Программа по формированию коммуникативных компетенций младших школьников через досуговую деятельность
Программа по формированию коммуникативных компетенций младших школьников через досуговую деятельность
Процесс формирования коммуникативных компетентносей младших школьников в досуговой деятельности актуализируется на основе дидактической концепции, которая определяется совокупностью теоретико-методологических положений, связанных с коммуникативным потенциалом дидактического процесса в начальной школе, созданием коммуникативной среды, обеспечивающей функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных компетенцей младших школьников, основывается на взаимопроникновении и интеграции идей досуговой деятельности и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся. Данная программа способствует формированию коммуникативных компетентностей младших школьников в досуговое время в условиях внеурочной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по формированию коммуникативных компетенций младших школьников через досуговую деятельность »
Программа по формированию коммуникативных компетенций младших школьников через досуговую деятельность.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (для начальной школы)
Кружок «Школа этикета» - 34ч.
Творческие учебные проекты – 25ч.
Клуб юных знатоков – 37ч. +32 ч.
Риторика – 34ч.
Искусство слова – 64 ч.
Кружок «Школа этикета» в 3 классе
Пояснительная записка
Программа кружка «Школа этикета» разработана для внеклассной работы учащихся третьего класса. Объем – 34 часа в год. Длительность занятий в 3 классе составляет 35 минут, 1 раз в неделю.
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса прогимназии, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие слова произносит, как садится, как ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Проведя ряд наблюдений и опросов, мне удалось выяснить, что ребятам этого класса необходимо прививать любовь к природе, расширять и углублять их знания об окружающем мире, дабы это направление вызывает у них яркий интерес и потребность в глубоком знании данного курса.
Основные цели программы:
1) Развивающая: развивать духовное единство между людьми, устанавливать взаимное доверие.
2) Воспитательная: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
3)Образовательная: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи программы:
1)Формирование у ребенка эстетических представлений и их творческая реализация в проектной деятельности.
2)Повышение культуры ребенка в общении с окружающим миром.
3) Приобщение ребенка к исследовательской деятельности по предмету.
Программа построена с учетом возрастных особенностей третьеклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.
Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы с детьми: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, игровые; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; праздники и др.
Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр.
Любая наука представляет собой систему понятий, находящихся друг с другом в определенных связях и отношениях. Каждое понятие – это значение наиболее общих, и в то же время существенных признаков объекта, а также связей и отношений между ними.
При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.
Кем бы ни стал в будущем ученик, ему всегда нужны будут знания, хорошая память, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать факты.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
• сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
В реализации данной программы я использую гуманно-личностную технологию Амонашвили, так как именно она направлена на развитие творческих способностей ребенка, путем раскрытия его личностных качеств, на развитие и становление познавательных сил ребенка, на обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Т ребования к уровню сформированности знаний и умений учащихся в 3 классе
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны знать:
· основные моральные нормы,
· основы светской и религиозной морали,
· представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России,
· ценности нравственности и духовности в человеческой жизни,
· простые правила этикета.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
· уметь видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять,
· ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступках окружающих людей,
· решать моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентироваться на их мотивы и чувства,
· следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи,
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебно - тематический план кружка
«Школа этикета»
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Введение. Этика – наука о морали.
4
2
Школьный этикет.
1
3
Зачем быть вежливым.
1
4
Сказка о вежливости.
4
5
Этическая грамматика.
5
6
Твои поступки и твои родители.
1
7
Обязанности ученика в школе и дома.
2
8
Ты и твое здоровье.
2
9
Праздничный этикет.
1
10
Наш класс.
2
11
«Этика общения»
9
12
«Подведение итогов работы»
2
Содержание программы
Количество теоретических часов – 16, практических часов – 18.
Введение. Этика – наука о морали. ( 4 часа)
Как я выгляжу. Мой внешний вид.
Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.
Как я выгляжу. Мимика и жесты.
Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка.
Школьный этикет. ( 1 час)
Внешний вид школьника. Порядок.
