или наставник. Именно с помощью учителя ребёнок может осознать проблему, начать искать пути и способы её решения. В ходе проектно-исследовательской работы формируются умения доказывать, убеждать слушателей, умение отвечать на вопросы, работать в парах, группах.

Участие в исследовательской деятельности предполагает овладение учениками определёнными умениями и компетенциями: генерировать идеи, выбирать и отстаивать лучшие решения, проводить анализ используемой информации; оказывать и принимать помощь, адекватно оценивать свои возможности в коллективной работе. Следует отметить необходимость публично защищать работу, выступать перед аудиторией, грамотно и точно отвечать на незапланированные вопросы. Все эти компетенции служат основой дальнейшего успеха любого человека и открывают возможность совершенствования его личностных качеств. Важно во время выполнения исследовательской работы не выполнять работу за учеников. Учителю следует оценивать усилия учеников, их деятельность, учить грамотному поиску источников информации, правильному использованию добытого материала. Задача учителя в современном образовательном процессе – обеспечить такое руководство, которое способствовало бы обучению управления процессом собственного исследования.

Организация исследовательской деятельности предполагает создание таких учебных ситуаций, при решении которых ученики овладевают способами решения проблем в процессе познания. С точки зрения учителя исследовательская работа – средство развития, обучения, которое позволяет выработать специфическое умение учиться в современном информационном пространстве, умение правильно анализировать противоречивые процессы, происходящие в современном обществе. При организации исследовательской деятельности, прежде всего, необходимо решить, зачем мы это делаем, как можно выполнить то или иное исследование, почему эта проблема так важна для нас, для меня лично.

Исследовательская деятельность – это условия для развития личностного начала в человеке, для развития духовности. Ведь в каждом человеке есть что-то уникальное, в каждом заложено побуждение к поиску, к исследованию. Включение школьников в исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцируемым, обеспечивающим расширение выполняемых операционных действий. Но главная идея исследовательской деятельности – направленность познавательного процесса учеников на результат, который получается в ходе решения практической или теоретической социально значимой проблемы. Важно приучить их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. Так у школьников формируется система профессиональных и социально значимых компетенций.

С другой стороны, именно исследовательская деятельность позволила поднять на новую ступень воспитательную работу. Знакомство с историей нашего государства, с насущными проблемами современного мира учат детей быть активными членами нашего общества, понимать, что от них зависит, в каком обществе им придётся жить. Важное направление в работе – формирование гражданской позиции, социализация детей, которые знакомятся с реальными проблемами жизни.

Значимой и интересной оказалось работа на тему «Малое слово большую обиду творит». Это исследование о причинах детской агрессии, ставшей такой привычной в современных детских коллективах.

В ходе исследования ученики доказывали, что современный мир динамичен, быстр, нестабилен и, вместе с тем, весьма озлоблен. Быстро развивающаяся социальная реальность заставляет человека быть энергичным, мобильным, целеустремленным и напористым. Эти качества, в конечном итоге, могут сделать индивида жестоким и агрессивным.

Ученики нашли доказательства того, что информационные агентства все чаще рассказывают нам о случаях жестокости людей по отношению друг к другу. Статьи и сюжеты о проблеме агрессивности и жестокости носят устрашающий характер, свидетельствуя о безнравственности, интолерантности, озлобленности некоторых представителей современного общества. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в СМИ, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет.

Достаточно высокого уровня творческой самореализации достигают ученики, включаясь в коллективные, групповые, парные формы обучения, в процессе которых у них высвобождается скрытая потребность активного общения и трансформация внешней мотивации во внутреннюю. Огромный интерес вызвала у ребят работа в парах сменного состава по определённым правилам. Это позволило развивать у школьников самостоятельность и коммуникативность. С поразительной тщательностью дети исследовали причины детской агрессии, формы её выражения, рассматривали ситуации, провоцирующие агрессивные действия. Они научились собирать информацию, проводить опросы, анкетирование, обрабатывать данные. Это практические навыки, которые получили ребята в ходе проведения исследования. Как не странно, но ребят очень заинтересовали релаксационные методики, которые снимают напряжение в детских коллективах. Оказывается, так просто не усугублять конфликт, а договориться в сложной ситуации, убедить одноклассников найти соответствующие слова. Дети искренне и старательно пытались убрать из речи обидные слова. Но больше всего им понравилась работа над созданием мультипликационного фильма «Доброе слово в твоём сердце». Они совместно с родителями собирали пословицы, поговорки, афоризмы о доброте и милосердии. С какой детской непосредственностью ребята выбирали фон, иллюстрационный материал, самостоятельно озвучивали фильм. Вот почему в выводах прозвучали слова: дети должны владеть приёмами снятия раздражительности и агрессивности по отношению друг к другу и другим окружающим людям. Ребята убеждены, что взрослым необходимо как можно больше времени уделять детям, привлекать их к активным внешкольным занятиям. Это займёт свободное время ребят, отвлечёт их от уличных компаний. Работа «Малое слово большую обиду творит» стала призёром муниципального этапа регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» 2016 года.


Работа по привлечению учеников начальных классов к научному исследованию создаёт единое воспитательное пространство, способствующее воспитанию социально адаптированного, подготовленного к самостоятельной жизни ученика. Роль учителя – направить эти процессы в нужное русло. Учитель включает учеников в индивидуально-познавательную деятельность: создаёт условия для самостоятельной работы, наблюдает степень самостоятельности, работает параллельно с отдельными учениками. Исследовательская работа позволяет убедить учеников в том, что знания являются для них жизненной необходимостью. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика, программа его жизнедеятельности в целом.

Сегодня школа живет по-новому. Надо помнить, что и ученик сегодня в ней другой. «Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека». ( Кузнецов В.И.)


Литература.

1.Савенков, А.И. «Использование исследовательского метода как основа развивающего обучения». Методические рекомендации. //Савенков А.И, «Использование исследовательского метода как основа развивающего обучения»,- М., 2002

2.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук».//Автор составитель Г.И.Осипов, -Волгоград: Учитель,2007г.

3.Якимов,Н.А. «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников».//Н.А.Якимов, «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников, - 2003, №1.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гребцова Нина Ивановна

Дата: 20.07.2020

Номер свидетельства: 554903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Формирование социально значимых компетенций младших школьников через творческие проекты и исследовательскую деятельность"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_sotsial_no_znachimykh_kompietientsii_mladshikh_shkol_nikov_chierie"
    ["file_id"] => string(6) "426539"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503939683"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»"
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-proiektnuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "260185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448902331"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "«Исследовательская деятельность              как средство формирования   учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(157) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uchiebno-poznavatiel-noi-kompietientnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "108919"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403936242"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "«Исследовательская деятельность             как средство формирования  учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(159) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uchiebno-poznavatiel-noi-kompietientnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "108939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403947645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Роль исследовательских работ в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(51) "rol-issliedovatiel-skikh-rabot-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "297246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456157668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства