Просмотр содержимого документа
«Формирование связной речи у детей с НОДА»
Особенности развития речи и проявления дизартрии у детей с НОДА
Особое место в клинике НОДА занимают расстройства речи, их частота составляет от 70 до 85%. У детей с НОДА оральный праксис формируется искаженно, его развитие осложняется из-за наличия парезов и параличей мышц артикуляторного аппарата, слабости кинестетических ощущений, напряжения мышц языка и губ. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга, от вторичного недоразвития или более позднего формирования отделов коры мозга, наиболее интенсивно развивающихся уже после рождения. Отставание в развитии речи у детей с НОДА связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальными контактами. Ошибки воспитания могут еще более утяжелять отставание в развитии речи. Ребенок с НОДА в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если в педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация на новую обстановку создают неблагоприятные предпосылки для развития речи. При воспитании такого ребенка дома взрослые обычно чрезмерно опекают его, стремятся все сделать за него. Это не формирует у ребенка потребности в деятельности и в речевом общении. Особенностью дизартрии при НОДА является общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными видами НОДА. Так, дети с диплегией и гемипарезом могут обладать нормальными речевыми способностями. Самой тяжелой и распространенной формой НОДА является спастическая двойная гемиплегия с поражением конечностей — рук и ног. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой спастической дизартрии, когда речь ребенка прерывается длительными паузами вследствие чрезмерного напряжения мышц и внезапных спазмов. В тяжелых случаях отмечается невозможность речи —анартрия. Важной задачей на подготовительном этапе работы является общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре. Сходные, но часто менее выраженные речевые расстройства наблюдаются при гемипаретических формах НОДА,когда у ребенка отмечаются односторонние двигательные расстройства, особенно в кисти руки. Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме ДЦП отмечается у 30-35% детей. При гиперкинетической формеНОДА отмечаются нарушения общей и артикуляционной моторики: меняющийся характер мышечного тонуса (дистония), непроизвольные насильственные движения; отсутствие эмоциональной выразительности двигательного и речевого акта, недостаточность удержания статических поз и положений. Тонические спазмы могут распространяться на артикуляционную, дыхательную мускулатуру, мышцы гортани, вызывая своеобразные расстройства голосообразования и дыхания. Эти явления характерны для гиперкинетической (подкорковой) дизартрии, наблюдающейся более чем в 90% случаев. При атоническо-атактической форме НОДА наблюдается мозжечковая дизартрия (частота — 70-75%). Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и ритма. В процессе логопедической работы важно развивать у таких детей точность артикуляционных движений и их ощущений, интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования. В некоторых случаях встречаются сочетания различных форм у одного и того же ребенка, при этом отмечаются смешанные формы дизартрии. Речевую симптоматику необходимо рассматривать в связи с моторной патологией и с общим состоянием ребенка. Особенностью дизартрии при НОДА являются проявления артикуляционной (оральной) диспраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. Задачей логопедической работы при НОДА является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами.
Нарушения артикуляционной моторики обычно сочетаются с нарушениями функции рук, поэтому необходимо совмещать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.
Органическое поражение речедвигательного анализатора при НОДА приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности. Ведущими являются фонетико-фонематические нарушения. Характерные особенности дизартрии при НОДА проявляются прежде всего во влиянии тонических рефлексов на речевую мускулатуру. Логопедические занятия проводятся в таком положении ребенка, при котором влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимальным. Такие позы и положения ребенка носят название «рефлекс запрещающих позиций», подбираются логопедом совместно с невропатологом. Если ребенок сидит, надо обратить внимание на положение его головы: она должна находиться по средней линии, не опускаться на грудь, не поворачиваться в сторону и не откидываться назад. При необходимости правильное положение головы фиксируется головодержателем. Надо избегать наклона туловища вперед, перекреста ног, приведения бедер, свисания стоп. Выбрав положение ребенка, после общего расслабления приступают к массажу и гимнастике артикуляционной мускулатуры. При проведении логопедической работы необходимо подавлять сосательные и другие рефлекторные движения ребенка, обособлять артикуляционные, дыхательные движения и голосовые реакции от общих движений. Чрезвычайно важным является раннее выявление речевых нарушений при НОДА для своевременного начала коррекционно-логопедической работы. При логопедическом обследовании необходимо выявить состояние и синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов ребенка. Для этого следует обращать внимание на: тонус лицевых мышц; наличие насильственных движений, резких движений или изменения тонуса; объем движений; наличие или отсутствие рефлексов орального автоматизма; ответную реакцию при стимуляции области рта и вокруг него при помощи пальца логопеда.
Важно проверить состояние орального мышечного тонуса: челюстей во время движений и без движений; подвижности, тонуса и симметрии губ; тонуса мышц языка, возможность изолированных движений, их переключаемость; мышц мягкого и твердого неба; ритма, объема дыхания, координацию между дыханием и речью (голосовыми реакциями), вдохом-выдохом, сопровождается ли дыхание ребенка движениями тела и головы.
Необходимо выявить состояние импрессивной и экспрессивной речи, просодической стороны речи, звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи.
Ранняя логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.
Первый этап — подготовительный. Основная его цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекции дыхания и голоса. Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной физкультуры.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений; развитию артикуляционных движений; развитию голоса; коррекции речевого дыхания; развитию ощущений артикуляционных движений; развитию тонкой моторики кисти и пальцев рук. Используется расслабляющий массаж мышц лица, губ, языка с повышенным тонусом и тонизирующий, укрепляющий массаж вялых, ослабленных мышц. При проведении артикуляционной гимнастики большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и артикуляцоинных кинестезии.
Особенностью нарушений звукопроизношения при дизартрии у детей с НОДА является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус и в артикуляционной мускулатуре усиливаются дизартрические расстройства; выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, поэтому во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий. Нарушения артикуляционной моторики затрудняют формирование произносительной речи ребенка, его фонематического восприятия, что может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.
Эффективность работы по коррекции звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста ребенка, состояния его интеллекта и индивидуальных компенсаторных возможностей. При каждой форме дизартрии можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую.