kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование связной речи у детей с НОДА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование связной речи у детей с НОДА. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование связной речи у детей с НОДА»

Особенности развития речи и проявления дизартрии у детей с НОДА


Особое место в клинике НОДА занимают расстройства речи, их частота составляет от 70 до 85%. У детей с НОДА оральный праксис формируется искаженно, его развитие осложняется из-за наличия парезов и параличей мышц артикуляторного аппарата, слабости кинестетических ощу­щений, напряжения мышц языка и губ. Особенности нару­шений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга, от вто­ричного недоразвития или более позднего формирования отделов коры мозга, наиболее интенсивно развивающихся уже после рождения.
Отставание в развитии речи у детей с НОДА связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальны­ми контактами. Ошибки воспитания могут еще более утя­желять отставание в развитии речи. Ребенок с НОДА в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреж­дениях, и, если в педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. Кро­ме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные со­стояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отры­ве от матери, дезадаптация на новую обстановку создают неблагоприятные предпосылки для развития речи. При вос­питании такого ребенка дома взрослые обычно чрезмерно опе­кают его, стремятся все сделать за него. Это не формирует у ребенка потребности в деятельности и в речевом общении.
Особенностью дизартрии при НОДА является общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными видами НОДА. Так, дети с диплегией и гемипарезом могут обладать нормальными речевыми способностями. Самой тяжелой и распространенной формой НОДА является спастическая двойная гемиплегия с пора­жением конечностей — рук и ног. Речевые нарушения про­являются в виде тяжелой спастической дизартрии, когда речь ребенка прерывается длительными паузами вследствие чрезмерного напряжения мышц и внезапных спазмов. В тя­желых случаях отмечается невозможность речи —анарт­рия. Важной задачей на подготовительном этапе работы яв­ляется общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре.
Сходные, но часто менее выраженные речевые расстрой­ства наблюдаются при гемипаретических формах НОДА,когда у ребенка отмечаются односторонние двигательные расстройства, особенно в кисти руки. Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме ДЦП отмечается у 30-35% детей.
При гиперкинетической форме НОДА отмечаются нару­шения общей и артикуляционной моторики: меняющийся характер мышечного тонуса (дистония), непроизвольные на­сильственные движения; отсутствие эмоциональной вырази­тельности двигательного и речевого акта, недостаточность удержания статических поз и положений. Тонические спаз­мы могут распространяться на артикуляционную, дыхатель­ную мускулатуру, мышцы гортани, вызывая своеобразные расстройства голосообразования и дыхания. Эти явления ха­рактерны для гиперкинетической (подкорковой) дизарт­рии, наблюдающейся более чем в 90% случаев.
При атоническо-атактической форме НОДА наблюда­ется мозжечковая дизартрия (частота — 70-75%). Нару­шения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и сораз­мерности движений, нарушением их синхронности и рит­ма. В процессе логопедической работы важно развивать у таких детей точность артикуляционных движений и их ощу­щений, интонационно-ритмическую и мелодическую сторо­ны речи, работать над синхронизацией процессов артику­ляции, дыхания и голосообразования. В некоторых случаях встречаются сочетания различных форм у одного и того же ребенка, при этом отмечаются смешанные формы дизартрии. Речевую симптоматику необходимо рассматри­вать в связи с моторной патологией и с общим состоянием ребенка.
Особенностью дизартрии при НОДА являются проявления артикуляционной (оральной) диспраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. За­дачей логопедической работы при НОДА является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются уп­ражнения с сопротивлением, чередование упражнений с от­крытыми глазами со зрительным контролем движений с по­мощью зеркала и с закрытыми глазами.


Нарушения артикуляционной моторики обычно сочета­ются с нарушениями функции рук, поэтому необходимо со­вмещать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Органическое поражение речедвигательного анализатора при НОДА приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности. Ведущими являются фонетико-фонематические нарушения. Характерные особен­ности дизартрии при НОДА проявляются прежде всего во вли­янии тонических рефлексов на речевую мускулатуру. Лого­педические занятия проводятся в таком положении ребенка, при котором влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимальным. Такие позы и положения ре­бенка носят название «рефлекс запрещающих позиций», под­бираются логопедом совместно с невропатологом.
Если ребенок сидит, надо обратить внимание на положе­ние его головы: она должна находиться по средней линии, не опускаться на грудь, не поворачиваться в сторону и не откидываться назад. При необходимости правильное поло­жение головы фиксируется головодержателем. Надо избе­гать наклона туловища вперед, перекреста ног, приведения бедер, свисания стоп. Выбрав положение ребенка, после об­щего расслабления приступают к массажу и гимнастике ар­тикуляционной мускулатуры. При проведении логопедичес­кой работы необходимо подавлять сосательные и другие рефлекторные движения ребенка, обособлять артикуляци­онные, дыхательные движения и голосовые реакции от об­щих движений.
Чрезвычайно важным является раннее выявление ре­чевых нарушений при НОДА для своевременного начала коррекционно-логопедической работы. При логопедичес­ком обследовании необходимо выявить состояние и синх­ронность в работе артикуляционного, дыхательного и го­лосового аппаратов ребенка. Для этого следует обращать внимание на: тонус лицевых мышц; наличие насильствен­ных движений, резких движений или изменения тонуса; объем движений; наличие или отсутствие рефлексов ораль­ного автоматизма; ответную реакцию при стимуляции об­ласти рта и вокруг него при помощи пальца логопеда.

Важно проверить состояние орального мышечного тону­са: челюстей во время движений и без движений; подвиж­ности, тонуса и симметрии губ; тонуса мышц языка, воз­можность изолированных движений, их переключаемость; мышц мягкого и твердого неба; ритма, объема дыхания, ко­ординацию между дыханием и речью (голосовыми реакци­ями), вдохом-выдохом, сопровождается ли дыхание ребен­ка движениями тела и головы.

Необходимо выявить состояние импрессивной и экспрес­сивной речи, просодической стороны речи, звукопроизно­шения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи.



Ранняя логопедическая работа при дизартрии прово­дится поэтапно.

Первый этап — подготовительный. Основная его цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; воспитание потребности в ре­чевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекции дыхания и голоса.
Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулиру­ют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподра­жания.
Логопедическая работа проводится на фоне медикамен­тозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной физ­культуры.

Второй этап — формирование первичных коммуника­тивных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Прово­дится работа по коррекции артикуляционных нарушений; развитию артикуляционных движений; развитию голоса; коррекции речевого дыхания; развитию ощущений арти­куляционных движений; развитию тонкой моторики кис­ти и пальцев рук.
Используется расслабляющий массаж мышц лица, губ, языка с повышенным тонусом и тонизирующий, укреп­ляющий массаж вялых, ослабленных мышц. При прове­дении артикуляционной гимнастики большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, разви­тие статико-динамических ощущений и артикуляцоинных кинестезии.

Особенностью нарушений звукопроизношения при ди­зартрии у детей с НОДА является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус и в артикуляционной мускулатуре усиливаются дизартрические расстройства; выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, поэтому во время занятий не следу­ет требовать от ребенка чрезмерных усилий. Нарушения ар­тикуляционной моторики затрудняют формирование
произносительной речи ребенка, его фонематического воспри­ятия, что может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.

Эффективность работы по коррекции звукопроизноше­ния у детей с церебральным параличом зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста ребенка, со­стояния его интеллекта и индивидуальных компенсаторных возможностей. При каждой форме дизартрии можно выде­лить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Формирование связной речи у детей с НОДА

Автор: Макарова Татьяна Николаевна

Дата: 01.11.2022

Номер свидетельства: 616416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Современные технологии, методы и  приемы работы в речевом развитии детей"
    ["seo_title"] => string(74) "sovriemiennyietiekhnologhiimietodyipriiemyrabotyvriechievomrazvitiidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "312711"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459392893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Календарно -тематический план по реализации раздела "Развитие связной речи" "
    ["seo_title"] => string(83) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-riealizatsii-razdiela-razvitiie-sviaznoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "234833"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443535551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект НОДс использованием здоровьесберегающих, игровых технологий и элементами драматизации Тема: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_nods_ispolzovaniem_zdorovesberegaiushchikh_igrovykh_tekhnologii_i_ele_1"
    ["file_id"] => string(6) "604193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1649143835"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи "Овощи и фрукты""
    ["seo_title"] => string(97) "nodpoformirovaniiulieksikoghrammatichieskikhsriedstviazykairazvitiiusviaznoiriechiovoshchiifrukty"
    ["file_id"] => string(6) "263828"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449596640"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект НОД по формированию связной речи с элементами грамоты на тему: "Волшебный зимний сон". "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-nod-po-formirovaniiu-sviaznoi-riechi-s-eliemientami-ghramoty-na-tiemu-volshiebnyi-zimnii-son"
    ["file_id"] => string(6) "173738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424019239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства