Просмотр содержимого документа
«Формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста.»
Формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста .
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу .
Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Словосочетание «навык чтения» охватывает сложный комплекс умений и навыков. Это и умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного), способ чтения( по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами), умение правильно читать( без технических ошибок и искажений), выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержание текста, темп, скорость чтения, которые зависят от множества факторов.
Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется у ребенка, отрабатывается как умение, а за тем посредством различных упражнений, постепенно поднимается на уровень навыка, а это значит, что ребенок научился читать без напряжения.
Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков . Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации .
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте.
Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизацииописывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы.
Исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Упражнения данного типа являются продолжением упражнений на развитие речевого аппарата ребенка и напрямую связаны с ними. Эти задания наиболее полезны для учащихся 1 и 2 классов. На уроках обучения грамоте я использовала упражнения на артикуляцию звуков и их сочетаний, чистоговорки – это замечательный материал для отработки у учащихся четкого произношения, повторения слогов, в которых способствует развитию у детей правильного произношения звуков. (использую на уроках русского и белорусского чтения во всех классах. Пример чистоговорки: ща-ща-ща – мы несем домой леща, ры-ры-ры – полетели комары, жа-жа-жа – есть иголки у ежа), скороговорки (в 1 классе каждый урок обучения грамоте начинала со скороговорок. Они заменяют оргмомент на уроке и помогают исправить практически любые дефекты речи, в т.ч. и такие сложные как заикание, картавость, шепелявость, гнусавость, значительно улучшают дикцию и тембр голоса. Ребята выплескивают в скороговорке лишние эмоции и настраиваются на работу.); предложения, абзацы текста и небольших текстов. Начинать подобную работу следует с артикуляции гласных и согласных, эти буквы пишу на доске или на карточках, также в работе использую различные буквенные и слоговые таблицы. Также применяю игры на выделение и распознавание звуков. Например: мы «заселяли» гласные и согласные буквы при их изучении по своим «квартирам»; отыскивали буквы, обозначающие определенный звук, и селили их в нужную «квартиру». Подобные игры очень нравились детям и вызывали у них познавательный интерес, а интерес, как известно, способствует более прочному и долгому запоминанию. При их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечивают возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении. Привожу примеры некоторых из них:
“А-а-а!” - плачет ребёнок;
“У-у-у!” - воет волк, гудит паровоз;
“Р-р-р!” - рычит собака;
“З-з-з!” - звенит комар;
“Звук заблудился”
Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который “заблудился” - попал не в своё слово.
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В моей копилке имеются игры, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы, анализировать её конфигурацию.
“Найди лишнюю букву”
На доске записывается несколько строчек одной и той же буквы (по 4 в каждой строке). Среди четырёх букв есть одна, которая отличается от остальных размером, цветом или графикой.
По вызову учителя ученик выходит к доске, анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, обводит её кружочком.
“Полубуковка”
Учитель показывает половину буквы. Дети называют букву.
“Не проморгай”
Каждый ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква.
“Последний слог в слове за тобой”
Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко… (- ни, - зы, - тик).
“Эхо”
1.Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
Например: школа – шко, дорога – ро.
2.Учитель называет слог-слияние но-о. Читающие ученики читают за учителем, а нечитающие тянут гласный. Затем меняются ролями: учитель – «эхо», ученики читают.
Одной из важнейших задач является обучение детей чтению прямого открытого слога. Научившись читать слог-слияние, дети могут читать любой слог. Помогают в этом слоговые таблицы разных видов. На их основе можно придумать множество заданий, которые помогут научиться не только читать, но и писать под диктовку эти слоги, а за ними и одно-, двух-, трехсложные слова. Также в данной работе можно использовать следующие игры:
“Четвёртый лишний”
На доске записываются несколько слогов-слияний с новой буквой. В каждой строчке записаны три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных цветом, размером, шрифтом. Вызванный ученик находит лишнее слияние, объясняет, почему оно лишнее.
ВА, ВА, ВА, ва.
ву, ву, ВУ, ву.
“Выбирай любую букву”
Учитель выставляет карточки гласных букв на наборном полотне, а карточки согласных раскладывает на столе. Вызванный ученик берёт карточку, подставляет её к гласной и читает слог.
