kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучить теорию вопроса смыслового чтения;

- совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст - активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формировать навыки самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств;

-растить читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом»

Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом


Проработав в школе учителем начальных классов 30 лет, я убеждина, что чтение - основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой в школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.

Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению, и не просто уметь читать, а понимать прочитанное, уметь анализировать.

Цели обучения мне видятся в следующем:

Сформировать у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом

Исходя из этого Поставила, задачи

-изучить теорию вопроса смыслового чтения;

- совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст - активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формировать навыки самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств;

-растить читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

Гипотеза

Если у учащихся сформируем навыки смыслового чтения, то получим личность, способную размышлять, расширять свои знания и возможности.


КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ моего опыта являются следующие положения:

- обучение должно идти впереди развития;

- системность и целостность содержания учебного материала;

- включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого;

– особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.

Большую роль в становлении навыка осмысленного чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.

Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу прочитанного.


Всё обучение в начальных классах строится через умение не только читать, но и понимать прочитанное, необходимо подружиться с книгой, и тогда она поможет усвоить программный материал на всех этапах обучения.

Мотивация детей моего класса к чтению слабая, ребята не только не любят читать, но и не понимают, о чем говорится в тексте. Особенно это видно на уроках окружающего мира.

Я стремлюсь строить уроки так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в выборочном чтении и других видах чтения.

Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.

Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность. Немаловажную роль в смысловом чтении играет, техника чтения. Для отработки смыслового чтения применяю следующие виды работы.

Работа над смысловым чтением на уроках окружающего мира.

  1. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

  2. В первый раз читаю текст сама. Стараюсь передать текст грамотно, эмоционально.

  3. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.

  4. Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; выучить загадку, пословицу, поговорки.

  5. Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных, окружающего нас мира ( Сладкова, Чарушина, Паустовского и т. д.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок  с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.

  6. На уроках окружающего мира можно обсуждать и корректировать устные ответы.

  7. В 3 классе при подготовки к уроку родители могут вместе с ребятами читать статьи из журналов, интернет ресурсов .

  8. Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о прочитанном материале, рассказывают о том, как они сами наблюдали происходящее событие в живой и неживой природе.

  9. Чаще надо проводить выборочное чтение.

  10. В 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

  11. Приводить примеры из художественной литературы, в которых есть описание сюжетов касаемых темы урока (приготовленных заранее)

Считаю, что благодаря этим приемам повысится интерес учащихся к чтению и пониманию прочитанного. Справедливости ради можно сказать, что это далеко ни все приемы, существуют и другие наработки моих коллег которые можно применять в практике своей работы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом

Автор: Норкина Светлана Юрьевна

Дата: 14.11.2019

Номер свидетельства: 526994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniia_cherez_organizatsiiu_raboty_s_tekstom_n"
    ["file_id"] => string(6) "522089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1570600848"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок-педсовет "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-piedsoviet-chieriez-tri-dnia-lidiia-mikhailovna-uiekhala-pochiemu-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "137100"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270389"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "«Формирование познавательных универсальных учебных действий: анализ жанра рассказа на уроках литературы в 5 классе». "
    ["seo_title"] => string(125) "formirovaniie-poznavatiel-nykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-analiz-zhanra-rasskaza-na-urokakh-litieratury-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "160430"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422037008"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа "Умелые руки 1-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-umielyie-ruki-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "116807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412611546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства