Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом
Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом
изучить теорию вопроса смыслового чтения;
- совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст - активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формировать навыки самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств;
-растить читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом»
Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом
Проработав в школе учителем начальных классов 30 лет, я убеждина, что чтение - основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой в школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.
Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению, и не просто уметь читать, а понимать прочитанное, уметь анализировать.
Цели обучения мне видятся в следующем:
Сформировать у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом
Исходя из этого Поставила, задачи
-изучить теорию вопроса смыслового чтения;
- совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст - активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формировать навыки самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств;
-растить читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Гипотеза
Если у учащихся сформируем навыки смыслового чтения, то получим личность, способную размышлять, расширять свои знания и возможности.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ моего опыта являются следующие положения:
- обучение должно идти впереди развития;
- системность и целостность содержания учебного материала;
- включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого;
– особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.
Большую роль в становлении навыка осмысленного чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.
Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.
Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу прочитанного.
Всё обучение в начальных классах строится через умение не только читать, но и понимать прочитанное, необходимо подружиться с книгой, и тогда она поможет усвоить программный материал на всех этапах обучения.
Мотивация детей моего класса к чтению слабая, ребята не только не любят читать, но и не понимают, о чем говорится в тексте. Особенно это видно на уроках окружающего мира.
Я стремлюсь строить уроки так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в выборочном чтении и других видах чтения.
Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.
Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность. Немаловажную роль в смысловом чтении играет, техника чтения. Для отработки смыслового чтения применяю следующие виды работы.
Работа над смысловым чтением на уроках окружающего мира.
Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
В первый раз читаю текст сама. Стараюсь передать текст грамотно, эмоционально.
Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.
Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; выучить загадку, пословицу, поговорки.
Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных, окружающего нас мира ( Сладкова, Чарушина, Паустовского и т. д.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.
На уроках окружающего мира можно обсуждать и корректировать устные ответы.
В 3 классе при подготовки к уроку родители могут вместе с ребятами читать статьи из журналов, интернет ресурсов .
Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о прочитанном материале, рассказывают о том, как они сами наблюдали происходящее событие в живой и неживой природе.
Чаще надо проводить выборочное чтение.
В 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.
Приводить примеры из художественной литературы, в которых есть описание сюжетов касаемых темы урока (приготовленных заранее)
Считаю, что благодаря этим приемам повысится интерес учащихся к чтению и пониманию прочитанного. Справедливости ради можно сказать, что это далеко ни все приемы, существуют и другие наработки моих коллег которые можно применять в практике своей работы.