Особое внимание следует уделить предупреждению трудностей и ошибок при чтении, которые допускают учащиеся. Как известно, наибольшие трудности у детей вызывает чтение стечения согласных: СТРА, ВСТРЕ, ОПРЕ, ЗДРЕ, ЕЗДР и др. Среди типичных ошибок, которые лучше предупредить перед чтением, можно назвать следующие:
- молоко, отец, мыло, портфель(прочитайте так, как надо писать, а теперь так, как говорят и читают);
- что, конечно, скворечник;
- чтение и правильное произношение окончаний родительного падежа имен прилагательных: родного, зеленого, весеннего и др.
Чтобы предупредить ошибки детей во время чтения для предварительных упражнений яиспользуются слова, словосочетания, предложения из текстов, с которыми ученики будут знакомиться на уроке, слоговые таблицы со сложными буквосочетаниями, чтобы потом, когда учащиеся научаться их хорошо читать, от чтения слогов они могли перейти к чтению слов и предложений. В методике обучения грамоте существуют разные точки зрения по поводу многоразового чтения одного и того же текста и чтения множества текстов однократно. Я считаю, что без многоразового чтения на первых ступенях обучения чтению не обойтись. При многоразовом чтении ребёнок привыкает к графическому облику слов и учится охватывать всё слово. Предложенные игры дают возможность дополнительно прочитывать слова из учебника, а так же дополнительные слова, не предусмотренные словарём “Азбуки”. Игры обеспечивают многоразовое чтение нового материала в разных сочетаниях.
“Помоги слову найти последнюю букву”
Учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы, а дети соотносят слог и букву:
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРИ Н
“Составь предложение”
На доске печатными буквами написано слово. Дети хором читают его и составляют с ним предложение.
“Кто здесь живёт?”
На доске вразброс прикреплены карточки с названиями животных и их жилья. Дети читают названия жилья и соединяют это слово с соответствующим названием животного.
Берлога – медведь
Нора – лиса
Дупло – белка
Как я уже писала выше, на каждом уроке чтения использую слоговые таблицы, их в моей копилке несколько разных видов. На начальном этапе учимся читать слоги, затем при помощи таблиц вырабатывается целый ряд других языковых и читательских навыков. Привожу примеры работы с этими таблицами.
“С кочки на кочку”
Учитель, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.
“Договори слово”
Учитель показывает слог на таблице. Дети хором читают его, придумывают слова, начинающиеся с него. Затем эти слова набираются из слогов из кассы букв.
“Читатель – молния”
На доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты. Учитель на 4-5 сек. открывает ширму и снова закрывает её. Дети должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
“Глаз – фотограф”
На наборном полотне устанавливаются 4-5 карточек с буквами. Учитель показывает детям наборное полотно 2-3 сек. и убирает полотно. Детям предлагается назвать буквы в том же порядке. Такие упражнения помогают тренировать память ребенка и подготавливают его к написанию зрительных диктантов.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Используется следующий вариант проведения этих диктантов: работу над набором начинала на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».
Для беглого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. А значит, необходимо работать над развитием оперативного поля чтения детей и одновременно над развитием памяти ребенка. Начинать подобную работу следует с чтения несложных слов: сначала слово, состоящее из двух слогов, затем – из трех, далее – два небольших слова, и, наконец, целое предложение, состоящее из 10-12 знаков. При этом следует помнить, что каждая следующая строчка или задание должно быть несколько длиннее предыдущего. Перед выполнением дается установка: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее, постарайся его понять. Привожу примеры заданий этого вида по классам:
1 класс.
а)зима б) зима в) Пришла зима.
зимний зимушка друг – дружеский
зимовать Пришла зима. сильный – смелый
Детям 2 класса для чтения предлагаю более сложные задания. В них присутствуют слова, записанные в столбик и в строчку, небольшие предложения. Например:
Ученье
Ученик
Ученый
Буря, вьюга, метель, поземка.
Чтение – вот лучшее учение.
В 3 и 4 классах дети в состоянии справиться с чтением целых «пирамид» или «лесенок» слов, словосочетаний и предложений. Например:
Бури
Ветры
Ураганы
Разыграйся
Замораживая
Выхолаживая
Чтобы взгляд ребенка во время чтения плавно скользил по читаемому, независимо по тому, как расположены слова, словосочетания, предложения(в строчку или столбик), предлагаю детям задания на чтение в указанном направлении. Ученики читают столбики слов слева направо и наоборот, сверху вниз и снизу вверх, во 2 и 3 классе при работе над произведением даю задание на прочтение текста с конца в начало.
