Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы: формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников и слабых, и сильных. Составляющими коммуникативных умений являются: умение слушать, умение понимать и принимать мнение другого, умение решать конфликт, умение адекватно оценивать себя и других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности»
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности
Коммуникативность – способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником).
Представьте себе картину: ребёнок у телевизора, ученик с телефоном, планшетом, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? А если сосчитать, сколько часов это будет в течение месяца или года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное).
Для того чтобы ребенок (обучающийся) умел общаться, действовать, решать проблемы в любых ситуациях, ему необходимо овладеть коммуникативной компетентностью, т.е. научиться ясно, и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, при этом соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться.
Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирование коммуникативной компетенции.
Каково же значение коммуникативной компетенции младших школьников?
Во-первых, она влияет на учебную успешность.
Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия будущей жизни.
Исходя из выше изложенного, во внеурочное время в своем классе я стараюсь использовать разные формы виды работ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников: много рассказываем с обучающимися на определенные темы (о природе, о домашних и диких животных, о здоровье), ребята готовят выступления на заданные темы, высказывают свои мнения, доказывают свои точки зрения, проводим диалогическую форму общения.
Приступая к работе нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты. Однако, я думаю, что формирование базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен урок, личность развивается в общении, в неформальной обстановке.
Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы: формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников и слабых, и сильных. Составляющими коммуникативных умений являются: умение слушать, умение понимать и принимать мнение другого, умение решать конфликт, умение адекватно оценивать себя и других.
Существует множество игр на формирование коммуникативных компетенций: «Пожелание» - цель этой игры – развитие коммуникативных навыков, «Продолжи сказку» - побуждает детей фантазировать, развивать речь, способствует формированию культуры поведения.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познать мир.
Таким образом, формирование коммуникативных качеств дает ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.
Внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Важно помнить, что обучение общению - не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, логопеда, психолога и, конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.