Формирование коммуникативных навыков и проблема адаптации учащихся младших классов к школе.
Формирование коммуникативных навыков и проблема адаптации учащихся младших классов к школе.
Проблема психологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит успешность последующего развития и обучения детей в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных навыков и проблема адаптации учащихся младших классов к школе.»
Формирование коммуникативных навыков и проблема адаптации учащихся младших классов к школе.
Проблема психологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержание обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе. Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих типов деятельности. Проблема адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личной неповторимостью и автономностью. Адаптация - особый и сложнейший период в жизни младших школьников: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную; изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Основой для определения возрастных границ периода младший школьник служит время обучения детей в начальных классах. До недавнего времени в нашей стране младший школьный возраст охватывал период от 7 до 9-10 лет. В связи с переходом к обучению с 6 лет, нижняя граница возраста соответственно сдвинулась. В других странах границы данного периода определяют в зависимости от принятых в них систем образования. Однако решающим во всех случаях является переход ребенка к учению, к систематической, целенаправленной деятельности. По проблемам младшего школьного возраста существует обширная литература, однако обобщающих работ сравнительно мало. В последнее время в нашей стране появилось множество работ посвященных проблемам обучению детей с 6 лет. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирование и выполнения программ действий. К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отличается большее, чем у дошкольников равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т.д.). Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом, можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближается к свойствам нервных процессов взрослых людей.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка (JI.C. Выготский). Ранее было принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно-образное мышление, однако в настоящее время, в первую очередь благодаря работам Д. Б. Эльконина, В В. Давыдова и их сотрудников, доказано, что дети этого возраста имеют гораздо большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления.
Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности, а так же чувство дифференцированности своих возможностей.
Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель, который часто выступает как своего рода центр его жизни (даже в тех случаях когда ребенок «не принимает» педагога), именно на учителе оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка. К концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников, ребенок начинает стремиться завоевать признание товарищей.
Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры с правилами, игры-драматизации. Переход из условий игры в условия учебной деятельности - переломный момент в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и относительно малым числом постоянных обязанностей он переходит в мир новой нормативности, который качественно меняет образ жизни.
Новое положение в обществе состоит в том, что его учеба станет обязательной, общественно значимой деятельностью. За результат своего учения ребенок должен будет нести ответственность перед учителем, школой, своей семьей. Он должен учиться. Теперь он будет должен учитывать систему строгих, одинаковых для всех школьников правил. Современные дети воспитываются через игровую деятельность. Игра как ведущая деятельность дошкольного детства контролируется системой общественного воспитания. К шести годам через игровые и реальные отношения со сверстниками ребенок научается вполне успешному социальному поведению. Он вступает в отношения лидерства и подчинения и умеет бесконфликтно решать возникающие проблемы. Благодаря игре у ребенка к школьному обучению с 6-7 лет формируется рефлексия-способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других. И вот наш ребёнок со своими возрастными особенностями поставлен в условия, которые требуют от него новых умственных, эмоциональных, волевых усилий он начинает учиться. Теперь многое будет зависеть от учителя. Между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Учитель становиться как бы проводником между культурой, опытом человечества и ребенком. Функции учителя - передать опыт новому поколению. Учитель выступает как организатор умственного развития ребенка, его внимания, памяти, мышления, воображения. Произвольность в психической деятельности ребенка развивается на уроках под руководством учителя и через подчинение системе одинаково обязательных для всех школьных правил. Требование исполнения правил определяет и воспитание личности ребенка.
Правила приобретают для ребенка значимость тогда, когда он начинает осознавать себя в новой социальной ситуации - он школьник. Изменившаяся позиция помогает ребенку принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, распорядка дня, норм отношений с одноклассниками. Новоявленный ученик стремится как можно быстрее разобраться в правилах поведения. Это глубоко интересует его. Правила - это первое, чем начинает овладевать ученик в школе.
Взаимоотношения со сверстниками тоже существенно от тех, которые складывались у детей в детском саду. Одним из главных мерил, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителем его поведения и успехов в учебе.
В учебной деятельности заложены условия для возникновения отношений соревнования между детьми и связанные с этим отношениями переживания и поступки. Начало учебной деятельности определяет многое в субъективных переживаниях ребенка и его новой позиции ученика.
В первые дни учебы все дети переполнены радостью и волнением от новых условий жизни. Подавляющее большинство детей страстно хотят учиться. Они ждут признания своих достижений. Однако младшие школьники испытывают значительные трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически: эффект неопределённости, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта у шестилетних в большей мере, чем у более старших детей. Они напряжены физически. Психические нагрузки и новый режим ломают прежние стереотипы. Возрастные особенности, связанные с этапом интенсивного роста, усугубляют физическое напряжение. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У иных появляется возбудимость, раздражительность. Они начинают мочиться во время сна и даже когда бодрствуют. Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление-состояние, характеризующееся снижением работоспособности.
Развитие работоспособности у детей зависит от многих факторов. Здесь необходимо учитывать эмоциональную заинтересованность ребенка задаваемым делом, интерес к конечному результату. В процессе учебной деятельности ученик совершает необходимые волевые усилия при организации внимания, запоминания, мышления. Утомление - разрушает работоспособность.
Придя в первый класс, ребенок сразу попадает в совсем новые психологические условия своего существования. Во-первых, это исключительно реальные отношения, которые строятся по поводу учебной деятельности. Во-вторых, отношения учебной деятельности вольно или невольно ставят ребенка в такое положение, при котором он сравнивает себя с другими, с успехами одноклассников в учебной деятельности и поведением. Он попадает в отношения соревнования. В-третьих, по своему психологическому содержанию учебная деятельность нацеливает ребенка учиться, т.е. смысл учебной деятельности заключается в развитии каждым своих умений, способностей, качеств.
Чаще всего на уроке все дети получают одинаковое задание учителя. Каждый должен, не мешая другим, уметь сосредоточиться на выполнении задания. Лишь на следующем этапе контроля все лети обращают свое внимание друг на друга.
В отношениях учителя и ученика существует своя собственная связь по поводу учебной деятельности. Выполнив задание, каждый ребенок тянет руку. Он жаждет, чтобы именно его вызвал учитель. Ему необходимо утвердиться в правильности своего ответа, он ждет похвалы учителя. Каждый ученик направлен на учителя. Дети не воспринимают ответов одноклассников - каждый хочет ответить сам, даже если он даст такой же ответ, как ученик, который только что отвечал перед ним и сказал то же самое.
Учитель должен оценивать ответы детей. Похвала учителя вызывает у одного ученика бурную радость, и он с победоносным видом станет поглядывать на остальных детей, у другого наряду с чувством удовлетворения может возникнуть и чувство смущения. Неуспеваемость одноклассников одни дети встречают равнодушно, другие со злорадством. Среди младших школьников еще мало сопереживающих, сорадующихся. Ребенок просто не обучен пока сопереживанию в новых для него условиях. Развитие нравственных качеств у детей своего класса - одна из первоочередных задач учителя. Очень сложным для первоклассников (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет) является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу.
Способность к сопереживанию является показателем духовности, интеллигентности человека. У учителя имеется немало реальных возможностей и средств нравственного воспитания детей. Особое значение имеет авторитет учителя. Он - источник знаний и умений, он справедливо оценивает достижения учеников. Он любим и почитаем, ведь он - первый учитель.