Также очень важны при обучении чтению упражнения на антиципацию(предугадывание) отдельных слов на основе входящих в их состав согласных. Взрослый человек, читая текст, зачастую не дочитывает некоторые слова до конца, он просто догадывается, что это за слово. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему необходимо каждый раз дочитывать каждое слово, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. Умение человека предвосхищать, догадываться по смыслу, значительно улучшает скорость чтения.
На первоначальном этапе обучения чтению я предлагала детям карточки, по которым они смогут восстанавливать слова. Например: на карточке слева записано к-р-ц, а справа – у-и-а, дети складывают – курица. Далее работа усложняется: мною предлагаются карточки со словосочетаниями, в которых частично пропущены гласные, задача детей – восстановить эти гласные. Например: хтрые глза.
При формировании навыка чтения следует большое внимание отводить работе по формированию правильности чтения.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
1. Искажение звукобуквенного состава:
пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
вставка произвольных элементов в единицы чтения;
– замена одних единиц чтения другими.
Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.
2. Наличие повторов.
Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.
Для ликвидации повторов в своей работе я использовала так называемые «уголки». Ученик, читая, закрывает прочитанное «уголком» и вернуться назад уже не может. Это упражнение помогает избежать регресса в чтении.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:
1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение – самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:
единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” – обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;
3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:
Предпосылкой правильного чтения является внимание к слову и его частям. Для выработки у учащихся внимания я использую следующие виды упражнений:
Чтение слов, различающихся одной буквой (мак-лак-рак), чтение слов, различающихся несколькими буквами (белка-булка-балка-палка-скалка), чтение слов, имеющих общую часть (вода-водный-водяной), чтение слов с разным корнем и одинаковым окончанием (чистота-частота), чтение под счет или на время, жужжащее чтение, чтение слов и предложений-перевертышей, приставление или замена букв в словах, «звуковые близнецы» и др.
Следующим этапом в формировании навыка чтения является осознанность прочитанного. Ведь без осознания и понимания смысла прочитанного все остальное теряет смысл.
Считается, что показателями чтения и обученности читателя является его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:
1. Что я чувствую, когда читаю?
2. Почему именно так я чувствую, переживаю?
3. Что дает мне возможность именно так оценить произведение?
Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание.
2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.
3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.
В 3-4 классе широко используется работа в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант не просто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. При чем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.
Широко используется «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.
Одним из основных приёмов, обеспечивающих развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, на сколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.
Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.
Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.
Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
- осмысление значения каждой языковой единицы текста;
- понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
- осознание себя как читателя.
Особое внимание в обучении младших школьников чтению должно уделяться чтению молча, «про себя» - чтению глазами без внешних речедвижений. Молчаливое чтение способствует усилению смысловой обработки прочитываемой информации, т.к. снимает необходимость устного воспроизведения читаемого и способствует ускорению темпа зрительного восприятия примерно в два раза.Чтобы школьник хорошо учился, быстро и сознательно усваивал текст математической задачи, художественного и научно-познавательного текста в учебнике, мог свободно читать книгу во внеурочное время, необходимо его научить читать молча. На первых этапах обучения чтению и письму, когда очень важен звуко-буквенный анализ, нам очень важно проговаривание. Но уже со второго полугодия 1 класса нужно учить ребенка сознательно читать молча. И так постепенно учащиеся переходят на чтение про себя. А это другой механизм чтения.
Начинать следует с упражнений, которые будут способствовать отучению ребенка шевелить губами во время чтения. Такие упражнения должны проводиться во всех классах начальной школы. Привожу пример: упр-е «Губы» (по указанию учителя дети плотно сжимают губы и прикладывают к ним палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение), «Язык в замке» (дети зажимают язык зубами и читают только глазами). Далее задания усложняются: «Белка», «Помогите Чебурашке» (ученики читают текст, в котором закрыты некоторые буквы, про себя, стараясь догадаться, какая буква закрыта) и др.
Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.
Параллельно с развитием навыков осознанного чтения формируются умения и беглого чтения.
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка. Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.
На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.
4. Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
5. Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
6. Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
7. Приём стимулирования учащихся.
В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).
Предлагаемых приемов существует очень много. Их нужно использовать в комплексе как в школе на уроках чтения, так и в домашних условия.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Развитие навыков чтения будет более эффективным, если создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
Подводя итог изложенному, хочется сказать, что овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, формирования читательских интересов, развития речи, уроки, где в комплексе решались задачи образования, воспитания и развития. Поэтому обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения, это процесс двусторонний, включающий технику чтения и понимание прочитанного, должна четко прослеживаться взаимосвязь этих двух сторон.