Ход занятия
I. Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона).
«Представьте себе красавицу, волшебницу королеву в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, покрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Кругом укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Ручьи, реки, озера скованы льдом».
Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева?
Дети: Зима
Воспитатель: А точно это зима? А может быть, это весна?
Дети: Зима одевается в белые наряды, покрывает землю белым покрывалом.
Воспитатель: Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне. А вы знаете, что у зимы есть много друзей? Кто же это, отгадайте.
С дедушкой Морозом рядом
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задает,
Водит хоровод, поет,
Из снежинок курточка,
Это кто?...
(Снегурочка)
Звучит музыка, входит Снегурочка.
Снегурочка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Прислала меня к вам волшебница Зима, попросила передать свой волшебный сундучок.
Воспитатель: Снегурочка, мы сегодня с ребятами беседуем о Зиме и ее друзьях.
Снегурочка: Я могу вам помочь, послушайте загадки:
Снегурочка: Правильно, ребята, а еще Зима передала для вас снежный ком в подарок. А мне пора уходить в лес, дедушке Морозу помогать, да узоры рисовать. До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Снегурочка!
Снегурочка уходит, оставляет сундучок.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в веселую игру со снежным комом.
Дети: Да!
Дидактическая игра «Подбери признаки».
Воспитатель: Кому в руки ком попадает, тот сразу отвечает.
Сосулька (какая?) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая..
Зима (какая?) - снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная …
Воспитатель: А вот и еще один ее друг – снежок.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Работа по теме
Воспитатель: Дети, а вы любите стихи?
Дети: Да!
Воспитатель: Стихи пишут поэты. Мы сейчас с вами на какое-то время превратимся в поэтов, научимся сочинять стихотворения с зимними словами. Я попрошу вас их запомнить, чтобы ответить на вопрос.
Дидактическая игра «Доскажите словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки)
На поселки, на лужок
Все снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом – снежная фигурка.
Это девочка … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
Воспитатель: Кто был внимательным, тот запомнил, какие слова мы добавляли и на какие слова он похожи?
У всех слов есть общая часть «снег», такие слова называются родственными.
Воспитатель: Вспомните еще несколько слов, образованных от слова «снег». Я помогу вам. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?
Дети: Подснежники.
Воспитатель: Какую бабу слепили из снега?
Дети: Снежную.
Воспитатель: Каким станет парк, если его занесет снегом?
Дети: Заснеженным.
Воспитатель: Когда идет сильный снег, как мы это называем?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Давайте произнесем все эти слова по очереди, прохлопывая их ладошками: снежок, снежинки, снегопад, Снегурочка, снег, подснежники.
Молодцы, ребята!
Воспитатель обращает внимание на сундучок Снегурочки.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что еще передала Зима нам в подарок.
Достает из сундучка снеговика.
Составление предложений со словами дети и снеговик.
Предложение: Дети лепят снеговика.
Воспитатель: Давайте распространим предложение (увеличим количество слов в предложении).
Дети лепят снеговика (где?) во дворе. Но снеговику одному во дворе скучно. Давайте слепим ему друзей-снеговиков.
Физминутка «Снеговик»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла еще одна подружка Зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная. Что же могло с ней случиться? Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Давайте ее развеселим, расскажем, какая бывает Снежинка.
Дети: Легкая, белая, холодная, нежная…
Воспитатель: посмотрите, Снежинка все равно осталась грустной. Давайте с ней поиграем.
Воспитатель заглядывает в сундучок и достает из него снежинку на палочке.
Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха: на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать.
Воспитатель: Вот какая она стала веселая. Понравилось тебе с нами играть?
Девочка улыбается.
Снежинка: Спасибо вам, ребята! Я обязательно расскажу Зиме, какие вы дружные, веселые.
Воспитатель открывает сундучок и достает конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо.
Воспитатель раздает карточки с вопросами гостям (гости поочередно задают вопросы детям):
- Какое время года наступает после осени? (После осени наступает зима.)
- Чем покрыты деревья зимой? (Все деревья покрыты пушистым белым снегом.)
- Как одеваются люди зимой? (Зимой люди тепло одеваются: в теплые шапки, шубы, кожаные сапоги, вязаные рукавички.)
- Какую шубку одел заяц? (Заяц сменил серую шубку на белую, чтобы его не заметила лиса.)
- Каких животных мы не встретим в зимнем лесу? (Зимой в лесу мы не встретим медведя и ежика, так как они спят.)
- Какие птицы остаются зимовать? (Зимовать остаются зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, дятел, сова.)
- Какие развлечения у детей зимой? (Голодно и холодно птицам зимой. Они летят ближе к жилищу человека.)
- Какие развлечения у детей зимой? (Дети весело играют на улице в снежки, лепят снежную бабу, катаются на санках, коньках, лыжах.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо отвечали, играли и за это Зима передала вам сладкий сюрприз.
Воспитатель: Спасибо Зиме за сладости, радости, развлечения, а нашим гостям спасибо за внимание.
Подведение итога занятия.