Поведение в школе.
Зачем быть вежливым. ( 1 час)
Зачем быть вежливым.
Сказка о вежливости. ( 4 часа)
Вежливое поведение в природе.
Вежливые и невежливые поступки.
О дружбе и взаимопомощи людей.
Как исправить плохой поступок?
Добро и зло в сказках. ( 2 часа)
Добро побеждает зло.
Добро и зло в сказках.
Этическая грамматика. ( 5 часов)
Вежливость как основа воспитанности.
Какого ты рода, племени?
Точность, обязательность, аккуратность.
Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
Если бы вещи умели говорить.
Твои поступки и твои родители. ( 1 час)
Твои поступки и твои родители.
Обязанности ученика в школе и дома. ( 2 часа)
Обязанности ученика в школе и дома.
Твои обязанности по отношению к родителям.
Чем богат человек. ( 1 час)
Чем богат человек.
Ты и твое здоровье. ( 2 часа)
Ты и твое здоровье.
Твое здоровье в твоих руках.
Праздничный этикет. ( 1 час)
Праздничный этикет.
Наш класс. ( 2 часа)
Толерантность- путь к миру.
«Этика общения» ( 9 часов)
Если песни петь, с ними веселей.
Добрым жить на белом свете радостно.
Добро творить – себя веселить.
Подумай о других.
Подарок коллективу.
Делу – время, потехе – час.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
«Подведение итогов работы» ( 2 часа)
«Мой творческий проект».
Поурочно-тематическое планирование занятий кружка для 3 класса
(34 часа)
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Вид деятельности обучающихся и воспитанников
Дата
проведения
1
Введение. Этика – наука о морали. ( 4 часа)
Как я выгляжу. Мой внешний вид.
1
Познавательная беседа. Игра.
6.09.13.
Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.
1
Беседа. Презентация.
13.09.13.
Как я выгляжу. Мимика и жесты.
1
Практическое занятие. Инсценировка собственного поведения в различных ситуациях.
20.09.13.
Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка.
1
Беседа. Работа с раздаточными пособиями.
27.09.13.
2
Школьный этикет. ( 1 час)
Внешний вид школьника. Порядок.
Поведение в школе.
1
Устные выступления. Беседа. Рисунки детей.
Видеофильм.
4.10.13.
3
Зачем быть вежливым. ( 1 час)
Зачем быть вежливым.
1
Конкурс сочинений. Устные выступления.
11.10.13.
4
Сказка о вежливости. ( 4 часа)
Вежливое поведение в природе.
1
Рассказ учителя сообщения. Презентация.
18.10.13.
Вежливые и невежливые поступки.
1
Познавательная беседа. Инсценировка разных ситуаций.
25.10.13.
О дружбе и взаимопомощи людей.
1
Просмотр видеофильма. Написание сочинения.
1.11.13.
Как исправить плохой поступок?
1
Зачитывание детьми подготовленных сообщений на данную тему.
8.11.13.
5
Добро и зло в сказках. ( 2 часа)
Добро побеждает зло.
1
Беседа. Презентация.
15.11.13.
Добро и зло в сказках.
1
Инсценировка отрывка из сказки. Просмотр видеофильма.
22.11.13.
6
Этическая грамматика. ( 5 часов)
Вежливость как основа воспитанности.
1
Беседа. Подготовка сообщений. Презентация.
29.11.13.
Какого ты рода, племени?
1
Мини-сообщения. Презентация.
6.12.13.
Точность, обязательность, аккуратность.
1
Составление кроссворда и его разгадывание.
13.12.13.
Внешняя и внутренняя воспитанность человека
1
Беседа. Творческая работа.
20.12.13.
Если бы вещи умели говорить.
1
Викторина.
27.12.13.
7
Твои поступки и твои родители. ( 1 час)
Твои поступки и твои родители.
1
Беседа. Подготовка сообщений. Презентация.
3.01.14.
8
Обязанности ученика в школе и дома. ( 2 часа)
Обязанности ученика в школе и дома.
1
Подготовка сообщений.
10.01.14.
Твои обязанности по отношению к родителям.
1
Игра-викторина.
17.01.14.
9
Чем богат человек. ( 1 час)
Чем богат человек.
1
Работа с энциклопедиями. Интересные факты.
24.01.14.
10
Ты и твое здоровье. ( 2 часа)
Ты и твое здоровье.
1
Беседа. Работа со справочными пособиями.
31.01.14.
Твое здоровье в твоих руках.
1
Мини-сообщения. Просмотр видеофильма.
7.02.14.
11
Праздничный этикет. ( 1 час)
Праздничный этикет.
1
Разыгрывание сценок.
14.02.14.
12
Наш класс. ( 2 часа)
Толерантность- путь к миру.
1
Беседа. Составление кроссворда и его разгадывание.
Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование.
28.03.14.
Подарок коллективу.
1
Урок-сюрприз. Игры.
4.04.14.
Делу – время, потехе – час.
1
Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.
11.04.14.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
1
Познавательная беседа. Игра.
18.04.14.
14
«Подведение итогов работы» ( 2 часа)
«Мой творческий проект».
2
Защита творческого проекта на избранную тему.
19.04.14.
Программа внеурочной деятельности “Творческие учебные проекты”
Пояснительная записка
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы мощное движение всеразличных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждённой Президентом РФ Д. Медведевым. Среди характеристик школы XXI века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.
Программа «Учебные творческие проекты» ориентирована на применение широкого комплекса методик добычи знаний. Программа построена на основе методического пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 2-е изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006. – 208 с.
Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся, способствующие формированию коммуникативных компетенций.
Задачи программы:
* Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
* Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
* Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 34 часа во 2-4 классах и 25 часов в 1 классе (занятия со 2 четверти, учитывая период адаптации).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Учебные творческие проекты».
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: творческом проекте.
Умеет:
1 класс
Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.
2 класс
Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект
3 класс
Определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
4 класс
Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
Содержание программы
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.
Проект. Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов. Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты».
Направление будущей проектной работы
Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы.
Разработка гипотез проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта. Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ самых интересных находок в группе. Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта.
Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала.
Подготовка отчёта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы.
Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.
Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.
Учебно-тематический план
3 класс
№п/п
Темы занятий
Количество часов
1
Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.
1
2
Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.
1
3
Выбор темы творческого проекта
1
4-7
Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.
4
8 -17
Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Подбор методов проектирования
10
18-23
Правильное мышление и логика. Практические задания «как делать обобщения» Гипотезы и идеи.
6
24-27
Искусство делать сообщения. Структурирование текста
4
28-29
Обработка полученных результатов. Итог работы.
2
30
Подготовка отчёта.
1
31
Подготовка презентации.
1
32
Подготовка выступления.
1
33-34
Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
2
Итого:
34
Программа проектной деятельности младших школьников по научно – познавательному направлению «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
* мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
* исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
* коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
* социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
* развитие творческой исследовательской активности;
* формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
* стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
* формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
* формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
* развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Развитие познавательной сферы» ( 32 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» ( 37 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
* «Исследовательская практика» ( 48ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Программа:
34 часа
N|N
МОДУЛИ
«Развитие
познавательной сферы»
«Формирование исследовательских умений»
«Исследовательская практика»
«Защита проектов исследовательской работы»
7 ч
10 ч
13 ч
4 ч
1.
Тайны памяти.
1 ч
Что такое «копилка сведений проекта»?
1 ч
«Моя родословная»
(инд. проекты)
1 ч
В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
2.
Как улучшить свою память?
1 ч
Анкетирование как метод исследования.
1 ч
«Куклы» (инд. и групповые проекты)
2 ч
3.
Конкурс математических развлечений.
1 ч
Компьютер – друг и помощник.
1 ч
«Кругосветные путешествия»
( инд. проекты)
1 ч
4.
Неповторимость и уникальность в проектной деятельности.
1 ч
«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»
(групп. проект)
2 ч
«Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты)
2 ч
5.
Что значит для меня ощущение успешности?
(психологический тренинг)
1 ч
Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь»
1 ч
«Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)
2 ч
6.
Что значит умение договариваться?
1 ч
«Как выглядит орбита планет»
(занятие – практикум)
1 ч
« Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект)
2 ч
7.
Новые приборы
в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка)
1 ч
Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование)
1 ч
«Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект)
2 ч
8.
Микроисследование «Что такое хорошая школа».
2 ч
«Вредные звуки»
( инд. проект)
1 ч
9.
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать:
* основные особенности проведения исследовательской работы;
* метод исследования: анкетирование, моделирование;
* основы работы с компьютером;
* что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружаю-
щих;
* способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических
процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
* самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
* правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
* собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
* пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
* осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
* презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные
исследовательские
информационные
кооперативные
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.
Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
коммуникативные
экспериментальные
рефлексивные
презентационные
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.
Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Искусство слова»
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Безусловно, изучение курса «Искусство слова» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель предмета филологического цикла – расширение и углубление знаний учащихся о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения.
Курс внеурочной деятельности «Искусство слова» решает следующие задачи:
- приобщение учащихся к речевой культуре как производной национальной культуры;
-углубление теоретических знаний учащихся о нормах русского языка, о языковых средствах;
- формирование уважительного отношения к литературе как воплощению речевой культуры;
- формирование речевых умений и навыков: замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать ошибки и недочеты в устной и письменной речи, уметь исправлять их, редактировать текст;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание уважения к требованиям речевого этикета.
Изучение данного курса поможет школьникам:
-научиться общаться и вести беседы;
- слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения;
- участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение;
- участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью;
- свободно излагать в форме письма, статьи, свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому курс
внеурочной деятельности «Искусство слова» как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Искусство слова»:
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Принципы, лежащие в основе курса:
1. Научность: практические задания основаны на владении теоретической базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий речевой культуры.
2. Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из которых является частью общей структуры; последующий блок дополняет общую картину языкового явления.
3. Природосообразность: сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать.
4. Культуросообразность: материал курса основан на русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.
5. Креативность: изучение курса предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе групп.
6. Соревновательность: каждая группа имеет возможность анализировать и комментировать результаты работы другой группы.
7. Творческий характер заданий: например, интерпретировать языковые явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой текст в соответствии с речевой установкой и т. д.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Искусство слова»
Результаты обучения по курсу внеурочной деятельности «Искусство слова» в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных Федеральным государственным стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Личностные результаты
- овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
- на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
- различать устное и письменное общение;
- различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
- уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
- продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Содержание программы курса «Искусство слова»
Тематический план программы.
№
Название разделов
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
ОБЩЕНИЕ.
64
5
12
5
12
4
11
4
11
Объяснять значение речи, общения в жизни людей
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.
Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения
1.1.
Значение речи в жизни человека, общества.
4
2
2
1.2
Речь как средство воздействия на мысли, чувства.
3
1
2
Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.
Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить
Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.
1.3
Коммуникативные качества речи
19
2
8
1
2
1
2
1
2
Анализировать коммуникативные качества речи.. Стремиться к ясности, точности и чистоте речи.
1.4
Языковая норма
12
1
3
1
3
1
3
Анализировать важнейший признаки литературного языка. Определять виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.
Объяснять уместность (неуместность) использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения.
Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою
точку зрения.
1.7
Функциональные стили литературного языка
10
1
3
1
2
1
2
Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств.
Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
Различать стили литературного языка
2
Текст
38
5
8
2
6
1
8
3
5
Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.
Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения.
Распространять предложения по опорным вопросам.
Задавать смысловые вопросы (от слова к слову).
Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
3
Проектная деятельноть
33
3
2
7
2
8
2
9
Разрабатывать проекты
Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения.
Итого
135ч
10
23
9
25
7
27
9
25
Содержание курса
1. Общение (64 часа)
1.1. Значение речи в жизни человека, общества. (4 часа)
Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
1.2. Речь как средство воздействия на мысли, чувства. (3 часа)
Влияние слова на людей, их мысли, чувства. Моделирование речевого поведения в ситуации приветствия. Речь как средство организации и планирования деятельности людей
1.3. Коммуникативные качества речи (19 часов)
Устная речь. Громко–тихо. Темп устной речи в разных ситуациях. Использование громкости, темпа в высказываниях. Роль интонации в речевом общении. Использование этикетных форм при телефонном разговоре. Ролевая игра. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Употребление слова в соответствии со значением. Правила вежливого поведения во время разговора. Речевые ситуации. Использование паузы при устном общении. Закрепление знаний о средствах общения. Разыгрывание ролевой ситуации.
1.4. Языковая норма (12часов)
Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.
1.5. Виды речи. (7часов)
Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия. Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа.
1.6. Выразительные средства языка. (9 часов)
Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями. Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Анализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.
Функциональные стили литературного языка (10 часов)
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).
2. Текст (38 часов)
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Типы текстов.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
3. Проектная деятельность. (33 часа)
Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему. Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи). Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения.
VI. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. 4-е изд.- Ростов, 2002
1
2
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – Санкт-Петербург, 2001.
1
3
Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
1
4
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык,1993г.
1
5
Лекнт П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. – М.: Дрофа, 1998г.
1
2. Технические средства обучения
1
Компьютер
1
3. Экранно-звуковые пособия
1
Интерактивная доска
1
4. Оборудование кабинета
Плакаты демонстрационные
1
Стили речи.
1
2
Выразительные средства языка.
1
3
Типы текста
1
4
Жанры речи
1
5
Жанры произведений.
1
5. Оборудование кабинета
1
Ученические столы одноместные с комплектом стульев
30
2
Стол учительский с тумбой.
1
3
Шкафы для хранения дидактических материалов.
2
4
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
2
Программа «Риторика» для четырёхлетней начальной школы
I. Пояснительная записка
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; « готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Содержание учебного предмета
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
3 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
НАУКА РИТОРИКА
Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)
С какой целью? Зачем?
(Задачи общения.)
4
Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).
Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
Неподготовленная речь. Подготовленная речь.
Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.
5
Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).
Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)
Похвала (комплимент).
1
Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
Слушаем, вдумываемся.
Слушаем по-разному.
2
Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
Читаем учебные тексты.
Учимся писать, редактировать.
Как исправить текст?
(Правка текста.)
3
Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Что такое вежливость.
Добрые дела – добрые слова.
2
Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ
Проверь себя. Тексты разные нужны.
Диалог и монолог.
2
Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Пиши правильно!
Произноси правильно!
Употребляй слова правильно!
3
Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
Пересказ.
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).
4
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…
Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта!
2
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
Рассуждение,
вывод в рассуждении.
Правило и цитата в доказательстве.
2
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.
3
Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание разными способами
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.
Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:
* Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
* Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
* компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
* классных газет и журналов (компьютер);
* фотоальбомов (фотоаппарат);
* DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
Основная литература для педагога:
1. Белопольская Н. А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
2. Богданова О. С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
3. Богусловская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
4. Буйлова Л. Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова Н. А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
7. Костылёва О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
9. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. “Совсем необычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
11. Максимова Т. Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
13. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
14. Пахомова О. А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
15. Пятак С. В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
17. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
18. Симановский А. Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
19. Смирнов Н. А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
20. Сухомлинский В. А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
21. Шемшурина А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
22. Шорыгина Т. А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2010.
23. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
24. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
25. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
26. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г. В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
27. Конституция РФ.- М.: Известие, 2002.
28. Подборка журналов «Начальная школа».
29. Подборка журналов «Воспитание школьников».
Интернет-ресурсы:
1.Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан
http://mon. tatar. ru
2.http://www. km. ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».